Дело № 2-3869/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Серикове Р.В.,
С участием истца Горбатенко А.А., представителей ответчиков УМВД России по Амурской области, МВД России Сипавиной Д.Ю., представителя третьего лица Министерства финансов РФ Кравченко Е.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбатенко А. А. к УМВД России по Амурской области, МВД России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выплатить страховую сумму,
УСТАНОВИЛ:
Горбатенко А.А. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к УМВД России по Амурской области, МВД России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выплатить страховую сумму. В обоснование заявленных требований указал, что является майором милиции в отставке, проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего государственного инспектора отдела технического надзора регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД по Амурской области. Приказом УМВД России по Амурской области истец уволен из органов внутренних дел (по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел). До истечения одного года после увольнения со службы ему была установлена третья степень инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. Размер страховой выплаты составляет 163 075 рублей. Необходимые документы для выплаты в пользу истца страховой суммы были представлены в Управление ГИБДД по Амурской области в июле 2011 года, но первоначально были ошибочно направлены страхователем в ООО «СК Согаз - Жизнь». В последующем заявление с приложенным пакетом документов было перенаправлено в ОАО СК «Ростра» 10.10.2011 года. Страховая выплата не была произведена. За защитой своих прав истец обратился в Благовещенский городской суд. Решением Благовещенского городского суда от 22.07.2012 года судом было признано незаконным бездействие УМВД по Амурской области, выразившиеся в несвоевременном направлении 10.10.2011 года документов Горбатенко А.А. для страховой выплаты в ОАО Страховая компания «Ростра». Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2012 года ОАО Страховая компания «Ростра» было признано несостоятельным (банкротом). УМВД России по Амурской области своим бездействием лишило истца возможности получить положенную ему страховую выплату. 11.04.2013 года определением Арбитражного суда г. Москвы постановлено признать требования Горбатенко А.А. в размере 173 700 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО СК «Ростра». Распоряжением от 09.06.2015 года № 1063-р Правительством РФ были выделены из резервного фонда ассигнования для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел РФ, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 году и 2011 году, не получивших страховое возмещение в установленном порядке. Ответом от 21.10.2016 года УВМД России по Амурской области сообщило истцу, что в связи с тем, что Горбатенко А.А. не был включен в реестр кредиторов СК «Ростра», ему не была произведена выплата единовременной материальной помощи в соответствии с распоряжением от 09.06.2015 года № 1063-р.
На основании изложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец Горбатенко А.А. просил суд признать незаконным бездействие УМВД России по Амурской области по оформлению документов для получения единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел РФ, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получивших страховое возмещение в установленному порядке в соответствии с Распоряжением от 09.06.2015 года № 1063-р Правительства Российской Федерации; возложить на МВД России обязанность выплатить единовременную материальную помощь Горбатенко А.А., инвалиду третей группы, в размере 157 000 рублей в соответствии с Распоряжением от 09.06.2015 года № 1063-р Правительства Российской Федерации.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 27 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены МВД России, Министерство финансов РФ.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 21 июня 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика в части требования о возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь УМВД России по Амурской области надлежащим ответчиком МВД России.
В ходе судебного разбирательства истец на требованиях с учетом их уточнения настаивал, привел доводы заявления.
Представитель ответчиков с иском не согласилась, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, пояснила, что 26.07.2010 года Горбатенко А.А. уволен из органов внутренних дел на основании приказа УВД по Амурской области. 14.07.2011 года истцу до истечения одного года после увольнения установлена третья группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения службы. Горбатенко А.А. обратился в ОАО «Страховая компания «Ростра» через УМВД, за возмещением страховой выплаты 28.09.2011 года. Все документы, необходимые для выплаты страхового возмещения Горбатенко А.А., УМВД России по Амурской области были направлены в адрес страховой компании 10.10.2011 года. В связи с не выплатой страхового возмещения в адрес страховой компании 20.01.2012 года направлен запрос о причинах невыплаты, ответ на который из ОАО «Страховая компания «Ростра» не получен. 26.06.2012 года ОАО «СК «Ростра» решением Арбитражного суда г. Москвы признано несостоятельным (банкротом). 18.04.2013 года определением Арбитражного суда г. Москвы требования Горбатенко А.А. в размере 173 700 рублей признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО СК «Ростра». Согласно распоряжению Правительства РФ от 09.06.2015 года № 1063-р из резервного фонда Правительства РФ МВД РФ были выделены бюджетные ассигнования для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел РФ, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке. В соответствии с ответом ЦФО УМВД России по Амурской области от 18.04.2017 года страховые выплаты по распоряжению Правительства РФ были выплачены в августе 2015 года согласно спискам, указанным в приложениях к указанию Финансово-экономического департамента МВД РФ. В 2015 году доведены целевые лимиты бюджетных обязательств в сумме 3 726 000 рублей, которые были направлены на выплату материальной помощи гражданам, поименованным в списках, в сумме 3 396 000 рублей. Остаток неиспользованных бюджетных средств в сумме 330 000 рублей отозван ФЭД МВД России в 2015 году. В 2016-2017 годах целевые бюджетные ассигнования на данные выплаты не поступали. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Несмотря на то, что распоряжение Правительства РФ от 09.06.2015 года № 1063-р является действующим, бюджетные ассигнования в настоящее время не обеспечены. УМВД России по Амурской области не является правопреемником юридического лица страховой организации ОАО СК «Ростра». Кроме того, УМВД России по Амурской области не является в данном случае ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью истца, поскольку заболевание истца получено в период службы, но не связано с исполнением им обязанностей службы в органах внутренних дел в должности старшего государственного инспектора отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД УВД по Амурской области. В связи с заболеваниями, полученными в период военной службы, он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Поскольку УМВД в данном случае не является ответственным за заболевание, полученное истцом в период исполнения обязанностей службы в органах внутренних дел, заболевание истца не связано с исполнением служебных обязанностей, взыскание страховой суммы с УМВД не может быть признано законным и обоснованным. Просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ пояснила, что для сотрудников органов внутренних дел, не получивших в 2010 – 2011 годах страховые выплаты от ОАО «СК «Ростра», распоряжением Правительств РФ из резервного фонда МВД РФ были выделены средства для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел. Обязанность по выплате страхового возмещения лежит на МВД РФ.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, осуществляемое за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям) (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договора страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регламентированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент страхового случая) жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел является МВД России (п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248).
При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы военных сборов. К страховым случаям относится установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона страховые суммы выплачиваются при наступлении страхового случая, в том числе, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Горбатенко А.А. проходил службу в органах внутренних дел с 30 декабря 1985 года. 26 мая 2010 года приказом УВД по Амурской области № 407 л/с от 26.05.2010 года уволен из органов внутренних дел по п. «б» ч. 6 ст. 19 Закона РФ «О полиции» (по достижению предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел).
Согласно справке серии МСЭ-2011 № ***, справке ФГУЗ ССЧ УВД по Амурской области ВВК от 18.12.2009 года № 2613, справке УМВД России по Амурской области, истцу Горбатенко А.А. 14 июля 2011 года установлена филиалом № 7 Главного бюро МСЭ по Амурской области инвалидность III группы до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования, в частности, является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Учитывая то обстоятельство, что истцу установлена инвалидность до истечения одного года после увольнения из органов внутренних дел, вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, суд приходит к выводу о том, что указанный случай является страховым, в связи с чем истец имеет право на получение страхового возмещения в соответствии Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, а доводы представителя ответчиков о том, что заболевание истца не связано с исполнением служебных обязанностей, судом признаются не обоснованными.
Кроме того, данное обстоятельство также установлено вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 23 июля 2012 года.
01 января 2011 года между УВД по Амурской области и ОАО Страховая компания «Ростра» был заключен государственный контракт № 1, предметом которого являлась жизнь и здоровье застрахованных лиц рядового и начальствующего состава МВД по Амурской области.
Срок действия указанного контракта, вступившего в силу с 01 января 2011 года, составил один год.
Согласно пункту 2.2 контракта жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания в пределах действия контракта. При наступлении страховых случаев, предусмотренных п. 3.1.1 и 3.1.2 контракта, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными лицами в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.
В соответствии с п. 3.1.2 контракта страховым случаем является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.
Законодательством, действующим с 1 января 2012 г., а именно частью 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, установлен размер страхового возмещения инвалиду III группы в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2012 года по делу № А40-105041/11-95-463«Б» ОАО Страховая компания «Ростра» признано несостоятельным (банкротом).
11 марта 2013 года в Арбитражный суд г. Москвы от Горбатенко А.А. поступило заявление о включении требований в реестр кредиторов должника. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 18 апреля 2013 года требования Горбатенко А.А. в сумме 173 700 рублей страховой выплаты признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО СК «Ростра».
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2014 года завершено конкурсное производство в отношении ОАО СК «Ростра», общество исключено из ЕГРЮЛ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку истцу установлена III группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, инвалидность наступила в течение одного года после увольнения истца со службы, он имеет право на получение страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ.
В силу положений статьи 7 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года N 52-ФЗ ответственность страхователя перед выгодоприобретателем наступает лишь в том случае, если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, при этом в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Закона обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.
Из материалов дела следует, что государство выполнило свою обязанность, осуществило бюджетное финансирование обязательного страхования и дальнейшее заключение со страховой организацией ОАО Страховая компания «Ростра» через уполномоченное лицо УВД по Амурской области государственного контракта от 01.01.2011 года № 1 об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Страховая выплата истцу в размере 163 075 рублей не произведена в связи с банкротством и ликвидацией страховщика ОАО Страховая компания «Ростра».
Положения Федерального закона РФ от 28.03.1998 года N 52-ФЗ не устанавливают порядка осуществления соответствующей гарантии в том случае, если страховая компания, в которой были застрахованы жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц, была ликвидирована до полного исполнения обязательств по заключенному с ней государственному контракту, предметом которого являлось обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных выше лиц.
Вместе с тем Правительством РФ издано Распоряжение от 09.06.2015 года N 1063-р «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке», которым МВД России выделены бюджетные ассигнования в размере 182 032 000 рублей для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию.
Пунктом 2 Распоряжения установлено, что МВД России производит выплату единовременной материальной помощи в следующем размере: в случае установления сотруднику в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, инвалидности: I группы - 400 000 рублей; II группы - 300 000 рублей; III группы - 157 000 рублей.
Таким образом, для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах и которые не получили страховое возмещение в установленном порядке, государство установило размер и порядок выплаты единовременной материальной помощи. При этом обязанность по осуществлению данных выплат, производимых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, была возложена на МВД России.
Из материалов дела, пояснений представителя ответчиков следует, что в 2015 году доведены целевые лимиты бюджетных средств в сумме 3 726 000 рублей, которые направлены на выплату материальной помощи гражданам, поименованным в списках, предоставленных ЦФО УМВД Росси по Амурской области. Остаток неиспользованных бюджетных средств в сумме 330 000 рублей отозван ФЭД МВД России в 2015 году.
Как следует из информационного письма № 31/10-4793 от 17.07.2015 года Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России территориальным органам МВД России на региональном уровне направлены сформированные по представленным, во исполнение телеграммы МВД России от 13.02.2015 года № 1/988, сведениям списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2015 года № 1063-р. Также предложено в срок до 01 сентября 2015 года обеспечить выплату единовременной материальной помощи поименованным в списках лицам путем перечисления денежных средств во вклад, открытый в кредитной организации.
Из представленных списков усматривается, что истец Горбатенко А.А. в них не поименован, однако в пенсионном деле истца имеется выписка из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 № 1002332 об установлении с 14.07.2011 года инвалидности III группы.
То обстоятельство, что УМВД России по Амурской области было достоверно известно о Горбатенко А.А., как о лице, не получившем страховое возмещение, в том числе по вине УМВД России по Амурской области, и желающем получить такое возмещение, свидетельствует решение Благовещенского городского суда от 23 июля 2012 года, многочисленная переписка, имеющаяся в материалах дела, в связи с чем доводы стороны ответчика о необращении Горбатенко А.А. с заявлением о производстве страховой выплаты признаются судом необоснованными. При этом ответчик не доводил до сведения истца о необходимости обращения в УМВД России по Амурской области с заявлением о производстве страховой выплаты после 09 июня 2015 года.
Также судом установлено, что необходимые денежные средства для страховой выплаты Горбатенко А.А. были учтены в качестве лимита бюджетных ассигнований, и остаток неиспользованных бюджетных средств в сумме 330 000 рублей отозван ФЭД МВД России в 2015 году.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Горбатенко А.А., как лицо, не получившее страховое возмещение в установленном порядке, имеет право на определенную государством выплату в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительством Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 1063-р.
В связи с чем бездействие УМВД России по Амурской области по оформлению документов истца Горбатенко А.А. для получения единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел РФ, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.06.2015 года № 1063-р, судом признаются незаконными, а требования истца в данной части основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, поскольку судом ранее установлено, что порядок и размер материальной помощи гражданам, не получившим страховое возмещение в установленном порядке государством установлен, а также возложена обязанность по осуществлению данных выплат, производимых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, на МВД России, суд находит требования Горбатенко А.А. о взыскании с МВД России единовременной материальной помощи в размере 157 000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2015 года № 1063-р также законными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горбатенко А. А.ча удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел по Амурской области по оформлению документов Горбатенко А. А. для получения единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудником органов внутренних дел РФ, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 году и 2011 году, не получивших страховое возмещение в установленном порядке в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года № 1063-р.
Взыскать в Министерства внутренних России в пользу Горбатенко А. А. единовременную материальную помощь в размере 157 000 рублей в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года № 1063-р.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 11 июля 2017 года.
Председательствующий Е.А. Фирсова