Копия
Дело №
24RS0№-41
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
28 сентября 2022 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к ООО «Ресурс-лес» о возложении обязанности по устранению нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к ООО «Ресурс-лес» о возложении обязанности принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести очистку от порубочных остатков в лесосеке №, расположенной в выделе №, в квартале № Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество» в срок до истечения трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения. Мотивировав свои требования тем, что между агентством лесной отрасли <адрес> и ООО «Ресурс-лес» заключен договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ №-з, согласного которому агентство передает в аренду ООО «Ресурс-лес» сроком на 49 лет, лесные участки общей площадью 12363 га, для заготовки древесины, расположенные: <адрес>, КГБУ «Пировское лесничество», Большекетское участковое лесничество, кварталы №№, 1216, 37-41,67, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №3337-1. Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ № заготовка древесины ООО «Ресурс-лес» производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лесосеке №, расположенной в выделе №, квартале № Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество», объем заготавливаемой древесины 6 034 куб.м на площади 41,9 га. По окончании ООО «Ресурс-лес» заготовки древесины КГБУ «Пировское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр мест рубок заготовки древесины в лесосеке №, расположенной в выделе №, квартале № Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество». По результатам осмотра составлен акт, сообщение о нарушении требований лесного законодательства, согласно которым ООО «Ресурс-лес» не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков в указанной лесосеке на площади 41,9 га. Государственным инспектором по охране леса в отношении ООО «Ресурс-лес» ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ресурс-лес» в связи с истечение срока давности.
В судебном заседании представитель ООО «Ресурс-лес» ФИО3 (полномочия подтверждены) представил в суд письменный отзыв согласно которого, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Мотивировав отзыв тем, что срок проведения осмотра лесосеки должен был быть проведен не позднее 6 месяцев со дня окончания выполненных лесосечных работ, тогда как истец произвел осмотр с нарушением срока на 4 месяца ДД.ММ.ГГГГ после окончания лесосечных работ ДД.ММ.ГГГГ. При этом осмотр проводился в снежный период. Также считает, что КГКУ «Лесная охрана» является ненадлежащим истцом, так как договор аренды был заключен с министерством лесного хозяйства.
В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана», не явился, о времени и месте рассмотрение дела извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Представитель КГКУ «Лесная охрана» ФИО4 (полномочия подтверждены) в исковом заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Пировское лесничество» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Пунктом 2 ст. 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 4 ЛК РФ, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Статьей 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
На основании ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 20 Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" в лесах не допускается: невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Также согласно п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации утвержденных Приказом №993 от 01.12.2020 не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)". А также в силу п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (действовавшим до 01.01.2021) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Как следует из ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Из ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 " "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесной отрасли <адрес> (арендодатель) и ООО «Ресурс-лес» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка №-з на лесные участки, находящиеся в государственной собственности, площадью 12363 га, расположенные: <адрес>, Пировское лесничество, Большекетское участковое лесничество в кварталах №№,12-16, 37-41,67, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №3337-1. Цель использования лесов для заготовки древесины. Срок действия договора на 49 лет.
Из лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Ресурс-лес» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло заготовку древесины в лесосеке №, расположенной в выделе №, квартале №, Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество», объем заготавливаемой древесины 6 034 куб.м. на площади 41,9 га.
КГБУ «Пировское лесничество» с участием представителя ООО «Ресурс-лес» составили акт осмотра лесосеки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в лесосеке № расположенной в выделе №, квартале №, Большекетского участкового лесничества выявлены нарушения в виде неудовлетворительной очистки от порубочных остатков на площади 41,9.
О результатах осмотра лесосеки составлено сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ, акт натурного осмотра, схема (абрис), расчет ущерба на сумму 14 717 рублей 98 копеек, перерасчет ведомости.
Определением № от ДД.ММ.ГГГГ страшим государственным инспектором по охране леса отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ресурс-лес» по факту административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ООО «Ресурс-лес», в нарушение условий договора аренды №-з от ДД.ММ.ГГГГ, лесного законодательства, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" не выполнило работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 41,9 га.
Доводы стороны ответчика о том, что истцом пропущен срок проведения осмотра лесосеки на 4 месяца, не являются основанием для признания акта осмотра недопустимым доказательствам. Осмотр был проведен в присутствии представителя ответчика и акт осмотра им подписан, как и сообщение о результатах осмотра лесосеки, никаких замечаний со стороны представителя ответчика не было.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.
В силу пункта 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 367, очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Доказательств подтверждающих, что сторона ответчика произвела выполнения работ по очистке от порубочных остатков, расположенных в лесосеке № расположенной в выделах №, квартале №, Большекетского участкового лесничества в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представила.
Доводы стороны ответчика о том, что КГКУ «Лесная охрана» является ненадлежащим истцом, подлежат отклонению, так как в силу ч.2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.
Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Как следует из устава КГКУ «Лесная охрана» (учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение создано <адрес>м на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> и собственником имущества учреждения является <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство лесного хозяйства <адрес> (п.1.2). Данное учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя в области лесных отношений (п.2.1).
Предметом деятельности учреждения является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности учреждения (п.2.2).
Целями деятельности учреждения является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства (п.2.3). Для достижения указанных целей деятельности учреждения имеет право предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требование об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (п.2.4.1).
Таким образом, КГКУ «Лесная охрана» является надлежащим истцом.
В связи с изложенным суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении обязанности на ответчика ООО «Ресурс-лес» провести работы по очистке лесосеки.
С учетом общегражданского принципа разумности, учитывая объем планируемых лесовосстановительных мероприятий, площадь проведения работ по содействию естественному возобновлению леса, суд полагает необходимым установить срок для выполнения данных работ – не позднее трех месяцев, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований с зачислением в соответствующий бюджет.
Таким образом, учитывая, что истец на основании подп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского государственного казенного учреждения «Лесная охрана» (ОГРН 1022400667530, ИНН 2411000057) удовлетворить.
Возложить обязанность на ООО «Ресурс-лес» (ОГРН 1052460057737, ИНН 2460069686) произвести очистку места рубки от порубочных остатков в лесосеке №, расположенной в КГБУ «Пировское лесничество», Большекетское участковое лесничество в квартале №, выдел № в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Ресурс-лес» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
ФИО5 Татарникова
Текст мотивированного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна судья Е.В.Татарникова