Дело № 12-200/2018
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6
РЕШЕНИЕ
«11» апреля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, с участием помощника военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона Чайковского А.С., при секретаре Головиной А.В., рассмотрев жалобу Иванюхи Игоря Антоновича и протест военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона на постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов первого отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району вынесенным по делу об административном правонарушении № 9862/79-18 от 28 января 2018 года, которым должностное лицо – капитан рыболовного судна РС «Юбилейный» Иванюха Игорь Антонович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 30000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов первого отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее по тексту – должностное лицо), вынесенным по делу об административном правонарушении № 9862/79-18 от 28 января 2018 года, должностное лицо – капитан рыболовного судна РС «Юбилейный» Иванюха Игорь Антонович (далее по тексту – Иванюха И.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не соглашаясь с постановлением должностного лица, Иванюха И.А. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью. В обоснование жалобы, со ссылками на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 апреля 2003 года № 116-О, ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02 июня 2004 года № 10 указал, что уведомление о факте пересечения Государственной границы РФ судном PC «Юбилейный» направлялось в 14:04 05 января 2018 года через судовую станцию ИНМАРСАТ, однако, ввиду технической ошибки в электронном адресе была допущена опечатка. Уведомление в адрес ПУ ФСБ направлялось на электронный адрес cgk-duty@svpubo.ru (вместо cgk_duty@svpubo.ru). Незамедлительно после получения информационного письма ПУ ФСБ России по восточному арктическому району об отсутствии уведомлений, им был исправлен электронный адрес на верный и направлены корректирующие данные. Указанное нарушение было допущено по личной невнимательности без умысла на совершение правонарушения. Одновременно с этим, судно оборудовано системой ТСК, позволяющей в режиме реального времени следить за местоположением судна. Судно PC «Юбилейный» под его управлением находилось на промысле с 15 декабря 2017 года. За время выполнения рейсового задания судно неоднократно пересекало Государственную границу РФ в связи с чем, в отношении него вынесено 28 постановлений на общую сумму 840000 рублей. Его среднемесячная заработная плата за период работы в ООО «Корякморепродукт» в должности капитана с августа 2017 года по январь 2018 года составляет 68908,58 рублей. Заработная плата является его единственным доходом. Административные штрафы в указанном размере для него являются чрезмерно суровой мерой наказания, ставят его и его семью в тяжелое материальное положение. Кроме того необходимо учесть и смягчающие обстоятельства, такие как признание вины. При названных обстоятельствах назначение наказания в виде 30000 рублей штрафа по оспариваемому постановлению является чрезмерно суровым.
Также, не согласившись с постановлением должностного лица, военный прокурор 310 военной прокуратуры гарнизона принес протест в Петропавловск-Камчатский городской суд. В протесте военный прокурор, ссылаясь на доводы аналогичные доводам жалобы Иванюхи И.А., требовал опротестованное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
Иванюха И.А. о времени и месте рассмотрения жалобы и протеста извещен, в судебное заседание не явился.
Помощник военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона Чайковский А.С. поддержал доводы протеста по изложенным основаниям.
Выслушав Чайковского А.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Закон РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» утвержден в целях защиты и охраны, режима Государственной границы и определения порядка ее пересечения.
Согласно ч.ч. 5, 21, 23 ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами (ч. 5). Российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов (ч. 21). Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 23).
Как установлено п.п. 2, 10 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2014 года № 863 «Об утверждении Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля» (далее по тексту – Правила № 863) капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению (далее - уведомление) (п. 2). При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна (п. 10).
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, капитан рыбопромыслового судна РС «Юбилейный» Иванюха И.А. 05 января 2018 года в 14:00 (камчатского времени) в географических координатах 54°57,2" северной широты и 155°15,4" восточной долготы, пересекло Государственную границу РФ, при этом не выполнил обязанность незамедлительно проинформировать пограничный орган о фактическом времени и географических координатах места пересечения Государственной границы Российской Федерации, а именно, после фактического пересечения Государственной границы Российской Федерации в 14:04 (камчатского времени) 05 января 2018 года отправил телеграмму с временем и географическими координатами пересечения Государственной границы Российской Федерации, по неверному электронному адресу Пограничного Управления (cgk-duty@svpubo.ru.), в то время как ПУ ФСБ России по восточному арктическому району имеет электронный адрес cgk_duty@svpubo.ru., чем нарушил требования ч.ч. 5, 21, 23 ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и п. 10 Правила № 863.
Указанные обстоятельства и виновность Иванюхи И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена должностным лицом при рассмотрении дела на основании имеющихся в деле доказательств: протокола об административном правонарушении от 20 января 2018 года; уведомления о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля; акта осмотра от 19 января 2017 года; объяснений Иванюхи И.А.; судовой роли судна РС «Юбилейный»; сообщения из координационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 21/705/3-222 от 18 января 2018 года; свидетельств о праве собственности на судно МР-IV № 0006351 от 02 июля 2014 года, о праве плавания под государственным флагом РФ МР-II № 0006553 от 29 декабря 2008 года и о соответствии ТСК № 7961 выданного 23 ноября 2017 года; трудового договора; судового журнала; уведомлений о пересечении Государственной границы РФ.
Содержание указанных доказательств приведено в постановление должностного лица № 9862/79-18 от 28 января 2018 года.
Установив обстоятельства совершения правонарушения, должностное лицо ПУ ФСБ России по восточному арктическому району верно пришло к выводу о наличии в действиях капитана судна РС «Юбилейный» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вынесло обжалуемое постановление, которым Иванюха И.А. за нарушение требований ч.ч. 5, 21, 23 ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и п. 10 Правил № 863, был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 указанного Кодекса.
Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящей жалобы и протеста военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона, были установлены обстоятельства являющиеся основанием для признания правонарушения малозначительным.
Как усматривается из материалов дела, судно РС «Юбилейный» оборудовано системой ТСК, обеспечивающей постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна в контролирующие органы.
Следовательно, судну РС «Юбилейный», согласно действующему законодательству, разрешено было пересекать Государственную границу РФ без дополнительного уведомления пограничного органа о намерении пересечь Государственную границу РФ, при условии выполнения установленных требований, в том числе п. 10 Правил № 863.
Согласно обжалуемому постановлению и материалам дела капитан судна РС «Юбилейный» Иванюха И.А. уведомление о фактическом пересечении Государственной границы РФ направил в Пограничное Управление по неверному электронному адресу, допустив ошибку в одном знаке.
Факт направления в пограничный орган уведомления о фактическом пересечении Государственной границы РФ (по адресу cgk-duty@cvpubo.ru.) Иванюхой И.А. в жалобе не оспаривался.
В связи с чем, Иванюха И.А. 05 января 2018 года в 14:00, в географических координатах 54°57,2" северной широты и 155°15,4" восточной долготы пересек линию Государственной границы РФ без уведомления ПУ ФСБ России по восточному арктическому району о фактическом пересечении Государственной границы РФ, чем нарушил требования ч.ч. 5, 21, 23 ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ» и п. 10 Правил № 863.
Указанное выше нарушение требований ч.ч. 5, 21, 23 ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ» и п. 10 Правил № 863 образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, должностным лицом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району не было учтено, что правонарушение было совершено неумышленно, без отсутствия умысла на его совершение, в связи с технической ошибки в электронном адресе (один знак), а также то обстоятельство, что капитаном незамедлительно после получения из ПУ ФСБ России по восточному арктическому району информационного письма об отсутствии уведомлений, информация о месте и времени пересечения Государственной границы РФ была направлена на верный адрес ПУ ФСБ России по восточному арктическому району направлялось на электронный адрес cgk_duty@svpubo.ru., что указывает на отсутствие у капитана умысла на совершение правонарушения.
На основании положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Законодателем не определены нормативные основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, решение данного вопроса оставлено на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.
Таким образом, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, отношения лица к нарушаемым общественным отношениям, иных обстоятельств дела.
Малозначительным административным правонарушением допустимо признать действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит исключений для ее применения к каким-либо составам административных правонарушений, в том числе формальным, или различаемым по объекту посягательства, либо по установленной законодателем санкции.
Согласно сведениям, содержащимся в РДО от 05 января 2018 года, представленных в материалы дела, установлено, что капитан судна РС «Юбилейный» Иванюха И.А. 05 января 2018 года направил уведомление о фактическом пересечении границы в пограничные органы по месту пересечения границы на неверный электронный адрес – cgk-duty@svpubo.ru., но в дальнейшем допущенное нарушение было устранено путем повторной подачи ООО «Корякморепродукт» 21 марта 2018 года в пограничные органы РДО, содержащей уведомление о фактическом пересечении границы, то есть незамедлительно после обнаружения допущенного нарушения.
Указанные обстоятельства в совокупности подтверждают доводы Иванюхи И.А. и военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона, изложенные в ими в жалобе и протесте, о непреднамеренном характере некорректного направления 05 января 2018 года уведомления о факте пересечения границы в части указания адреса электронной почты получателя сообщения, что привело к необеспечению своевременной передачи в пограничный орган (подразделение пограничного органа) при фактическом пересечении Государственной границы Российской Федерации по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о судне РС «Юбилейный», времени и географических координат места пересечения им государственной границы Российской Федерации.
На основании изложенного по итогам рассмотрения жалобы Иванюхи И.А. и протеста военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства совершения Иванюхой И.А. административного правонарушения, совершение его по неосторожности, с учетом того, что в Правилах уведомления не определен предельный срок, в течение которого в пограничный орган подлежит направлению соответствующая информация о фактическом пересечении границы, нарушение было незамедлительно в кратчайший срок устранено, а также того, что иных нарушений правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении рыболовства не установлено, рыболовное судно было оборудовано системой ТСК, позволяющей постоянно отслеживать местоположение судна, отсутствие в материалах дела сведений о том, что ранее Иванюха И.А. привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, что свидетельствует об отсутствии систематичности в его нарушении, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, которое не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, не повлекло причинение ущерба водным биологическим ресурсам и не повлияло на их сохранение, роль правонарушителя, руководствуясь общеправовым принципом справедливости, полагаю возможным постановление должностного лица отменить, на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях освободить Иванюху И.А. от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 9862/79-18 ░░ 28 ░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 18.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 30000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 18.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 18.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░