Дело ### 1867/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе
Председательствующего Исаковой Е.И.
При секретаре 0
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«26» марта 2015 года
гражданское дело по иску ОАО Негосударственный пенсионный фонд «РГС» к 0 о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ОАО Негосударственный пенсионный фонд «РГС» обратился в суд с иском к 0 о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
Свои требования истец мотивирует тем, что **.**.**** между Негосударственным пенсионным фондом «РГС» (реорганизован в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «РГС») и 0 был заключен договор об обязательном пенсионном страховании ### (далее - Договор).
12.08.2013г. Ответчик подал в Пенсионный фонд России заявление № ### застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд.
12.01.2013из Центрального Банка Российской Федерации истец получил письмо № ###, из которого стало известно, что Ответчик обращался в ЦБ РФ касательно неправомерного перевода средств пенсионных накоплений Ответчика Истцу. Из данного письма Истец сделал вывод о том, что договор об обязательном пенсионном страховании ### и заявление № ### Ответчиком не подписывались
В соответствии с пунктом 1 статьи 36.4 Федерального закона № 75-ФЗ договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом.
Согласно статье 36.5 Федерального закона № 75-ФЗ договор об обязательном пенсионном страховании прекращается, в том числе в случае признания судом такого договора недействительным.
Договор об обязательном пенсионном страховании противоречит закону, в частности нарушает положения пункта 1 ст. 36.4 Федерального закона № 75-ФЗ, поскольку заключен ненадлежащей стороной.
Следовательно, сделка не соответствует закону или иному правовому акту (ст. 168 ГК РФ).
Как указано выше договор об обязательном пенсионном страховании от **.**.**** ### заключен ненадлежащей стороной.
Договор, заключенный ненадлежащими сторонами, нарушает право Истца на осуществление им деятельности по обязательному пенсионному страхованию, предусмотренную статьей 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» от **.**.**** № 75-ФЗ.
В силу этого договор должен быть признан недействительным.
В свою очередь согласно пункту 3 статьи 36.4 Федерального закона № 75-ФЗ договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика.
В соответствии со статьей 36.12 Федерального закона от **.**.**** № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» пенсионные накопления застрахованного лица в случае отказа застрахованного лица от формирования накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде России передаются в выбранный застрахованным лицом негосударственный пенсионный фонд не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд.
Таким образом, пенсионные накопления по указанному Договору должны были поступить Истцу не позднее **.**.****
Однако согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от **.**.**** № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» заявления застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию о переходе в том числе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд подлежат исполнению в 2015, 2016 и 2017 годах только в случае, если негосударственный пенсионный фонд, который является новым страховщиком, внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.
Таким образом, средства пенсионных накоплений Истцу не поступали. Следовательно, в силу того, что средства пенсионных накоплений Ответчика Истцу не поступили, указанный Договор не вступил в силу.
Просит суд признать договор об обязательном пенсионном страховании ### от 12.08.2013, заключенный между Истцом и Ответчиком, недействительным.
Представитель истца в суд не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик 0 исковые требования не признал.
Представитель 3-го лица ОПФ РФ по Кемеровской области 0, действующий на основании доверенности считает заявленные требования не обоснованными.
С учетом мнения участников процесса и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Суд, выслушав ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что ОАО НПФ «РГС» обратился в суд с иском о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании.
В обоснование возражений на заявленные требования ответчик 0 пояснил, что договор об обязательном пенсионном страховании с ОАО НПФ «РГС» им не подписывался и соответственно не заключен.
Из материалов дела следует, что 0 обратился с заявлением в Центральный банк РФ о нарушении со стороны ОАО НПФ «РГС» законодательство РФ, оспаривает заключение с ОАО НПФ «РГС» договора об обязательном пенсионном страховании.
С аналогичной жалобой 0 обратился и в ОПФР по Кемеровской области.
Согласно ст. 3 Федерального закона от **.**.**** N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" под договором об обязательном пенсионном страховании понимается соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.
В соответствии со ст. 36.11 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей на дату, указанную в оспариваемом договоре, застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии может воспользоваться правом на переход из фонда в фонд не чаще одного раза в год путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании с новым фондом и направления в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления о переходе из фонда в фонд.
При этом застрахованным лицом является физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании. Типовая форма заявления утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от **.**.**** N ###.
На основании ст. 36.7 и п. 3 ст. 36.11 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" заявление застрахованного лица о переходе из фонда в фонд направляется им в Пенсионный фонд РФ не позднее 31 декабря текущего года. Такое заявление застрахованное лицо вправо подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или направить иным способом.
Согласно ст. 36.3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" договор об обязательном пенсионном страховании заключается на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут в соответствии с данным Федеральным законом. Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от **.**.**** N 669, является Минздравсоцразвития РФ.
Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36.2 Федерального закона от **.**.**** N 75-ФЗ фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан уведомлять в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом, Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании в течение одного месяца со дня их подписания.
Пунктом 6.1 ст. 36.4 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если после внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц будет установлено, что договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами, такой договор подлежит прекращению. При этом последствием прекращения является обязанность по передаче средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Из представленных в материалы дела копий договора № об обязательном пенсионном страховании между НПФ "РГС" и застрахованным лицом и заявления застрахованного лица о переходе из ПФ РФ следует, что они подписан **.**.**** от имени застрахованного лица 0, однако последний отрицает факт подписания данных документов.
Из искового заявления следует, что истцом так же не оспаривается то обстоятельство, что 0 договор не подписывался.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Признание договора незаключенным означает отсутствие каких-либо договорных обязательств между его сторонами.
Поскольку установлено, что 0 договор об обязательном пенсионном страховании с ОАО НПФ «РГС» не подписывал, он является незаключенным, в связи с чем, оснований для признания его недействительным не имеется.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ОАО Негосударственный пенсионный фонд «РГС» в удовлетворении требований о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании ### от **.**.**** года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.
Судья Исакова Е.И.