№2-2419/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2017 года г.Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,
представителя истца Бобуек Е.А.,
ответчика Горюновой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Горюновой Светлане Евгеньевнео прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд г. Оренбурга с иском к ответчикуоб изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём предоставления другого жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учёта, указав, что собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес> Горюнова С.Е.. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом № 9 по ул.Кривцова г.Оренбурга включен в данную программу.
ДД.ММ.ГГГГ г. ответчику было направлено требование о сносе дома в разумный срок. В связи с тем, что ответчики снос дома не осуществил, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1874-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ. Управление жилищной политики администрации г.Оренбурга направило ответчикам уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчик уведомлён о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>
- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ему в собственность взамен изымаемой недвижимости благоустроенного жилого помещения общей проектной площадью <данные изъяты>.м., расположенного в строящемся доме после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчик предупреждён об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на данный момент не исполняются. Просил изъять для муниципальных нужд у Горюновой С.Е. жилое помещение по адресу: <адрес> Предоставить в собственность Горюновой С.Е.жилое помещение общей площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес>, выселить ответчика из жилого помещения по адресу: <адрес> снять еес регистрационного учёта по данному адресу.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил прекратить право собственностиГорюновой С.Е.на жилое помещение по адресу: <адрес>. Признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты>.м по адресу: <адрес>. Признать право собственности Горюновой С.Е.на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес>. ВыселитьГорюнову С.Е. из жилого помещения по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Бобуек Е.А., действующая на основании доверенности, уточнённые исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Горюнова С.Е.в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указала, что между ней и истцом не достигнуто соглашение. Истцом не соблюдён порядок изъятия жилого помещения. Предложенный истцом вариант с учетом состояния ее здоровья не подходит, не является допустимым и противоречит нормам действующего законодательства. Просила в удовлетворении исковых требований администрации г. Оренбурга отказать.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., полагавшего, что требования администрации не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу положений ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачётом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждёнными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Судом установлено, что Горюнова С.Е. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г..
Из заключения межведомственной комиссии № № от ДД.ММ.ГГГГ г. усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. В данном заключении указано, что состояние перекрытий и кровли признано недопустимым, состояние стен и фундамента признано ограниченно работоспособным.
На основании ст.14 ЖК РФ, статей 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статей 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы", целями которой является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012 г., расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург"; финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017 годы.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории г. Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с п.3 ст.2ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом № 9 по ул.Кривцова г.Оренбурга включен в данную программу.
Из искового заявления следует, что решение об изъятии жилого помещения было принято ДД.ММ.ГГГГ г., требование о сносе дома в разумный срок было направлено собственнику аварийного жилого помещения Горюновой С.Е.ДД.ММ.ГГГГ г., а ДД.ММ.ГГГГ г. направлено уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд).
Согласно пояснениям ответчика, указанные требование и уведомление им получены не были. Доказательства направления требования и уведомления и получения их ответчиком истец суду не представил.
Вместе с тем, в силу ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключал в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск должен быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем по истечении трёх месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, соглашение об избрании собственником жилого помещения варианта переселения в другую квартиру им не подписано, что также свидетельствует о нарушении истцом порядка изъятия жилого помещения.
Из разъяснений, содержащихся в подпункте «г» п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июня 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч.2 ст.32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.4 ст.32 ЖК РФ).
При этом, исходя из положений ч.4 ст.32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, т.к. в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт «и» п.20 указанного постановления).
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местногосамоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Частью 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом производятся.
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (п. 2 ст. 239).
В силу ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Учитывая, что в условиях состязательности и равноправия процесса истцом не представлены относимые и допустимые доказательства соблюдения предусмотренной законом процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, соглашение между истцом и ответчиком - собственником жилого помещения о предоставлении взамен подлежащего сносу жилого помещения другого жилого помещения и переселении достигнуто не было, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацию, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования администрации г.Оренбурга к Горюновой Светлане Евгеньевне о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бахтиярова Т.С.
Мотивированный текст решения суда составлен 20 ноября 2017 года.