дело № 2-4651/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2014 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
участием прокурора Чернышева М.И.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 11 августа 2014 года № 138/53 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 13 Г.,
У С Т А Н О В И Л :
Васильева Л.В. обратилась в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 11 августа 2014 года № 138/53 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 13 Громова Н.А.
В обоснование заявленных требований указала, что решением территориальной избирательной комиссии от 11.08.2014г. она зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной по одномандатному избирательному округу № 13. Громов Н.А. также зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу № 13 на основании указанного выше решения. По мнению заявителя, оспариваемое решение является незаконным, и подлежит отмене на основании п.п. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 24.07.2014г. в территориальную избирательную комиссию Громовым Н.А. представлены документы о его выдвижении кандидатом в депутаты. 01.08.2014г. им представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения. В заявлении о согласии баллотироваться, а также в сведениях о кандидате в подписных листах, Громов Н.А. указал, что работает начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское», тогда как указанную должность, согласно представленной им справке, он занимал до 06 июля 2014 года. Заявитель полагает, что поскольку заявление Громовым Н.А. о согласии баллотироваться и подписные листы представлены позднее даты, указанной в справке с места работы, соответственно Громовым Н.А. были представлены недостоверные сведения о занимаемой им должности. По мнению заявителя, в данном случае представленные Громовым Н.А. подписные листы не отвечали установленной форме, в связи с чем имеющиеся в них подписи избирателей в силу норм действующего законодательства являлись недействительными, соответственно территориальная избирательная комиссия должна была принять решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Громову Н.А. (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель Васильевой Л.В. по доверенности Ефимова Е.А. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области Семенец Т.Е., являющаяся председателем ТИК, разрешение требований об отмене решения территориальной комиссии оставила на усмотрение суда.
Представитель Громова Н.А. по доверенности Кудряшов Е.А. возражал удовлетворению заявления.
В заключении помощник Пушкинского городского прокурора Чернышев М.И. полагал требования заявителя, подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление Васильевой Л.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области от 23 июня 2014 года № 282/59 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области третьего созыва на 14 сентября 2014 года (л.д. 9).
Решением территориальной комиссии от 11 августа 2014 года № 138/52 Васильева Л.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 13 (л.д. 6, 12).
24 июля 2014 года и 01 августа 2014 года Громовым Н.А. в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной были представлены в территориальную избирательную комиссию документы, предусмотренные ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 23 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ от 04 июня 2013 года «О муниципальных выборах в Московской области», а также подписные листы (л.д. 14-15, 17-21, 24).
Решением территориальной комиссии от 11 августа 2014 года № 138/53 Громов Н.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 13 (л.д. 7, 13).
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Довод заявителя об отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата Громова Н.А. со ссылкой положение п.п. «и» п. 6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ суд находит несостоятельным. Однако, указанное обстоятельство не влечет отказ в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
В соответствии с п. 8 ч. 14 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
В представленных на обозрение суда подписных листах в сведениях о кандидате Громове Н.А. указано, что он является начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» (подлинные подписные листы приобщены к материалам дела).
Однако, из представленной кандидатом Громовым Н.А. справки с места работы (л.д. 15) следует, что указанную должность Громов Н.А. замещал с 01 августа 1989 года по 06 июля 2014 года, а с 07 июля 2014 года находился в распоряжении Главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области.
Данная справка свидетельствовала о том, что с 07.07.2014 года Громов Н.А. не являлся начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское».
Указанное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела: ответом МУ МВД России «Пушкинское» по запросу Пушкинской горпрокуратуры (л.д. 31), впиской из приказа ГУ МВД России по Московской области № 1078 л/с от 09.07.2014г. о назначении начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» Герасимова А.С. с 07 июля 2014 года (л.д. 32), выпиской из приказа ГУ МВД России по Московской области № 1078 л/с от 09.07.2014г. о зачислении Громова Н.А. в распоряжение ГУ МВД России по Московской области (л.д. 34), из которых следует, что Громов Н.А. не являлся начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» с 07 июля 2014 года.
Таким образом, на момент предоставления в избирательную комиссию подписных листов – 01 августа 2014 года, Громов Н.А. не являлся начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское».
Довод представителя территориальной избирательной комиссии о том, что из представленной справки не усматривалось однозначного указания на прекращение исполнения Громовым Н.А. полномочий начальника ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» суд находит несостоятельным.
Представленная Громовым Н.А. справка с места работы содержит указание на то, что с 07 июля 2014 года Громов Н.А. не исполнял обязанности начальника ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское».
Довод стороны Громова Н.А. о том, что Громов Н.А. не был ознакомлен с приказами об освобождении от занимаемой должности в установленном действующим законодательством порядке и не знал о том, что на момент предъявления в избирательную комиссию документов и подписных листов не является начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» суд находит несостоятельным.
Справка с места работы, выданная ГУ МВД России по Московской области, была представлена в избирательную комиссию кандидатом Громовым Н.А. Из указанной справки, как указал суд выше, явно следовало, что Громов Н.А. с 07 июля 2014 года не является начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское». Указанная справка была выдана Громову Н.А. 16 июля 2014 года. Следовательно, на момент представления Громовым Н.А. в избирательную комиссию документов и подписных листов ему было известно об указанных в справке сведениях о том, что он не является начальником ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» с 07 июля 2014 года.
Неполучение Громовым Н.А. соответствующего приказа об освобождении его от должности начальника ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» не свидетельствует о том, что ему не было известно об указанных выше обстоятельствах.
Довод стороны Громова Н.А. об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с непредставлением Громову Н.А. избирательной комиссией возможности устранения недостатков представленных документов, со ссылкой на положения п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, ч. 2 ст. 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм права.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 3, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Приведенными выше нормами права возможность устранения недостатков подписных листов не предусмотрена.
С учетом изложенного, общее количество недействительных подписей избирателей, в представленных кандидатом Громовым Н.А. подписных листах, составляет – 14 подписей, общее количество достоверных подписей – 0 подписей.
Довод стороны заявителя о том, что оспариваемое решение территориальной комиссии подлежит отмене по основаниям п.п. в.1. п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ суд находит несостоятельным.
В соответствии с п.п. в.1. п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ Основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Положения указанной нормы в данном случае не применимы, поскольку Громову Н.А. при предоставлении документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства, не была предоставлена возможность в силу п. 1.1 ст. 38 заменить документы, оформленные с нарушением требований действующего законодательства.
Однако, как отмечал суд выше, положения действующего законодательства о возможности исправления недостатков в представленных документах, не применяется к подписным листам.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
В соответствии со ст. 29 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом.
В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
При проведении выборов по многомандатному избирательному округу количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов.
При проведении выборов количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата, не может быть менее 10 подписей.
Решением территориальной избирательной комиссии № 112/17 от 27 июня 2014 года установлено количество подписей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, необходимое для регистрации – 10 подписей (л.д. 35).
Судом установлено, что количество достоверных подписей составляет ноль подписей, что недостаточно для регистрации кандидата. Указанные обстоятельства являются в силу приведенных выше положений Закона основанием к отказу в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что решение территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 11 августа 2014 года № 138/53 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 13 Громова Н.А. принято с нарушением положения подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем подлежит отмене.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 11 августа 2014 года № 138/53 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 13 Г. – удовлетворить.
Отменить решение территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 11 августа 2014 года № 138/53 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 13 Г..
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 5 дней.
Решение принято в окончательной форме – 26 августа 2014 года.
Судья: