Дело № 2-1224/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
с участием:
истца Федоровой А.В.,
представителя истца Федоровой А.В., допущенной к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ Грековой А.А.,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующей на основании доверенности Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Анны Владимировны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы; признании наличия специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пении по старости, продолжительностью не менее 30 лет; признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
25.09.2019 Федорова А.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагая, что имеет право на назначение указанной пенсии, так как свыше 30 лет осуществляла деятельность по охране здоровья населения.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже № 672825/19 от 08.10.2019 года (с приложением) истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия на день обращения необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет.
Не согласившись с постановленным решением, Федорова А.В. обратилась в суд с настоящим иском, с учетом уточненного искового заявления, принятого к производству суда определением от 29 июня 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, просит суд:
1) Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже включить в специальный стаж Федоровой А.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) период работы:
с 06.07.1999 г. по 31.12.1999 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога (палаты интенсивной терапии) во внутреннем звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ №».
2) Признать за Федоровой А.В. приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату -25 марта 2019 года.
3) Признать за Федоровой А.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 сентября 2019 года.
4) Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже назначить и выплатить Федоровой А.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 25 сентября по 13 ноября 2019 года (л.д. 4-7, 57-58).
В судебном заседании истец Федорова А.В. и ее представитель, допущенная к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ Грекова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности Суханова Н.Н. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Представила суду письменные возражения на исковое заявление (л.д.43-44).
Выслушав лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года№173-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской ; Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Учитывая, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже 03.02.2016 г., к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Согласно п. 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Правила N 781).
В силу п. 3 Правил N 781 в стаж засчитываются в порядке, предусмотренном данными правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений. При этом наличие в наименовании названных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 4 Правил N781 сказано, что периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась по нескольким указанным в списке должностям (в учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Исходя из смысла части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, данные нормы предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Более того, Пленум Верховного Суда РФ пунктом 19 постановления N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с гражданами прав на трудовые пенсии" разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с пп. б п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В соответствии с постановлением п. 2 Перечня..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в соответствующем льготном исчислении учитывалась работа врачей-анестезиологов-реаниматологов; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры -анестезисты в отделениях (группах, палатах) анестезиологии - реанимации, а так же реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений.
В период с 06.07.1999 г. по 31.12.1999 г. истец работала в должности врача-
анестезиолога-реаниматолога (палаты интенсивной терапии) во вн. звене палаты
интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой
интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ №».
В соответствии с Приказом по Воронежской областной больнице № 63 от 01.04.1996 «О льготном пенсионном обеспечении» по состоянию на указанную дату в областной клинической больнице имелись отделения: анестезиологическое; анестезиологическое с палатой интенсивной терапии с оперблоком, автоклавной и ЭГП по роддому; отделение реанимации; палаты интенсивной терапии в нейрохирургическом отделении, инфарктном, трансплантации почки.
Для правильного решения льготного пенсионного обеспечения приказано переименовать анестезиологическое отделение с палатой интенсивной терапии, с оперблоком, автоклавной и ЭГП по роддому в отделение анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии роддома.
Впоследствии приказом от 31.10.2002 г. № 281 «О переименовании отдельных структурных подразделений и должностей ГУЗ «ВОКБ №» отделение анестезиологии-реанимации роддома с палатами интенсивной терапии и реанимации стал именоваться «отделение анестезиологии-реанимации №». Функции и задачи данного структурного подразделения, профиль при переименовании не изменились, что следует из справки БУЗ ВО «ВОКБ №» от 16.03.2016 №40.
Других приказов о переименовании отделения не издавалось. Изменения вносились в штатное расписание. Функции и задачи отделения анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии с 1999 г. по настоящее время не менялись.
Неточность наименования структурного подразделения носит формальный характер и не должна повлечь нарушения истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, которую истец заработала осуществляя лечебную деятельность по охране здоровья населения в сложных условиях, которые законодатель посчитал необходимым компенсировать льготным исчислением стажа.
За период истца работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в 1999 г. за работу во вредных условиях труда выплачивалась надбавка по установленному коэффициенту 15%, что подтверждается тарификационным списком.
Согласно Положению об отделении анестезиологии-реанимации № 3 перинатального центра, его основными задачами деятельности является осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах.
В функциональные обязанности истца как врача-анестезиолога-реаниматолога (палаты интенсивной терапии) во вн. звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации входило:
- обеспечение надлежащего уровня специального оборудования больных, проведение обезболивания и оказания анестезиологической и реанимационной помощи больным, нуждающимся в этих мероприятиях
- применение современных апробированных методов и средств диагностики и лечения острых нарушений функции жизненно важных центров, методы обезболивания;
- назначение вида обезболивания с учетом состояния больного,
особенностей оперативного вмешательства или специального метода исследования
и др.
В спорные периоды работы врача анестезиолога-реаниматолога истец была допущена к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
В соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии, досрочная страховая пенсия по старости лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях или наименование его структурного подразделения.
Несмотря на несоответствие наименования отделений Списку, которым предусмотрена палата реанимации и интенсивной терапии, а так же анестезиологии и реанимации, истец как врач-анестезиолог-реаниматолог продолжала выполнять одни и те же функции, характер выполняемой работы не изменился, те есть в период работы в должности врача-анестезиолога во вн. звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации истец выполняла трудовые функции в соответствии с функциональными обязанностями врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации.
Таким образом, период работы с 06.07.1999 по 31.12.1999 в должности врача- анестезиолога ( палаты интенсивной терапии) во внутреннем звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ№» подлежит включению истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).
С 01.01.2019 пенсия лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, действительно может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, Приложение N 7 к Закону N 400-ФЗ).
Если указанная категория работников выработала необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсии").
Рассматривая требования Федоровой А.В. о приобретении 30-летнего стажа, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату -25 марта 2019 года; признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 сентября 2019 года, суд принимает во внимание расчет стажа с учетом включения спорных периодов, представленный ответчиком (л.д.45), согласно которому специальный стаж Федоровой А.В. с учетом включения спорных периодов составит более 30 лет, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже № 812799/19 от 19.11.2019 года истцу была назначена досрочная страховая пенсия по старости с 14 ноября 2019 г.
С учетом включенного судом периода работы, истец просит назначить и выплатить страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения по истечении шестимесячного срока после выработки 30-летнего стажа и назначить страховую пенсию с 25 сентября 2019 года по 13 ноября 2019 года.
25 марта 2019 года истец выработала необходимый для назначения страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения стаж.
Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии и представила документы, необходимые для назначения пенсии, при исчислении спорных периодов работы. По состоянию на дату обращения истца с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж пенсионным органом, составляет более 30 лет.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии от 20 марта 2019 года, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста, с 01 января 2019 года пенсия медицинским работникам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Такой период составляет в 2019 году 12 месяцев.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ от 03 октября 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон N 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8,-пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ истец имеет право выйти на пенсию с 25 сентября 2019 года, в связи с чем, требование истца о назначении и выплате Федоровой А.В. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 25 сентября по 13 ноября 2019 года подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федоровой Анны Владимировны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы ; признании наличия специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пении по старости, продолжительностью не менее 30 лет ; признании права на досрочную страховую пенсию по старости ; возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости- удовлетворить.
1. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже включить Федоровой Анне Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) период работы в должности врача- анестезиолога ( палаты интенсивной терапии) во внутреннем звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ№» с 06.07.1999 по 31.12.1999.
2. Признать наличие по состоянию на 25.03.2019 специального стажа, продолжительностью не менее 30 лет, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
3. Признать право Федоровой Анны Владимировны на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.09.2019.
4. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже назначить и выплатить Федоровой Анне Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.09.2019 по 13.11.2019.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья: Щербинина Г.С.
В окончательной форме решение изготовлено 03 июля 2020 года.
Дело № 2-1224/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
с участием:
истца Федоровой А.В.,
представителя истца Федоровой А.В., допущенной к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ Грековой А.А.,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующей на основании доверенности Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Анны Владимировны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы; признании наличия специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пении по старости, продолжительностью не менее 30 лет; признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
25.09.2019 Федорова А.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагая, что имеет право на назначение указанной пенсии, так как свыше 30 лет осуществляла деятельность по охране здоровья населения.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже № 672825/19 от 08.10.2019 года (с приложением) истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия на день обращения необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет.
Не согласившись с постановленным решением, Федорова А.В. обратилась в суд с настоящим иском, с учетом уточненного искового заявления, принятого к производству суда определением от 29 июня 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, просит суд:
1) Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже включить в специальный стаж Федоровой А.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) период работы:
с 06.07.1999 г. по 31.12.1999 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога (палаты интенсивной терапии) во внутреннем звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ №».
2) Признать за Федоровой А.В. приобретение 30-летнего стажа, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату -25 марта 2019 года.
3) Признать за Федоровой А.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 сентября 2019 года.
4) Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже назначить и выплатить Федоровой А.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 25 сентября по 13 ноября 2019 года (л.д. 4-7, 57-58).
В судебном заседании истец Федорова А.В. и ее представитель, допущенная к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ Грекова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности Суханова Н.Н. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Представила суду письменные возражения на исковое заявление (л.д.43-44).
Выслушав лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года№173-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской ; Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Учитывая, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже 03.02.2016 г., к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Согласно п. 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Правила N 781).
В силу п. 3 Правил N 781 в стаж засчитываются в порядке, предусмотренном данными правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений. При этом наличие в наименовании названных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 4 Правил N781 сказано, что периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась по нескольким указанным в списке должностям (в учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Исходя из смысла части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, данные нормы предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Более того, Пленум Верховного Суда РФ пунктом 19 постановления N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с гражданами прав на трудовые пенсии" разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с пп. б п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В соответствии с постановлением п. 2 Перечня..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в соответствующем льготном исчислении учитывалась работа врачей-анестезиологов-реаниматологов; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры -анестезисты в отделениях (группах, палатах) анестезиологии - реанимации, а так же реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений.
В период с 06.07.1999 г. по 31.12.1999 г. истец работала в должности врача-
анестезиолога-реаниматолога (палаты интенсивной терапии) во вн. звене палаты
интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой
интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ №».
В соответствии с Приказом по Воронежской областной больнице № 63 от 01.04.1996 «О льготном пенсионном обеспечении» по состоянию на указанную дату в областной клинической больнице имелись отделения: анестезиологическое; анестезиологическое с палатой интенсивной терапии с оперблоком, автоклавной и ЭГП по роддому; отделение реанимации; палаты интенсивной терапии в нейрохирургическом отделении, инфарктном, трансплантации почки.
Для правильного решения льготного пенсионного обеспечения приказано переименовать анестезиологическое отделение с палатой интенсивной терапии, с оперблоком, автоклавной и ЭГП по роддому в отделение анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии роддома.
Впоследствии приказом от 31.10.2002 г. № 281 «О переименовании отдельных структурных подразделений и должностей ГУЗ «ВОКБ №» отделение анестезиологии-реанимации роддома с палатами интенсивной терапии и реанимации стал именоваться «отделение анестезиологии-реанимации №». Функции и задачи данного структурного подразделения, профиль при переименовании не изменились, что следует из справки БУЗ ВО «ВОКБ №» от 16.03.2016 №40.
Других приказов о переименовании отделения не издавалось. Изменения вносились в штатное расписание. Функции и задачи отделения анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии с 1999 г. по настоящее время не менялись.
Неточность наименования структурного подразделения носит формальный характер и не должна повлечь нарушения истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, которую истец заработала осуществляя лечебную деятельность по охране здоровья населения в сложных условиях, которые законодатель посчитал необходимым компенсировать льготным исчислением стажа.
За период истца работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в 1999 г. за работу во вредных условиях труда выплачивалась надбавка по установленному коэффициенту 15%, что подтверждается тарификационным списком.
Согласно Положению об отделении анестезиологии-реанимации № 3 перинатального центра, его основными задачами деятельности является осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах.
В функциональные обязанности истца как врача-анестезиолога-реаниматолога (палаты интенсивной терапии) во вн. звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации входило:
- обеспечение надлежащего уровня специального оборудования больных, проведение обезболивания и оказания анестезиологической и реанимационной помощи больным, нуждающимся в этих мероприятиях
- применение современных апробированных методов и средств диагностики и лечения острых нарушений функции жизненно важных центров, методы обезболивания;
- назначение вида обезболивания с учетом состояния больного,
особенностей оперативного вмешательства или специального метода исследования
и др.
В спорные периоды работы врача анестезиолога-реаниматолога истец была допущена к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
В соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии, досрочная страховая пенсия по старости лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях или наименование его структурного подразделения.
Несмотря на несоответствие наименования отделений Списку, которым предусмотрена палата реанимации и интенсивной терапии, а так же анестезиологии и реанимации, истец как врач-анестезиолог-реаниматолог продолжала выполнять одни и те же функции, характер выполняемой работы не изменился, те есть в период работы в должности врача-анестезиолога во вн. звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации истец выполняла трудовые функции в соответствии с функциональными обязанностями врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации.
Таким образом, период работы с 06.07.1999 по 31.12.1999 в должности врача- анестезиолога ( палаты интенсивной терапии) во внутреннем звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ№» подлежит включению истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).
С 01.01.2019 пенсия лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, действительно может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, Приложение N 7 к Закону N 400-ФЗ).
Если указанная категория работников выработала необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсии").
Рассматривая требования Федоровой А.В. о приобретении 30-летнего стажа, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату -25 марта 2019 года; признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 сентября 2019 года, суд принимает во внимание расчет стажа с учетом включения спорных периодов, представленный ответчиком (л.д.45), согласно которому специальный стаж Федоровой А.В. с учетом включения спорных периодов составит более 30 лет, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже № 812799/19 от 19.11.2019 года истцу была назначена досрочная страховая пенсия по старости с 14 ноября 2019 г.
С учетом включенного судом периода работы, истец просит назначить и выплатить страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения по истечении шестимесячного срока после выработки 30-летнего стажа и назначить страховую пенсию с 25 сентября 2019 года по 13 ноября 2019 года.
25 марта 2019 года истец выработала необходимый для назначения страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения стаж.
Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии и представила документы, необходимые для назначения пенсии, при исчислении спорных периодов работы. По состоянию на дату обращения истца с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж пенсионным органом, составляет более 30 лет.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии от 20 марта 2019 года, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста, с 01 января 2019 года пенсия медицинским работникам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Такой период составляет в 2019 году 12 месяцев.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ от 03 октября 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон N 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8,-пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ истец имеет право выйти на пенсию с 25 сентября 2019 года, в связи с чем, требование истца о назначении и выплате Федоровой А.В. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 25 сентября по 13 ноября 2019 года подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федоровой Анны Владимировны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы ; признании наличия специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пении по старости, продолжительностью не менее 30 лет ; признании права на досрочную страховую пенсию по старости ; возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости- удовлетворить.
1. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже включить Федоровой Анне Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) период работы в должности врача- анестезиолога ( палаты интенсивной терапии) во внутреннем звене палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации роддома с палатой интенсивной терапии и реанимации в БУЗ ВО «ВОКБ№» с 06.07.1999 по 31.12.1999.
2. Признать наличие по состоянию на 25.03.2019 специального стажа, продолжительностью не менее 30 лет, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
3. Признать право Федоровой Анны Владимировны на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.09.2019.
4. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже назначить и выплатить Федоровой Анне Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.09.2019 по 13.11.2019.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья: Щербинина Г.С.
В окончательной форме решение изготовлено 03 июля 2020 года.