ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол
село Богатое Самарской области 19 февраля 2021 года
Судья Богатовского районного суда Самарской области Н.А. Рогов,
изучив протокол от 14 января 2021 г. № 23 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Базаркина Е. И. с прилагаемыми материалами дела,
УСТАНОВИЛ:
20 января 2021 г. начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее отдела ГО и ЧС) администрации муниципального района Богатовский Самарской области ФИО1 в соответствии со ст. ст. 28.8, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации) направил в Богатовский районный суд Самарской области по месту совершения административного правонарушения протокол от 14 января 2021 г. № 23 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Базаркина Е. И. с изложенным в письменной форме ходатайством лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, то есть Базаркина Е.И., о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив поступивший протокол от 14 января 2021 г. № 23 об административном правонарушении, составленный начальником отдела ГО и ЧС администрации муниципального района Богатовский Самарской области Новицким Б.Н., в отношении Базаркина Е. И. и другие материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и прочих материалов дела должностному лицу, составившему протокол, вследствие неправильного составления протокола и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении, составленном начальником отдела ГО и ЧС администрации муниципального района Богатовский Самарской области Новицким Б.Н., отсутствуют сведения о свидетелях, несмотря на то, что указанное в протоколе место совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к местам массового пребывания людей, помимо протокола об административном правонарушении отсутствуют иные доказательства, в том числе объяснения очевидцев (свидетелей), изложенные в письменной форме, и (или) материалы фотосъемки, имеющие отношение к делу, необходимые и достаточные для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола; существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 Кодекса).
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р); а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Перечень должностных лиц, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р, включает в себя, в том числе руководителей созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их заместителей, а также руководителей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами местного самоуправления, их заместителей.
В нормах Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) недостаточно четко определяется правовой статус органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований. При этом из системного анализа положений указанных законодательных актов, а также ряда подзаконных актов (прежде всего, Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794) можно сделать вывод, что такие специально уполномоченные органы и аварийно-спасательные службы (формирования) могут, как входить в систему органов местного самоуправления и обладать публично-правовым статусом, так и создаваться "при органах местного самоуправления" в качестве казенных, бюджетных и даже автономных учреждений и, соответственно, не обладать публично-правовым статусом (статья 19 Федерального закона № 151-ФЗ, подпункт "з" пункта 2 статьи 11, статья 23 Федерального закона № 68-ФЗ).
В порядке исключения Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает ситуации, при которых полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях могут наделяться руководящие сотрудники (руководители и их заместители) органов и организаций, не обладающих публично-правовым властным статусом, и в этой связи предоставление распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р в развитие положений пункта 18 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий руководителям и заместителям руководителей органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами местного самоуправления, соответствует федеральному законодательству
Из вышеизложенного следует, что наличие на территории муниципального образования, в том числе муниципального района, и структура созданных при органах местного самоуправления органов, включая управления, отделы, департаменты ГО и ЧС, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их руководители определяются в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления, в том числе представительным органом (собранием представителей) муниципального образования (муниципального района) и местной администрацией, а также приказами и распоряжениями главы муниципального образования (муниципального района).
Отсутствие в материалах дела полных и достоверных сведений о созданных при органах местного самоуправления на территории Богатовского района Самарской области органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также их руководителях, в частности ссылок на муниципальные правовые акты либо копий муниципальных правовых актов о создании при органах местного самоуправления, в частности при администрации муниципального района Богатовский Самарской области, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе положения об отделе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального района, должностной инструкции начальника отдела ГО и ЧС, прочих нормативно-правовых и распорядительных документов, устанавливающих полномочия руководителей таких органов, не позволяет определить полномочия начальника отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального района Богатовский Самарской области как должностного лица из числа указанных в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р, на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Российской Федерации об административных правонарушениях, и в этом случае протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, для устранения неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
По смыслу закона и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол от 14 января 2021 г. № 23 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Базаркина Е. И., составленный начальником отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального района Богатовский Самарской области Новицким Б.Н., и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в Самарский областной суд путем подачи жалобы через Богатовский районный суд Самарской области в течение десяти суток со дня вручения копии определения.
Судья Н.А. Рогов