Дело № 2-577/2020
Принято в окончательной форме:
15.06.2020.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Черепениной Е.О.,
с участием истца Мельниченко Н.В.,
представителей ответчика Терсинских Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниченко Николая Викторовича к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о защите прав потребителей, исключении задолженности по внесению платы за тепловую энергию и пени,
УСТАНОВИЛ:
Мельниченко Н.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС») о защите прав потребителей, исключении из платежных документов по лицевому счету 000023824543 задолженности по внесению платы за тепловую энергию, начисленной за 2017 год на основании показаний общедомового прибора учета, в сумме 17 167,87 рублей и пени – 2550,81 рублей.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении и в судебном заседании указал, что является собственником квартиры по адресу: ***. Регулярно и в полном объеме оплачивал квитанции за коммунальные услуги. В апреле 2018 года плата за коммунальную услугу выросла с 3355,20 рублей до 6009,52 рублей. Обратившись в управляющую компанию ООО «Североморскжилкомхоз», ООО «Единый расчетный центр» и АО «МЭС», получил информацию о том, что плата возросла по причине установки в доме общедомового прибора учета тепловой энергии. Вместе с тем, собрание собственников помещений многоквартирного дома по данному вопросу не проводились, об установке прибора он извещен не был, показания прибора в квитанциях отсутствовали. Поскольку прибор учета неисправен и в настоящее время выведен из эксплуатации, считает, что его показания не могут учитываться при определении платы за коммунальную услугу. Работая слесарем по ремонту котельного оборудования АО «МЭС» и имея профессиональные знания, полагает, что состояние сетей МКД не позволяло прибору работать нормально – двери в подвал не закрывались, в зимние месяцы имелось парение. Доказательств ненадлежащего состояния подвала, наличия нарушений при установке прибора, обращений в управляющую компанию, государственную жилищную инспекцию представить не может.
Представитель ответчика АО «МЭС» Терсинских Н.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений. В 2015 году в многоквартирном доме по адресу: г. Североморск, ул. Падорина, д. 17 был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. 17.12.2015 он введен в эксплуатацию, принят для коммерческого учета. Для расчета корректировки платы за отопление согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ежемесячно снимались показания прибора учета. Плата выставлена на основании ведомости о среднемесячном расходе тепловой энергии, согласно которой расход тепловой энергии по указанному многоквартирному дому за 2017 год, принятый для корректировки платы, составил 1 138,2 Гкал (из расчета исключены июль и августа 2017 года в связи с отсутствием отопления). Корректировка платы за отопление в многоквартирном доме производится по итогам года в начале следующего года. С учетом ведомостей учета тепловой энергии, технического паспорта здания, данных индивидуальных приборов учета по ГВС сделан расчет среднемесячного потребления энергии, который отличается от норматива, установленного вышеназванным постановлением Правительства РФ. Корректировка платы осуществляется в соответствии с пунктом 42 указанных Правил, объем тепловой энергии для расчета корректировки определяется в соответствии с пунктами 59, 60 Правил. Корректировка платы по итогам работы прибора учета составила бы, в частности, по квартире истца, более 31 000 рублей. Плата за коммунальную услугу с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии за отопительный период года, предшествующий расчетному, с апреля 2018 года увеличилась и для квартиры истца составила 6 009,52 рублей, что было указано в квитанциях. Истец продолжал платить по нормативу, как ранее, в связи с чем и образовалась задолженность. Просит учесть, что жалоб жителей дома в 2017-2018 годах на ненадлежащее качество предоставленной коммунальной услуги и/или работы прибора не поступало, а с ноября 2017 года его показания уже не учитывались для платы за коммунальную услугу. 24.12.2018 необходимо было провести поверку прибора, что относится к компетенции управляющей компании. Полагает, что плата за отопление и подогрев воды в спорный период начислена в соответствии с действующим законодательством и перерасчету не подлежит. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица – ООО «Североморскжилкомхоз» в судебное заседание не явился, извещён, об уважительности причин неявки не сообщил, мнения по иску не представил.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п.5).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правила предоставления №354 регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил предоставления № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы.
Согласно Распоряжению Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП «О создании единой теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» определено в качестве объединенной теплоснабжающей компании.
В соответствии с Уставом АО «Мурманэнергосбыт» (утвержден 12.10.2015), АО «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС»; ресурсоснабжающая организация) создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» как Открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» 04.09.2009. Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.
Договоры теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг между АО «МЭС» и управляющими компаниями в отношении рассматриваемых многоквартирных домов не заключались. Отношения с собственниками помещений в многоквартирных домах осуществляются путем совершения конклюдентных действий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (письмо АО «МЭС» № 08/12642 от 18.08.2016).
АО «МЭС» по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирных домах города Североморска по ул. Сизова (дом 15), является организацией, которая в силу положений части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.
Согласно представленной АО «Мурманэнергосбыт» информации, по договору аренды имущества № 78/04 от 01.09.2015 с МУП «Североморские теплосети» АО «Мурманэнергосбыт» передано во временное возмездное владение и пользование имущество (источник тепловой энергии, тепловые сети и т.д.), расположенное на территории ЗАТО г. Североморск, с целью его использования для производства пара и горячей воды (тепловой энергии).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона об энергетической эффективности), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности предусмотрено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом, после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления (часть 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности).
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Федерального закона об энергетической эффективности).
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений многоквартирных домов.
В случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.
Как установлено судом, действуя в рамках прямого указания закона об энергосбережении и исполняя обязанность по оснащению МКД прибором учета, в период 2014-2015 годов АО «МЭС» осуществило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: Мурманская область, г.Североморск, ул. Адмирала Падорина, д.17.
В соответствии с пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034, организация учета тепловой энергии, теплоносителя включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
В силу пункта 19 Правил коммерческого учета, узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; б) требований настоящих Правил; в) технической документации на приборы учета и средства измерений (пункт 39 Правил учета).
Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил коммерческого учета).
Согласно пункта 33 Правил коммерческого учета узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Монтаж узла учета осуществляется в строгом соответствии с согласованным теплоснабжающей организацией проектом.
Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункты 61, 62 Правил коммерческого учета).
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется (пункты 66-69 Правил коммерческого учета).
Пунктом 72 Правил коммерческого учета предусмотрено, что в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что 25.06.2014 комиссия в составе представителей ЗАТО «ТЭМ» и ООО «Ресурс-Технологии», ООО «Североморскжилкомхоз», Администрации ЗАТО г.Североморск, АО «Мурманэнергосбыт» провела обследование на предмет возможности установки коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: г.Североморск, ул. Падорина, д.17. В результате обследования возможность установки присутствует, о чем составлен акт.
Согласно акта первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 17.12.2015, комиссией в составе начальника отдела Энергонадзора и ведущего инженера отдела Энергонадзора АО «МЭС», представителя монтажной организации ООО «Ресурс-Технологии», представителей собственника и.о. Председателя КРГХ Администрации ЗАТО г.Североморск ФИО1. и ФИО2., узел учета тепловой энергии многоквартирном доме допущен в эксплуатацию.
Доводы Мельниченко Н.В. о том, что жильцы дома не были уведомлены об установке ОДПУ не влияют на законность установки прибора, в силу императивности работ по установке ОДПУ, произведенных АО «МЭС».
Каких-либо доказательств того, что имелись какие-либо недостатки, препятствовавшие нормальному функционированию узла учета, истцом суду не представлено и в судебном заседании не добыто. Довод истца о том, что узел учета должен считаться непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, голословен. Сведений об обращении жильцов с жалобами на состояние общедомового имущества МКД, наличии оснований для признания предоставленной услуги по теплоснабжению в период 2017 года и в последующем некачественной – не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что прибор учета тепловой энергии в МКД установлен правомерно, введен в эксплуатацию с соблюдением требований действующего законодательства, его показания могли быть использованы при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома тепловую энергию, согласно требованиям статьи 153 и 154 ЖК Российской Федерации, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе отопление.
Согласно пункту 42(2) Правил №354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, при оборудовании дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам.
Исходя из положений пункта 27 Правил №307, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктом «б» пункта 21, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Из содержания всех формул приведенных в Правилах № 307 следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. При этом такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета. Соответственно, именно по окончании данного периода (когда сведения, подлежащие учету в целях определении величины корректировки уже в наличии), а не в любое время, корректировка платы за отопление и должна быть произведена.
Для расчета корректировки платы за отопление согласно постановлению правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставлена ведомость о расходе тепловой энергии, согласно которой расход тепловой энергии по многоквартирному дому 17 по ул. Падорина в г.Североморск за 2017 год, принятый для корректировки платы, составил 1138,2 Гкал.
Корректировка платы производится в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Объем тепловой энергии для расчета корректировки определен в соответствии с пунктами 59,60 Правил. По итогам работы ОДПУ корректировка платы составила бы 678,46 руб./кв.м., в связи с чем, АО «МЭС» принято решение корректировку потребителям для оплаты не выставлять.
Согласно пункта 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 421 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 421 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
a) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд; (с 01 января 2017 года в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498).
В соответствии с пунктом 59 Правил потребителям дома 17 по ул. Падорина в г.Североморске в период с апреля по декабрь 2018 года была выставлена плата за отопление исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за отопительный период года, предшествующего расчетному.
Среднемесячный объем составил 0,0349937 Гкал/кв.м. В расчет приняты данные общей площади жилых и нежилых помещений в МКД из технического паспорта здания (2376,90 кв.м.), расход по ОДПУ из ведомости за 2017 год (1138, 20 Гкал), начисление за ГВС по ИПУ по данным расчетного центра (140,08 Гкал).
Суд учитывает, что в месяцы, ведомости которых имели фиксацию нештатных ситуаций, объем потребленной энергии взят по нормативу.
Тот факт, что с ноября 2017 года ОДПУ в доме 17 по ул. Адмирала Падорина в г.Североморске не допущен в эксплуатацию ввиду некорректного измерения термопреобразователем значений температуры и фиксации вычислителем заниженной температуры обратного трубопровода и утечки теплоносителя в размере 6% погрешности (акт от 01.11.2017), не может свидетельствовать о некорректности работы прибора весь период предшествующего коммерческого учета.
Величина среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0349937 Гкал/кв.м использована АО «МЭС» для начисления платы в периоде апрель-декабрь 2018 года, в том числе по жилому помещению истца – квартиры №43.
Расчет платы за спорный период, отраженный в платежных документах по квартире истца, судом проверен, является математически верным. Истцом каких-либо убедительных возражений относительно произведенного расчета не представлено.
Таким образом, судом не установлено необоснованного начисления платы ресурсоснабжающей организацией за поставленную тепловую энергию, следовательно, оснований для исключения из платежного документа задолженности, образовавшейся ввиду неполного внесения истцом ежемесячной платы за оказанную услугу, и пени за просрочку внесения платы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельниченко Николая Викторовича к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о защите прав потребителей, исключении задолженности по внесению платы за тепловую энергию и пени – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова