Дело № 2-224/2021
УИД 24RS0047-01-2021-000327-84
Категория 2.209
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2021 года Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Тявлиной М.А.,
при секретаре Жарниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке заочного производства, гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «Скоба» об обязании устранить нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с вышеуказанным иском к ООО «Скоба», мотивируя требования тем, что между истцом и ООО «Скоба» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ответчик принимает лесные участки из состава земель государственного лесного фонда, общей площадью 43, 4404 га, расположенные по адресам: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, КГБУ «Байкитское лесничество», Суломайское участковое лесничество, квартал 802 (часть выделов 63, 64), квартал 805 (71, 72, 77, 78, 79, 80, 82), квартал 806 (часть выдела 40, 43, 44, 46, 49, 76) являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 88:02:0000000:14 (учетный номер части 1181) и номером учетной записи в государственном лесном реестре №, предназначенные для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Срок действия договора – 5 лет. В соответствии с подпунктом «з» пункта 3.4 Договора, арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством РФ, проектом лесов. К договору аренды разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение, утвержденное приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № Согласно проекта освоения лесов ООО «Скоба» обязано ежегодно проводить меры по противопожарному обустройству на арендованном лесном участке в соответствии с таблицей 5.2 (13) проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка. КГБУ «Байкитское лесничество» предоставило отчет от 31.01.2020 года по выполнению объема противопожарных мероприятий на территории КГБУ «Байкитское лесничество» ООО «Скоба» в 2019 году. Согласно данного отчета не выполнены следующие мероприятия: установка противопожарного аншлага, с последующим ежегодным содержанием; устройство противопожарных минерализованных полос – 27,45 км. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. С учетом изложенного просит удовлетворить заявленные требования, а также приостановить деятельность ООО «Скоба» на территории лесного участка по вышеуказанному договору аренды, до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
В судебное заседание представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края не явился, извещен о времени и месте судебного заседания заказным письмом, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Скоба» в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении не заявлял, письменный отзыв по требованиям не представил.
Представитель третьего лица КГБУ «Байкитское лесничество» в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, о причинах неявки суд не уведомил, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ч. 3 ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ, от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно пункту 2.3 Положения, Министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства, и с учетом вышеизложенного вправе обратиться в суд с данным иском.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с п. п. 3, 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В силу части 3 названной статьи указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно пп. "в" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 г. N 161 установлены нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Эти нормы обязаны соблюдать юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов.
В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
Как установлено в судебном заседании, 12.04.2019 года между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «Скоба» заключен договор аренды лесных участков из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, общей площадью 43, 4404 га, расположенные по адресам: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, КГБУ «Байкитское лесничество», Суломайское участковое лесничество, квартал 802 (часть выделов 63, 64), квартал 805 (71, 72, 77, 78, 79, 80, 82), квартал 806 (часть выдела 40, 43, 44, 46, 49, 76) являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 88:02:0000000:14 (учетный номер части 1181) и номером учетной записи в государственном лесном реестре №13381-11, предназначенные для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, сроком на 5 лет (л.д. 28-58).
В соответствии с пп. «з» п. 3.4 вышеуказанного договора арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством РФ, проектом освоения лесов и приложением № к настоящему договору.
К данному договору аренды также разработан проект освоения лесов (л.д. 22-28), в котором имеется обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, с учетом объемов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентов лесничества (л.д. 29).
Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено положительное экспертное заключение на проект освоения лесов для лесных участков, расположенных на территории Байкитского лесничества, переданных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины ООО «Скоба» (л.д. 20,21).
В соответствии с ведомостью начальника отдела охраны и защиты, ООО «Скоба» отнесено к юридическому лицу, использующему леса, не обеспечившему в 2019 году выполнение противопожарных мероприятий в объемах, установленных проектами освоения лесов (л.д. 18-19).
Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2019 год, с которым бы ознакомлен представитель ООО «Скоба» - ФИО2, в соответствии с проектом освоения лесов, на лесном участке, расположенном в КГБУ «Байкитское лесничество», необходимо выполнение противопожарных мероприятий: установка аншлага, место хранения ГСМ, резервный запас ГСМ, устройство противопожарных мин полос (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением №-пст/пн заместителя начальника отдела государственного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края ООО «Скоба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 10-15).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Скоба» осуществляет дополнительный вид деятельности, в том числе – лесозаготовки (л.д. 63-70).
Ответчик доказательств выполнения принятых на себя законных и договорных обязательств по обеспечению пожарной безопасности в лесах, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представил.
Оценивая выше приведенные доказательства в совокупности, суд находит установленным в судебном заседании факт непринятия ответчиком необходимых мер по предупреждению и недопущению лесных пожаров на арендованном лесном участке, поскольку до настоящего момента ООО «Скоба» не выполнены противопожарные меры, а именно: не установлен противопожарный аншлаг, не произведено устройство противопожарных минерализованных полос. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Данный факт также установлен постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Скоба».
С учетом изложенных обстоятельств, исковое требование о возложении обязанности выполнить противопожарные мероприятия подлежит удовлетворению.
При рассмотрении требований о приостановлении деятельности ответчика по договору аренды лесного участка до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, суд учитывает следующее.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право гражданина на благоприятную окружающую среду.
Данная гарантия может быть реализована путем предупреждения причинения вреда.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих права и создающих угрозу его нарушений.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.
Невыполнение ответчиком мероприятий по противопожарному обустройству лесов в целях предупреждения и тушения пожаров, свидетельствуют об осуществлении им деятельности с нарушением действующего законодательства, создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров, при этом затрудняется процесс ликвидации уже возникшего пожара, увеличивается вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, в связи с чем требование о приостановлении деятельности ответчика по договору аренды лесного участка до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что провести мероприятия по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 27,45 километра, по установке противопожарного аншлага, ответчик обязан в течении одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу, иск в части приостановления деятельности ООО «Скоба» подлежит удовлетворению до выполнения им лишь тех мероприятий, обязанность по выполнению которых на него возлагается настоящим решением.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика. Истец, на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера в интересах неопределенного круга лиц для юридических лиц составляет 6000 рублей. Эта сумма подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.
Обязать ООО «Скоба», в течение одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: провести мероприятия по установке противопожарного аншлага в количестве 1 шт., с последующим ежегодным содержанием, по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 27,45 километра.
До выполнения указанных мероприятий приостановить деятельность ООО «Скоба» на территории лесного участка, арендуемого по договору от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с ООО «Скоба» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть) тысяч рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: М.А. Тявлина