Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 марта 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.о. Тольятти о понуждении к совершению действий по обеспечению электрического освещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Трапезникова И.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о. Тольятти требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что 11 ноября 2013 года сотрудниками отделения организации дорожного движения О ГИБДД У МВД России по г. Тольятти выявлено, что на проезде от дома 49а до дома 47б и вдоль домов 47б, 47а, 47 неисправно электрическое искусственное освещение, а на проезде от дома 47 до внутриквартального проезда вдоль ул. 40 лет Победы электрическое освещение отсутствует, что является нарушением п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и п. 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом г.о. Тольятти вопросы по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечению безопасности дорожного движения на них, по осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, по организации благоустройства территории городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа. Отсутствие электрического освещения внутриквартальных проездов свидетельствует о неисполнении мэрией г.о. Тольятти возложенных на нее функций по обеспечению безопасности дорожного движения и нарушает права граждан на безопасные условия передвижения по дорогам г.о. Тольятти. Просит обязать ответчика обеспечить электрическое искусственное (наружное) освещение на проезде от дома 49а до дома 47б, вдоль домов 47б, 47а, 47 и на проезде от дома 47 до внутриквартального проезда вдоль ул. 40 лет Победы (14А квартал).
Представители ответчика Ключевская И.И., Винокурова К.В., действующие по доверенностям, в судебном заседании иск не признали. Не оспаривают, что организация освещения улиц относится к вопросам местного значения, однако пояснили, что указанные внутриквартальные проезды в реестре муниципальной собственности не значатся, на баланс мэрии не поставлены, соответственно у мэрии не возникла обязанность по оснащению данных проездом уличным освещением. Кроме того, собственником сетей уличного освещения в 14А квартале Автозаводского района г. Тольятти является ООО «Автоград Водоканал», который ведет работы по присоединению сетей наружного освещения к электросетям ОАО «Электросеть» для обеспечения уличного освещения придомовой территории жилых домов 14А квартала. ООО «Автоград Водоканал» выразил намерение осуществлять оказание услуги по освещению придомовой территории жилых домов 14А квартала путем заключения договора энергоснабжения, однако, до настоящего времени проект контракта в адрес мэрии не поступал. В бюджете на 2014 год предусмотрена статья расходов на предоставление услуги с ООО «Автоград Водоканал», однако бюджетного финансирования для решения данных вопросов недостаточно. Так как мэрия не является собственником сетей уличного освещения, соответственно не может устранить выявленные нарушения. Считают, что надлежащим лицом по устранению выявленных недостатков является ООО «Автоград Водоканал». Что касается отсутствия электрического освещения на проезде от дома 47 до внутриквартального проезда вдоль ул. 40 лет Победы, то данный проезд построен ЗАО ФСК «Лада-дом» на земельном участке, предоставленном мэрией для строительства комплекса зданий, строительство не окончено. Частные автомобильные дороги не относятся к собственности г.о. Тольятти и бремя содержания в данном случае должен нести собственник проезда ЗАО ФСК «Лада Дом».
Представитель третьего лица ООО «Автоград Водоканал» Растворова С.А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск поддержала, пояснив, что ООО «Автоград Водоканал» является собственником сетей наружного освещения в 14А квартале. Организация благоустройства территории городского округа, в том числе освещение улиц, относится к вопросам местного значения. Данные полномочия органов местного самоуправления являются расходными обязательствами муниципального образования. Услуга освещения улиц необходима для решения вопросов местного значения, потребности в данной услуге, обеспечиваемые за счет средств местного бюджета, являются муниципальными нуждами, для обеспечения которых мэрия должна произвести закупку соответствующей услуги в установленном законодательством порядке. ООО «Автоград Водоканал» неоднократно обращалось в мэрию с вопросом о включении в бюджет городского округа на 2014 год расходов на компенсацию затрат ООО «Автоград Водоканал» на содержание и ремонтно-эксплуатационное обслуживание сетей наружного освещения 14А квартала в размере 571670,05 руб., при этом, прибыль от осуществления данного вида деятельности для ООО «Автоград Водоканал» расчетами заложена не была. Вместе с тем, мэрия сообщила, что сумма затрат на содержание и эксплуатацию объектов внутриквартального наружного освещения предусмотрена в бюджете города в сумме 272101 руб., при этом, предлагаемая мэрией сумма возмещения не была обоснована в соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Размещение заказа на оказание услуг в соответствии с требованиями закона мэрией произведено не было, проект муниципального контракта со стороны мэрии в адрес ООО «Автоград Водоканал» не поступал. Несмотря на то, что обязанность по заключению контракта для ООО «Автоград Водоканал» действующим законодательством не предусмотрена, ООО «Автоград Водоканал» готово ввести в эксплуатацию сети наружного освещения 14А квартала при условии заключения муниципального контракта на сумму, полностью покрывающую расходы ООО «Автоград Водоканал», связанные с содержанием и обслуживанием сетей.
Представитель третьего лица ЗАО «ФСК «Лада Дом» Кононенко Т.В., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что дорожное полотно от дома 47 до внутриквартального проезда вдоль ул. 40 лет Победы расположено на земельном участке, предоставленном мэрией г.о. Тольятти ЗАО «ФСК «Лада Дом» на праве аренды. ЗАО «ФСК «Лада Дом» не будет препятствовать обустройству освещения данного проезда. Построенные дома введены в эксплуатацию и в них проживают граждане.
Представитель Отдела ГИБДД У ИВД России по г. Тольятти Глакова О.П., действующая по доверенности, в судебном заседании иск поддержала, пояснив, что при введении жилого дома в эксплуатацию граждане должны быть обеспечены проездом к данному дому. Проезд должен соответствовать действующим нормам и правилам.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 5 ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ст. 6 ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 15 ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 17 ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 2 Постановления Мэрии г.о.Тольятти от 04 июня 2009 года № 1292-п/1, утвердившим Программу модернизации и развития автомобильных дорог местного значения г.о.Тольятти на 2009-2015 годы, установлено, что возникающие на основании настоящего Постановления расходные обязательства городского округа Тольятти исполняются городским округом Тольятти самостоятельно за счет средств бюджета городского округа Тольятти в пределах, предусматриваемых на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. N 270-ст), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 г. N 783).
Пунктом 2.5 СНиПа 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 г. N 233 (в ред. от 30 июня 2003 г.), предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов. Согласно п. 9.1 указанного СНиПа, к обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением), озеленение, малые архитектурные формы.
Судом установлено, что жилые дома 49а, 47б, 47а, 47 построены и введены в эксплуатацию ЗАО ФСК «Лада-Дом» на земельном участке, предоставленном мэрией г.о. Тольятти ЗАО ФСК «Лада-Дом» по договору аренды № 1272 от 02 декабря 2005 года для строительства комплекса зданий и сооружений и жилищного и социального назначения, что подтверждается договором аренды, постановлениями мэра г.о. Тольятти, распоряжениями заместителя мэра г.о. Тольятти и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из материалов дела видно, что проезды и тротуары, построенные ЗАО ФСК «Лада-Дом» в составе первой очереди строительства квартала 14А предназначены для обслуживания трех комплексных зданий, состоящих из 7-ми этажных жилых домов и торцевых вставок с торгово-офисными помещениями, а также обеспечивают подъезд и разворот техники к трансформаторным подстанциям и канализационным насосным станциям, обслуживающим данные здания. Указанные проезды и тротуары обеспечивают транспортную и пешеходную связь построенных и сданных в эксплуатацию зданий с территорией общего пользования, с улицей 40 лет Победы, а также обеспечивают проезд автотранспорта вокруг зданий, в том числе уборочной и пожарной техники.
Согласно сводному экспертному заключению Центра государственной вневедомственной экспертизы № 175.00-05-т/1 от 2005 года по «Проекту застройки квартала 14А в Автозаводском районе г. Тольятти» предусмотрено оборудование территории квартала сетью улиц, проездов, тротуаров и пешеходных бульваров.
Таким образом, судом установлено, что внутриквартальные проезды к сданным в эксплуатацию домам 49а, 47б, 47а, 47 построены в соответствии с утвержденной проектной документацией, что подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Отсутствие на указанных проездах действующего уличного освещения подтверждено актами выявленных недостатков и фотоматериалом.
Представители ответчика не оспаривают, что организация благоустройства территории городского округа, в том числе освещение улиц, относится к вопросам местного значения и данные полномочия органов местного самоуправления являются расходными обязательствами муниципального образования.
Доводы ответчика о том, что указанные внутриквартальные проезды в реестре муниципальной собственности не значатся, на баланс мэрии не поставлены, соответственно у мэрии не возникла обязанность по оснащению данных проездов уличным освещением, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Как указано выше, данные проезды и тротуары обеспечивают транспортную и пешеходную связь построенных и сданных в эксплуатацию зданий с территорией общего пользования, с улицей 40 лет Победы, а также обеспечивают проезд автотранспорта вокруг зданий, в том числе уборочной и пожарной техники.
В соответствии с требованиями Градостроительных норм и правил, СНиП, Правил пожарной безопасности, при сдаче домов в эксплуатацию данные проезды должны быть, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из пояснений представителя ответчика следует, что ведение реестра дорог общего пользования не является обязанностью мэрии, и такого реестра в мэрии нет.
Представитель мэрии также не располагает данными о том, все ли дороги на территории города являются муниципальной собственностью, также как и не может сказать, всели дороги, не относящиеся к частной собственности, являются муниципальными.
Ответчиком не оспаривается, что спорные проезды не включены в Перечень автомобильных дорог, относящихся к федеральной собственности, и в Перечень автомобильных дорог, являющихся региональной и межмуниципальной собственностью.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что спорные внутриквартальные проезды, расположенные на территории Автозаводского района г. Тольятти относятся к автомобильным дорогам общего пользования в городском округе (автомобильные дороги местного значения).
Таким образом, судом установлено, что дома сданы в эксплуатацию, внутриквартальные проезды к домам построены в соответствии с проектной документацией, являются дорогами общего пользования в городском округе и обязанность по обеспечению данных дорог уличным освещением законом возложена на мэрию г.о. Тольятти, соответственно должна быть исполнена.
Доводы ответчика о том, что проезд от дома 47 до внутриквартального проезда вдоль ул. 40 лет Победы в настоящее время не может быть обеспечен освещением, так как не окончены строительные работы, также не могут быть приняты во внимание.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что все вышеуказанные проезды, в том числе и проезд от дома 47 до внутриквартального проезда вдоль ул. 40 лет Победы существуют и данными проездами пользуются граждане.
Представитель ЗАО ФСК «Лада-Дом» в судебном заседании также пояснил, что они не будут препятствовать обустройству освещения данного проезда.
Ссылка ответчика на то, что земля, на которой возведены дома и построены спорные проезды находится в аренде у ЗАО ФСК «Лада-Дом», а собственником сетей наружного освещения в 14А квартале является ООО «Автоград Водоканал» не могут быть приняты во внимание, так как, по мнению суда, указанные обстоятельства не являются препятствием для исполнения мэрией своих обязанностей, поскольку мэрия является собственником земельного участка, наделена соответствующими правам и полномочиями и обязанность по обеспечению уличного освещения законом возложена на мэрию, тогда как у ЗАО ФСК «Лада-Дом» и ООО «Автоград Водоканал» данной обязанности нет.
Доводы ответчика о недостаточности финансирования, также не принимаются судом, так как строительство жилых домов и проездов к ним осуществляется на основании заранее утвержденной и согласованной с мэрией проектной документации, соответственно у мэрии имелась возможность предусмотреть в бюджете расходы, необходимые для исполнения своих обязанностей по содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения, для последующего утверждения Думой городского округа Тольятти, и в настоящее время данная возможность также имеется.
Кроме того, отсутствие искусственного освещения на спорных проездах создает угрозу безопасности дорожного движения, способствует дорожно-транспортным происшествиям, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и вопросы безопасности населения не могут быть поставлены в зависимость от наличия достаточного, по мнению обязанного лица, финансирования.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить электрическое искусственное (наружное) освещение на проезде от дома 49а до дома 47б, вдоль домов 47б, 47а, 47 и на проезде от дома 47 до внутриквартального проезда вдоль ул. 40 лет Победы, 14А квартал Автозаводского района г. Тольятти.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решение в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 28 марта 2014 года.
Председательствующий: