ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
03 октября 2018 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего федерального судьи Ермиловой О.А.,
при секретаре Галушко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5034/18 по иску Раменского городского прокурора, в интересах муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» к Захаркину А. В., третьи лица Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Московской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Истец - Раменский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» к Захаркину А. В. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета, мотивируя требования тем, что Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства при предоставлении земельных участков на территории Раменского муниципального района Московской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в Раменском отделе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области хранится кадастровое дело на объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040542:43, расположенный по адресу: <адрес>, в котором имеется выписка от <дата> из похозяйственной книги о наличии у Захаркина А. В. земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под ведение ЛПХ, выданная на основании постановления <номер> от 25.11.1992г. администрации Константиновского с.о. На основании указанного документа в Раменском отделе филиала федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Московской области указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в администрации сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района сведения о предоставлении указанного земельного участка Захаркину А.В. отсутствуют. Администрацией с.п. Константиновское архивная выписка от <дата> из похозяйственной книги о наличии у Захаркина А.В. указанного земельного участка площадью 3000 кв.м., не выдавалась. В администрации Раменского муниципального района постановление администрации Константиновского с.о. от 25.11.1992г. <номер> отсутствует. Государственная регистрация первичного права собственности на указанный земельный участок не производилась. Земельный участок фактически находится на землях неразграниченной государственной собственности, при этом собственник – администрация Раменского муниципального района – не давал согласие на постановку на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка. Таким образом, сведения в государственный кадастр недвижимости были внесены не уполномоченным на то лицом, то есть без учета мнения собственника земельного участка, чем нарушены положения Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые действовали на момент внесения сведений в ГКН. Федеральный закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 02.01.2017г. содержит положения, аналогичные нормам Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло в свою очередь нарушение прав муниципального образования в области земельных правоотношений. Указанные факты свидетельствуют о том, что выписка из похозяйственной книги от 16.02.2009г., согласно которой ответчику на основании постановления администрации Константиновского с.о <номер> от 25.11.1992г предоставлен на праве собственности земельный участок <номер> площадью 3000 кв.м., расположенный в <адрес>, является подложной. Также установлено, что уполномоченный орган решений о предоставлении земельного участка ответчику не принимал, правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на указанный земельный участок не выдавал.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Абаимова Е.А. доводы иска поддержала.
Представитель муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» в судебное заседание не явился, извещен, представил письменное мнение, которым иск поддержал.
Ответчик – Захаркин А.В. о рассмотрении дела извещен по месту жительства, не явился.
Третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Московской области о рассмотрении дела извещены, представители в судебное заседание не явились.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, дело постановлено рассмотреть в порядке заочного производства с вынесением по делу заочного решения.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, предметом спора является земельный участок площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>
Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства при предоставлении земельных участков на территории Раменского муниципального района Московской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что в Раменском отделе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области хранится кадастровое дело на объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> в котором имеется архивная выписка от <дата> из постановления администрации Константиновского с.о. от 25.11.1992г. <номер> о выделении гражданину Захаркину А. В. земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под ведение ЛПХ, категория земли - земли населенных пунктов.
На основании указанного документа в Раменском отделе филиала федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Московской области указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в администрации сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района сведения о предоставлении указанного земельного участка Захаркину А.В. отсутствуют.
Администрацией с.п. Константиновское Раменского муниципального района архивная выписка от 16.02.2009 г. из постановления администрации Константиновского с.о. от 25.11.1992г. <номер> о выделении Захаркину А.В. земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под ведение ЛПХ, категория земель - земли населенных пунктов, не выдавалась.
В администрации Раменского муниципального района постановление администрации Константиновского с.о. от 25.11.1992г. <номер> отсутствует.
Земельный участок фактически находится на землях неразграниченной государственной собственности, при этом собственник - администрация Раменского муниципального района – не давал согласие на постановку на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка. Таким образом, сведения в государственный кадастровый учет (ЕГРН) были внесены не уполномоченным на то лицом, то есть без учета мнения собственника земельного участка, чем нарушены положения Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые действовали на момент внесения сведений в ГКН и ЕГРП.
Федеральный закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 02.01.2017г. содержит положения, аналогичные нормам Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ (ст.8 ГК РФ) называет акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса от 25.04.91 г., земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Решением Малого Совета Мособлсовета N 9/20 от 16.09.92 г. был утвержден Примерный порядок изъятия и предоставления земельных участков в городах и поселках Московской области, на основании которого предоставление земельных участков в собственность, пользование, владение осуществляется администрацией города, района, поселка по предоставлению городского (районного) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Согласно п. 2.7 данного Положения право собственности на землю удостоверяется государственным актом или свидетельством, которые выдаются и регистрируются местной администрацией.
Согласно п. 1.4 данного Положения свидетельство подписывалось главой администрации, постановлением которого предоставлен земельный участок, и скреплялось гербовой печатью.
В соответствии с п. 2.3 Постановление главы местной администрации о предоставлении земельного участка являлось основанием для выдачи свидетельств.
Пункт 2.2 решения N 9/27 от 09.12.92 г. Мособлдумы "О порядке регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области" возложил ответственность за проведение работ по перерегистрации и выдаче свидетельств гражданам на глав местной администрации и председателей районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним повлекло в свою очередь нарушение прав муниципального образования в области земельных правоотношений.
Указанные факты свидетельствуют о том, что выписка из похозяйственной книги от 16.02.2009г., согласно которой ответчику на основании постановления администрации Константиновского с.о. <номер> от 25.11.1992г. предоставлен на праве собственности земельный участок <адрес>, площадью 3000 кв.м., расположенный в <адрес>, является подложной.
Также установлено, что в 1992г. уполномоченный орган решений о предоставлении земельного участка ответчику не принимал, правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на указанный земельный участок не выдавал.
Таким образом, исследованные судом доказательства подтверждают доводы истца о том, что спорный земельный участок никогда не предоставлялся ответчику, что позволяет считать его право собственности на данный объект недвижимого имущества отсутствующим.
В опровержение доводов истца о том, что Захаркину А.В. спорный земельный участок никогда не предоставлялся, ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, никаких доказательств представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истца о том, что спорное имущество выбыло из владения собственника – администрации Раменского муниципального района Московской области - помимо его воли.
При этом суд исходит из требований ст. 2 Закона МО "О регулировании земельных отношений в Московской области", в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
На момент выбытия спорного земельного участка из государственной собственности уполномоченным органом в отношении данного земельного участка, находящегося в государственной собственности, которая не разграничена, в силу ст. 2 Закона МО "О регулировании земельных отношений в Московской области", являлась администрация Раменского муниципального района, поскольку в силу указанной нормы права именно органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящее время в силу ч.1,2 ст. 17 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.2 Закона Московской области от 10.11.2015г № 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что публичная процедура предоставления земельного участка гражданам не соблюдена, более того, участок оформлен на имя граждан по подложным документам. В связи с чем, прокурор вправе заявлять указанный иск в интересах муниципального образования.
Доводы истца подтверждаются отсутствием постановления и свидетельства о праве собственности на землю, лицевых счетов в похозяйственных книгах на имя Захаркина А.В.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст. ст. 12, 209 ГК РФ, ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить полностью.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка, площадью 3000 кв.м., с кадастровым номером <номер> расположенного по адресу: <адрес>
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок, площадью 3000 кв.м., с кадастровым номером <номер> расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть отменено Раменским городским судом по заявлению ответчика в течение 7 дней со дня вручения копии настоящего решения, а также может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Федеральный судья
Решение в его окончательной форме изготовлено 03 октября 2018 года.