РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2017 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре ФИО4,
с участием:
административного истца Боровик И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3526/2017 по административному иску Боровик И.Н. к ФИО2 России по <адрес> о признании решения о государственной регистрации юридического лица,
установил:
Боровик И.Н. обратилась в суд с административным иском к ФИО2 России по <адрес> с требованием признать решение ФИО2 России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А о государственной регистрации юридического лица Товарищества собственников недвижимости «Мира 137» незаконным, обязать ФИО2 России по <адрес> устранить допущенное нарушение при рассмотрении представленных документов для государственной регистрации юридического лица ТСН «Мира 137»путем вынесения правомерного решения. В обоснование иска указала, что оспариваемым решением была произведена государственная регистрация юридического лица ТСН «Мира 137» с которой она, как собственник жилого помещения № в <адрес> не согласна по тем основаниям, что юридически значимым обстоятельством при государственной регистрации юридического лица является порядок создания юридического лица, установленный законом, вместе с тем, порядок учреждения и создания ТСН «Мира 137» грубо нарушен, неправомерно избрано правление ТСН, и как следствие, председатель правления ТСН «Мира 137» имел полномочий на подписание заявления о государственной регистрации юридического лица ТСН «Мира 137», а у ФИО2 России по <адрес> отсутствовали законные основания для принятия решения о государственной регистрации юридического лица ТСН «Мира 137», так как заявление подписано неуполномоченным лицом. Считает, что нарушение порядка государственной регистрации юридического лица способствовало возникновению реальной угрозы на пути реализации ее прав, свобод и законных интересов, беспрепятственного осуществления принадлежащих ей жилищных прав, вытекающих из отношений по поводу управления многоквартирным домом №, предоставления коммунальных услуг, пользования общим имуществом собственников помещений, контроля за качеством работ и услуг по ремонту и содержанию. В результате неправомерного решения Инспекции она лишена права, в установленном законом порядке, принимать участие в управлении многоквартирным домом №, беспрепятственно осуществлять контроль над предпринимательской деятельностью по управлению домом.
В судебном заседании истец доводы, изложенные в иске поддержала, указав также в качестве основания для признание решения ФИО2 России по <адрес> о признании решения о государственной регистрации юридического лица ТСН «Мира 137» незаконным то, что при регистрации юридического лица был нарушен порядок представления документов, а именно заявителем на государственную регистрацию не были представлены сведения обо всех собственниках помещений, принявших участие в голосовании и проголосовавших за ТСН..
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении административного иска в их отсутствие представили отзыв, согласно которого против удовлетворения заявленных требований возражают, считают, что основания для отмены решения ФИО2 России по <адрес> по доводам, изложенным в административном иске отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица ТСН «Мира 137» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения административного истца, ознакомившись с отзывом административного ответчика, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 России по <адрес> принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании ТСН «Мира 137», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ОГРН 1166313154215.
Боровик ФИО2 не согласившись с данным решением, обратилась с настоящим иском, и просит данное решение отменить по тем основания, что заявление о государственной регистрации юридического лица ТСН «Мира 137» подписано неуполномоченным лицом, а также нарушен порядок предоставления документов для государственной регистрации, так как к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не приложены документы, являющиеся неотъемлемой частью протокола, а именно сведения обо всех собственниках помещений, принявших участие в голосовании и проголосовавших за создание ТСН и решения собственников помещений.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из положений ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из положений ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ следует, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть иные лица, действующие на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (п 1.3); регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1). Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.2).
Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ (вступившим в силу с 01 сентября 2014 года; за исключением отдельных положений), введена новая организационно-правовая форма юридического лица - товарищество собственников недвижимости.
В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся товарищества собственников жилья.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25, согласно п. 4 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 01 сентября 2014 года и являются специальными по отношению к общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о товариществах собственников недвижимости.
В силу п.1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Положениями названной ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что решение о создании товарищества собственников жилья, а также о наделении гражданина полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме.
Таким образом, при создании товарищества собственников жилья заявителем при государственной регистрации юридического лица является лицо, уполномоченное собственникам помещений многоквартирного дома, принявшими решение о создании такого товарищества.
Действующим законодательством предусмотрен заявительный характер государственной регистрации. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законом и не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и давать оценку действиям их органов.
Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Перечень документов при государственной регистрации создаваемого юридического лица предусмотрен ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. в) учредительные документы юридического лица, г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Положениями ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации.
Из представленного в материалы гражданского дела регистрационного дела в отношении ТСН «Мира 137» следует, что при государственной регистрации данного юридического лица ФИО2 России по <адрес> были представлены документы в соответствии с указанным в ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ перечнем, а именно:
- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании;
- устав ТСН «Мира 137»;
- копия паспорта ФИО6;
- документ об оплате государственной пошлины;
- доверенность на ФИО5;
- протокол от ДД.ММ.ГГГГ № заседания правления ТСН «Мира 137»;
- протокол от ДД.ММ.ГГГГ № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением к нему (приложение № «Собрание о проведении собрания собственников многоквартирного дома»; приложение № «Сведения о принявших участие в собрании очно-заочной формы голосования»; приложение № «Реестр собственников, голосовавших за создание ТСН»).
Заполнение заявлений производится в соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», которым утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган Также вышеуказанным Приказом утверждена форма №Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании».
Согласно протоколу № общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. мира, 137 в том числе приняты решения о создании товарищества собственников недвижимости с присвоением ему наименования ТСН «Мира 137» и выборе ФИО6 в качестве лица, уполномоченного для обращения в регистрирующий орган для государственной регистрации Товарищества.
Представленное на государственную регистрацию заявление заполнено по форме Р11001, подписано ФИО6, подпись заявителя удостоверена нотариально, то есть нотариусом был установлены и проверены полномочия заявителя.
За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ. ФИО6 в соответствии со ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным Протоколом №, была наделена полномочиями заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц
Кроме того, проверка нотариусом полномочий заявителя служит основанием для совершения названного нотариального действия или отказа в таковом. В соответствии со статьей 80 Основ законодательства РФ о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ № при свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи.
В отсутствие предусмотренных ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ оснований для мотивирования решения об отказе, ДД.ММ.ГГГГ ФНС России по <адрес> внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1166313154215 о создании юридического лица ТСН «Мира 137».
Доказательств нарушения регистрирующим органом законодательства Российской Федерации административным истцом не представлено.
Суд полагает, что доводы административного истца, положенные в обоснование заявленных требований по существу сводятся к несогласию с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома оформленного протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. 137 от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как пояснила в судебном заседании Боровик И.Н. решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в установленном законом порядке с соблюдением предусмотренных законом сроков лицами, которым в силу закона предоставлено такое право, не оспаривалось.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку документы для государственной регистрации ТСН «Мира 137» при создании были представлены ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган в объеме, предусмотренном ст. 136 ЖК РФ, ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ, заявление формы Р11001 было подписано уполномоченным лицом, приложен Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ который содержит подписи всех собственников помещений, принявших участие в собрании и реестр собственников голосовавших за создание ТСН.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 175, 177, 218-228, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Боровик ФИО2 ФИО2 России по <адрес> об оспаривании решения о государственной регистрации юридического лица - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: