Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2178/2016 ~ М-16503/2015 от 11.01.2016



Дело № 2-2178/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2016 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Луговцовой С.А.,

При секретаре судебного заседания Гладун Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П. к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

П. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов, в обоснование которого указано, что она (истец) является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту № ***, полученному *** года.

За период с августа *** по ноябрь *** года ответчик указанные выплаты не производил, в результате чего образовалась задолженность в общей сумме ***.

На основании изложенного, П. просит суд: обязать Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району осуществить ей выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с августа *** года по ноябрь *** года в сумме ***; взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району расходы, понесенные на оплату государственной пошлины, в размере ***.

В судебное заседание не явились: истец П., представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; П. и представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменного отзыва Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** следует, что П. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья (социальная выплата). Предоставление социальной выплаты осуществлялось до *** года в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 года № 617. Начиная с *** года, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 года № 446. Участником государственной программы является Министерство социальной защиты населения Амурской области (Министерство). Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (Положение № 26). Согласно п. 10 Положения № 26 выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству на текущий год. Согласно п. 9 Положения № 26 предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства путем их перечисления на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, указанный в заявлении. Согласно п. 4 Положения № 26 размер социальной выплаты за месяц определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «а» п.4 Положения № 26, и не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета. В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. В 2013 году Министерство довело до ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» средства на предоставление социальной выплаты в размере ***, выплачено было ***. Вместе с тем, в Управление в 2013 году обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму ***. Таким образом, долг перед гражданами на *** года составил ***. В 2014 году доведено средств на сумму ***, выплачено ***. В соответствии с п. 8.1. Положения № 26 предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в Управление при условии соблюдения требований Положения № 26. В *** году и январе *** года выплаты производились по заявлениям, поданным до *** года. В соответствии с отчетом за декабрь 2015 года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением № 26, составила ***, в том числе перед П., – ***. Механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции Управления, ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в Министерство своевременно. Однако, финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением № 26, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с указанным, граждане социальных выплат не получают. Следовательно, причина сложившейся задолженности заключается не в бездействии сотрудников Управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением № 26: документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в Министерство направило. В связи с изложенным, Управление не усматривает в своих действиях нарушений действующего законодательства, так как непредставление социальных выплат из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие подпрограммы, не зависит от работников Управления. Поэтому, Управление возражает против заявленных требований и просит в их удовлетворении отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, *** года между ОАО «***» (Кредитор) и П. (Заемщик) был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого Кредитор обязуется предоставить Заемщику кредит на «Приобретение строящегося жилья» в сумме *** под *** процентов годовых на инвестирование строительства объекта недвижимости - квартиры № ***, расположенной по адресу: *** (Объект недвижимости), на срок *** месяцев, считая с даты его фактического предоставления (п. 1.1. договора).

Из искового заявления и письменного отзыва Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** следует, что П. обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному для приобретения жилья.

Решением Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** расходы по кредитному договору от *** года № *** были приняты к компенсации.

С августа по ноябрь *** года выплаты П. не осуществлялись.

Согласно справке Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за август – ноябрь *** года составляет ***, согласно поданному заявлению от *** года.

Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).

В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами, подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец П. вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных подпрограммными мероприятиями по развитию ипотечного жилищного кредитования в Амурской области.

Судом также установлено, что в период с августа по ноябрь *** года такие выплаты истцу не осуществлялись.

Как следует из доводов ответчика, изложенных в письменном отзыве, отсутствие выплат денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием данных мероприятий из бюджета Амурской области. В 2013 году Министерство социальной защиты населения довело до ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» средства на предоставление взыскиваемой истцом социальной выплаты в размере ***, которые были полностью выплачены. Вместе с тем, в Управление в *** году обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму ***. Таким образом, долг перед гражданами на *** года составил ***. В *** году доведено средств на сумму ***, которые были полностью выплачены. В соответствии с п. 8.1. Положения № 26 предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в Управление при условии соблюдения требований Положения № 26. В *** году и январе *** года выплаты производились по заявлениям, поданным до *** года. В соответствии с отчетом за декабрь *** года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением № 26, составила ***, в том числе перед П., – ***.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты населения. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на Управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки, подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества, и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не имеет надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, 24 мая 2001 года № 8-П, 19 июня 2002 года № 11-П, 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким-либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статье 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец П. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить истцу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с августа по ноябрь *** года в размере ***, за счет средств областного бюджета.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования искового заявления П. - удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району осуществить П. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года, заключенному ОАО «***» и П., за период с августа по ноябрь *** года в размере ***, за счет средств областного бюджета.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району в пользу П. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – *** 2016 года.

Председательствующий судья: С.А.Луговцова

2-2178/2016 ~ М-16503/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петренко Ольга Александровна
Ответчики
ГКУ АО УСЗН по г.Благовещенску
Другие
МСЗН АО,Министерство финансов АО,Правительство АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Луговцова С.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
11.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2016Передача материалов судье
11.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2016Судебное заседание
15.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее