Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-117/2021 от 06.07.2021

дело №12-117/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

13 сентября 2021 года ЗАТО г.Североморск

Судья Североморского районного суда Мурманской области (ЗАТО г.Североморск, ул.Душенова, д.12а) Бойко И.Б., рассмотрев жалобу *** Смирновой ФИО5 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №03-383/2020 от 10 июня 2021 года о привлечении должностного лица - *** Смирновой О.Н. к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №03-383/2020 от 10 июня 2021 года должностное лицо - ведущий *** Смирнова О.Н. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Смирнова О.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Обществом при определении величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников используется «Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн в час или менее 20 Гкал в час», утвержденная приказом Госкомэкологии России, включенная в перечни методик, используемых в 2019 и 2020 годах для расчета нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденные АО «НИИ Атмосфера» 21 декабря 2018 года и 19 декабря 2019 года, соответственно и возможность использования которой предусмотрена письмами Минприроды России №12-50/01239-ОГ от 13 февраля 2019 года и №12-50/12483-ОГ от 10 октября 2019 года) и Федеральной службы в области природопользования (№СР-09-03-31/36362 от 23 октября 2020 года.

Таким образом, расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух выполнен на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). Программа производственного экологического контроля разработана на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Общество осуществляет производственный экологический контроль, а также, деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе достоверных данных инвентаризации.

В судебное заседание заявитель не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.25.15 КоАП РФ.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.48 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно материалам дела в период с 23 сентября по 20 октября 2020 года на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №1210 от 21 сентября 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении ***), в результате которой выявлены нарушения:

1. Использование при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенный в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Нарушены требования ч.1 ст.22, ч.1 ст.30 Федерального закона №96-ФЗ; п.п.5, 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России №352 от 07 августа 2018 года; п.15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства РФ №422 от 16 мая 2016 года; Приказ Минприроды России №341 от 31 июля 2018 года «Об утверждении порядка формирования и ведении перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). Нарушены требования ст.21, ст.22 Федерального закона №7-ФЗ; ст.12, ч.1 ст.30 Федерального закона №96-ФЗ; п.8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ №183 от 02 марта 2000 года.

3. Разработка программы производственного экологического контроля на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). Нарушены требования ч.ч.2, 3 и 6 ст.67 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»; п.п.2 и 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденного Приказом Минприроды России №74 от 28 февраля 2018 года.

4. Осуществление производственного экологического контроля, содержащего недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК. Нарушены требования ч.1 ст.67 Федерального закона №7-ФЗ; ч.2 ст.25 Федерального закона №96-ФЗ; п.9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России №74 от 28 февраля 2018 года.

5. Осуществление деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). Нарушены требования ч.1.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ; п.12 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного приказом Минприроды России №414 от 29 сентября 2015 года.

По данным фактам 24 декабря 2020 года в отношении должностного лица - *** Смирновой О.Н. составлен протокол об административном правонарушении №03-383/2020.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №03-383/2020 от 29 декабря 2020 года должностное лицо - *** Смирнова О.Н. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением судьи Североморского районного суда Мурманской области от 31 марта 2021 года указанное постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №03-383/2020 от 10 июня 2021 года должностное лицо - *** Смирнова О.Н. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

С состоявшимся постановлением должностного лица административного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно п.1 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Однако, исходя из имеющихся в настоящем деле об административном правонарушении материалов, должностным лицом административного органа данное обстоятельство оценено не было.

Так, в материалах настоящего дела в подтверждение вины должностного лица Смирновой О.Н. фактически представлен лишь акт проверки АО «МЭС» №0905-1210Вн-А/008-0920 от 23 октября 2020 года.

Акт проверки представлен в виде копии и не в полном объеме.

Так, в акте проверки имеется указание на ряд нарушений.

Однако, доказательств о выявлении указанных нарушений именно ***) акт не содержит.

Данное свидетельствует о том, что выводы должностного лица административного органа о доказанности совершения должностным лицом Смирновой О.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и ее вины в совершении данного правонарушения нельзя признать основанными на достоверных доказательствах.

Несмотря на запросы судьи районного суда в рамках рассмотрения настоящей жалобы, а также на указание судьи в решении от 31 марта 2021 года, подлинные экземпляры документов, составляющих материалы дела об административном правонарушении и подлежащих судебной проверке, не были представлены административным органом, ввиду чего не были исследованы в судебном заседании.

Кроме того, государственным инспектором административного органа доводы возражений Смирновой О.Н. на протокол об административном правонарушении, аналогичные настоящей жалобе, правовой оценки не получили, обжалуемое постановление данного факта не подтверждает.

Вывод о том, что *** Смирновой О.Н. допущены нарушения в области охраны атмосферного воздуха, установленного в ходе проведения проверки *** что влечет совершение ею административного правонарушения, однозначно об этом не свидетельствует, позиция административного органа не мотивирована.

Вывод о виновности Смирновой О.Н. не основан на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с требованиями ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 части 2 указанной статьи к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.

Как указано в части 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Надлежащих доказательств, подтверждающих извещение Общества о предстоящей внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала, в соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в материалах дела не имеется, судье не представлено.

Выводы должностного лица о событии административного правонарушения и доказанности вины Смирновой О.Н. в его совершении основаны на неполно установленных фактических обстоятельствах дела.

При таких обстоятельствах результаты проведенной проверки не могут являться доказательствами нарушения Смирновой О.Н. обязательных требований.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что по данному делу вина должностного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения не является доказанной в установленном законом порядке.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотрен ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - *** Смирновой О.Н. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу *** Смирновой ФИО5 – удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №03-383/2020 от 10 июня 2021 года в отношении должностного лица Смирновой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии решения.

Судья И.Б. Бойко

12-117/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Смирнова Оксана Николаевна
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Бойко И.Б.
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
06.07.2021Материалы переданы в производство судье
06.07.2021Истребованы материалы
27.07.2021Материалы переданы в производство судье
27.07.2021Истребованы материалы
02.08.2021Поступили истребованные материалы
13.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
22.10.2021Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее