Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2017 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Зайцева В.В.,
при секретаре Мирошниченко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) об обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное), согласно которого просил признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения, включив в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды его службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в качестве тренера-преподавателя в Суклейской детской юношеской спортивной школе <адрес> Республики Молдова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации. В обоснование заявленных требований указал, что Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, с чем в свою очередь он не согласен. Полагает, что решение об отказе в назначении ему досрочной пенсии не основано на действующем законодательстве и ограничивает его право на социальное обеспечение.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) ФИО2 согласно данных в ходе судебного заседания объяснений и представленных возражений просила отказать в удовлетворении иска в части включения в специальный стаж спорных периодов.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30 п. 1 пп. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные нормы содержались в пп. 19 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», принятым в целях реализации статьи 30 и статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, на основании каких нормативных документов осуществляется определение стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в том числе лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
При назначении досрочной страховой пенсии по старости лицам указанной категории применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии c Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений.. .» утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт 2 раздела «Наименование учреждений» названного Списка предусматривает работу для досрочного пенсионного обеспечения по основаниям ст. 30 п. 1 пп. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в детско-юношеских спортивных школах всех наименований; раздел «Наименование должностей» содержит в себе должность « тренер-преподаватель» - пункт 2.
Как установлено в ходе судебного заседания и из материалов дела следует, что ФИО1 осуществлял педагогическую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Суклейской детской юношеской спортивной школе <адрес> Республики Молдова, что подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами: записями в трудовой книжке истца (л.д. 15-23), справкой названного учреждения (л.д. 30), и ответчиком не оспаривалось в судебном заседании.
По мнению Пенсионного фонда РФ, названный период педагогической деятельности ФИО1 не может быть принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения ввиду того, что не получена справка, подтверждающая страховой стаж истца, в связи с чем и не зачтен спорный период как в страховой, так и в специальный.
Согласно статье 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Аналогичные положения закрепляет статья 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, Стороны согласились, что пенсионное обеспечение граждан будет осуществляться в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. ст. 4 - 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) уплата страховых взносов возложена на страхователя (работодателя), застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование и не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателями (страхователями) страховых взносов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что неисполнение страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов не может ограничить истца в конституционно гарантированных пенсионных правах, с исключением спорного периода деятельности из стажа на соответствующих видах работ, поскольку в спорный период работы ФИО1 осуществлял педагогическую деятельность, работая в должности и учреждении, поименованных вышеназванным Списком, и потому права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом, а также от не предоставления сведений, подтверждающих у заявителя страховой стаж.
Данные выводы не противоречат правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Учитывая изложенное, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Суклейской детской юношеской спортивной школе <адрес> Республики Молдова подлежит включению в его специальный стаж.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на военной службе по призыву, что подтверждается копией военного билета НО № (л.д. 68). Факт нахождения истца в указанный выше период на военной службе ответчиком не оспаривался.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, которое действовало в момент прохождения истцом службы в армии, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил ФИО3.
В период прохождения истцом службы в армии действовало Постановление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, которое не подлежит применению на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку спорный период военной службы приходится на период действия названного Постановления, пенсионные права истца следует оценивать с учетом этого Постановления.
Названным Постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Пунктом 1 Положения (подпункт «г») предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил ФИО3.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П со ссылкой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П и определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, действовавшее законодательство в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-11.
Так как на момент обращения ФИО1 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им с учетом засчитанного судом периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в Суклейской детской юношеской спортивной школе <адрес> Республики Молдова было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, период службы истца в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
Таким образом, спорные периоды нахождения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В спорные периоды истец продолжал состоять в трудовых отношениях с образовательным учреждением, где осуществляла свою трудовую деятельность, направлялся на курсы работодателем, они предоставлялись ему в соответствии с нормами действующего законодательства, данные периоды нахождения на курсах были ему оплачены, за ним сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, следовательно, производились отчисления в пенсионный фонд, в орган социального страхования и др.
Учитывая изложенное, суд признает необоснованным решение пенсионного органа в части не включения в льготный стаж истца периодов его нахождения на курсах повышения квалификации.
Сроки назначения пенсии определены ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом включения вышеуказанных спорных периодов специальный стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением составлял более 25 лет, заявленное истцом требование о назначении ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) об обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию, удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов: работы в должности тренера-преподавателя в Суклейской детской юношеской спортивной школе <адрес> Республики Молдова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ засчитав в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды: работы в должности тренера-преподавателя в Суклейской детской юношеской спортивной школе <адрес> Республики Молдова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также прохождения на военной службе по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготавливается в течение 5 дней со дня вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: В.В. Зайцев
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2017