Дело № 2-293/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2014 года <адрес>
Сердобский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Филь А.Ю.,
при секретаре Куликовой З.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области к муниципальному казенному предприятию «Водоканал» города Сердобска Сердобского района о понуждении к разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
у с т а н о в и л:
В Сердобский городской суд Пензенской области с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию «Водоканал» города Сердобска Сердобского района о понуждении к разработке и принятию мер по предупреждению коррупции обратился прокурор Сердобского района, мотивируя тем, что, что прокуратурой Сердобского района была проведена проверка соблюдения муниципальным казенным предприятием «Водоканал» города Сердобска Сердобского района требований Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В ходе проверки было установлено, что меры по предупреждению коррупции в муниципальном казенном предприятии «Водоканал» города Сердобска Сердобского района до настоящего времени не разработаны и не приняты. На основании изложенного, прокурор Сердобского района просил суд обязать муниципальное казенное предприятие «Водоканал» города Сердобска Сердобского района разработать и принять меры по предупреждению коррупции: определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; обеспечить сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Старший помощник прокурора Сердобского района Безгубова О.Е. в судебном заседании исковые требования уточнила и просила суд обязать муниципальное казенное предприятие «Водоканал» города Сердобска Сердобского района разработать и принять меры по предупреждению коррупции: обеспечить сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом дополнительно пояснила, что для предупреждения коррупции необходимо принятие всего комплекса мер, предусмотренного ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятия одной или нескольких мер недостаточно для предупреждения коррупции.
Представитель ответчика муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района Кузнецов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Сердобского района не признал и пояснил, что в муниципальном казенном предприятии «Водоканал» города Сердобска Сердобского района действительно проводилась проверка прокуратурой Сердобского района, в ходе которой были выявлены указанные в иске нарушения, приказом директора муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» назначен ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляется сотрудничество предприятия с правоохранительными органами, а именно, обращение в правоохранительные органы по фактам хищения, наличие тревожной кнопки, в уставе предприятия имеются положения, регламентирующие заинтересованность руководителя в совершении предприятием сделки, крупной сделки, а также ограничения в отношении директора в части занятия им определенных должностей или занятия определенной деятельностью, в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано понятие конфликта интересов на государственной или муниципальной службе, руководитель предприятия государственным или муниципальным служащим не является, при этом, ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, однако не предусмотрено обязательное принятие всех перечисленных мер.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; 2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В силу ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Подпунктом «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановлено: Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия» и «ОПОРА России» подготовить методические рекомендации по вопросам, касающимся предупреждения коррупции, в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Во исполнение подпункта «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, в которых указано, что Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами); могут быть использованы в целях разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов (п. 3 раздела 1); антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации (п. 1 раздела IV), Методические рекомендации предусматривают комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации.
Как установлено судом и это подтверждается материалами дела, муниципальное казенное предприятие «Водоканал» города Сердобска Сердобского района является юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ и о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации. Согласно п. 1.8 Устава муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим полным фирменным наименованием на русском языке, штампы, бланки, фирменное наименование и другие средства индивидуализации.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Сердобского района была проведена проверка соблюдения муниципальным казенным предприятием «Водоканал» города Сердобска Сердобского района требований Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой установлено, что меры по предупреждению коррупции в муниципальном казенном предприятии «Водоканал» города Сердобска Сердобского района до настоящего времени не разработаны и не приняты, о чем была составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, имеющаяся в материалах дела. Кроме того, в материалах дела имеется письменное объяснение от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района <данные изъяты> о том, что меры по предупреждению коррупции на предприятии не разработаны.
Как установлено в судебном заседании, приказом директора муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» назначен ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представителем ответчика муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района по доверенности Кузнецовым А.Г. вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлены суду доказательства, подтверждающие разработку и принятие муниципальным казенным предприятием «Водоканал» города Сердобска Сердобского района следующих мер по предупреждению коррупции - сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Доводы представителя ответчика муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района по доверенности Кузнецова А.Г. о том, что осуществляется сотрудничество предприятия с правоохранительными органами, а именно, обращение в правоохранительные органы по фактам хищения, наличие тревожной кнопки, в уставе предприятия имеются положения, регламентирующие заинтересованность руководителя в совершении предприятием сделки, крупной сделки, а также ограничения в отношении директора в части занятия определенных должностей или занятия определенной деятельностью, в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано понятие конфликта интересов на государственной или муниципальной службе, руководитель предприятия государственным или муниципальным служащим не является, ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не предусмотрено обязательное принятие всех перечисленных в данной статье мер по предупреждению коррупции, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку обращение в правоохранительные органы по фактам хищения, наличие тревожной кнопки не свидетельствуют о разработке и принятии муниципальным казенным предприятием «Водоканал» города Сердобска Сердобского района такой меры по предупреждению коррупции как сотрудничество организации с правоохранительными органами, при этом в устав муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района включены положения, регламентирующие ограничения в части занятия определенных должностей или занятия определенной деятельностью и заинтересованность в совершении предприятием сделки, крупной сделки только в отношении директора предприятия. В силу ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Кроме того, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» меры по предупреждению коррупции, а именно, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, являются самостоятельными и не взаимоисключающими мерами, взаимосвязаны, комплексное принятие данных мер направлено на предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции).
При таких обстоятельствах, учитывая, что предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» меры направлены на предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции), суд считает, что исковые требования прокурора Сердобского района Пензенской области к муниципальному казенному предприятию «Водоканал» города Сердобска Сердобского района об обязании муниципального казенного предприятия «Водоканал» города Сердобска Сердобского района разработать и принять меры по предупреждению коррупции: обеспечить сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сердобского района Пензенской области к муниципальному казенному предприятию «Водоканал» города Сердобска Сердобского района о понуждении к разработке и принятию мер по предупреждению коррупции удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное предприятие «Водоканал» города Сердобска Сердобского района разработать и принять меры по предупреждению коррупции: обеспечить сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.05.2014 года.
Судья Филь А.Ю.