Производство № 2а-6570/2020
УИД 28RS0004-01-2020-008612-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Вискуловой В.В.,
при секретаре Грозине С.А.,
с участием помощника прокурора г. Благовещенска Скачек Е.П., представителя администрации г. Благовещенска Горшовой А.А., заинтересованных лиц - Розвезева В.Н., представителя МУ «ГУКС» Гурьяновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Благовещенска к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности на администрацию г. Благовещенска организовать водоотведение в районе ул. Шимановская - ул. Высокая - ул. Свободная в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
прокурор г. Благовещенска обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по обращению Розвезева В.Н. по вопросу подтопления жилых домов, приусадебных участков в районе ул. Шимановская - ул. Высокая - ул. Свободная, установлено следующее. Постановлением администрации г. Благовещенска от 17.07.2019 г. № 2269 в связи с возникновением на территории города Благовещенска опасного природного явления (очень сильный дождь) с 16.07.2019 г. на территории города установлен режим чрезвычайной ситуации. 19.08.2019 г. постановлением администрации г. Благовещенска № 2761 режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования г. Благовещенск отменен. Распоряжением губернатора Амурской области от 25.07.2019 г. № 136-р на территории Амурской области с 25 июля 2019 г. введен региональный режим чрезвычайной ситуации на территории Амурской области. Проведенной прокуратурой г. Благовещенска проверкой в 2019 г. установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением администрацией г. Благовещенска обязанности по организации водоотведения произошло подтопление жилых домов и приусадебных участков в районе ул. Шимановская - ул. Высокая - ул. Свободная. В целях устранения допущенных нарушений и.о. прокурора города внесено представление 15.10.2019 г. исх. № 3429-ж/2019, по результатам рассмотрения которого администрацией г. Благовещенска были запланированы работы по нарезке кюветов по ул. Высокая на участке от ул. Трудовая до ул. Шимановского на II квартал 2020 года. После ливневых осадков, прошедших 08.06.2020 г., постановлением администрации г. Благовещенска от 08.06.2020 г. № 1809 на территории г. Благовещенска с 21-00 08.06.2020 г. установлен режим «чрезвычайной ситуации», постановлением администрации г. Благовещенка от 11.06.2020 г. № 1846 режим «чрезвычайной ситуации» с 16.00 11.06.2020 г. отменен. Позже, в связи с зарегистрированным 17.08.2020 г. -18.08.2020 г. на территории города опасным метеорологическим явлением (очень сильный дождь) постановлением администрации г. Благовещенска № 2696 с 06.00 18.08.2020 г. установлен режим чрезвычайной ситуации на территории г. Благовещенска.
В июле 2020 года в прокуратуру города Благовещенска вновь поступило обращение Розвезева В.Н. по вопросу подтопления жилых домов, приусадебных участков в районе ул. Шимановская - ул. Высокая - ул. Свободная, по результатам рассмотрения которого установлено, что произведена корректировка графиков МКП «ГСТК», в связи с чем, работы по очистке и углублению водоотводной канавы по ул. Высокая, на участке от ул. Трудовая до ул. Шимановского, перенесены и будут выполнены по мере выделения дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели. Однако бездействие администрации г. Благовещенска в части непроведения работ по нарезке кюветов по ул. Высокая на участке от ул. Трудовая до ул. Шимановского привело к затоплению жилых домов и приусадебных участков, расположенных в указанном районе, что является нарушением действующего законодательства и ведет к нарушению прав граждан на благоприятные условия проживания. Водоснабжение и водоотведение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве, в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению.
На основании изложенного, с учетом уточнения к административному исковому заявлению, административный истец просит суд обязать администрацию г. Благовещенска организовать водоотведение в районе ул. Шимановская - ул. Высокая - ул. Свободная в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощника прокурора г. Благовещенска Скачек Е.П. на доводах административного искового заявления настаивала в полном объеме.
Представитель администрации г. Благовещенска Горшова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, указала на позицию, изложенную в письменных возражениях, согласно которой организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения относится к компетенции управления жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) администрации г. Благовещенска. В соответствии с решением Благовещенской городской Думы от 05.12.2019 г. N 5/48 (ред. от 21.05.2020) «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» по ведомственной структуре расходов городского бюджета главным распорядителем средств местного бюджета по статье «субсидии казенным предприятиям на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети» определено УЖКХ администрации г. Благовещенска. Именно УЖКХ администрации г. Благовещенска заключаются договоры с МПК «ГСТК» на предоставление субсидии казенным предприятиям г. Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Благовещенска. Таким образом, МПК «ГСТК» осуществляет содержание улично-дорожной сети города Благовещенска. В рамках заключенных договоров МПК «ГСТК» на регулярной основе выполняются работы по содержанию и ремонту, а также по очистке ливневой канализации. Осуществление же функций заказчика от имени администрации г. Благовещенска по строительству объектов капитального строительства возложено на МУ «ГУКС».
Отметила, что из совокупности положений ч. 3 ст. 1, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 30 Положения № 794, следует, что при возникновении на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации органы местного самоуправления вправе самостоятельно организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации. Реализация органами местного самоуправления указанного полномочия в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может осуществляться, в том числе, посредством принятия соответствующих муниципальных правовых актов. Администрацией г. Благовещенска как раз и была организована и проведена работа в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате сильных ливневых дождей в вышеуказанные периоды времени. Подчеркнула, что в настоящее время из-за низких отметок рельефа на пересечении ул. Высокая и ул. Шимановского образовался естественный водоём, в который стекает дождевая вода с прилегающих территорий и который является накопителем ливневых и дренажных вод. В ходе выездной проверки 23.09.2020 г. специалистами управления ЖКХ города Благовещенска и представителями МКП «ГСТК» установлено, что вследствие увеличения застройки и климатических изменений в настоящее время наблюдается повышенный уровень водного зеркала водоема на пересечении ул. Высокая и ул. Шимановского. Учитывая низкий рельеф прилегающих территории, обустройство водоотводных канав по ул. Высокая на участке от ул. Шимановского до ул. Трудовая может вызвать обратное течение в сторону от водоёма и еще большее подтопление индивидуальных домовладений на спорных участках. Поэтому первоначально заявленный административным истцом способ исполнения решения - путем нарезки кюветов по ул. Высокая на участке от ул. Трудовая до ул. Шимановского является ненадлежащим.
Для решения проблемы с подтоплением городских территорий, в том числе на спорных участках, между управлением ЖКХ г. Благовещенска и ООО «Центр теплоэнергосбережений» заключен муниципальный контракт от 08.06.2020 № 148 на оказание услуг по разработке документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории города Благовещенска. Срок исполнения контракта - декабрь 2020. Услуги включают в себя техническое обследование системы водоотведения, определение гидрологических характеристик территории г. Благовещенска, разработку схемы и моделирование прогнозов развития системы водоотведения на перспективу 5 и 15 лет. По итогам разработки документации подрядной организацией будут предоставлены предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения. После чего, администрация г. Благовещенска приступит к реализации проектных решений. Следовательно, прежде чем выполнять устройство системы водоотведения на спорном участке дороги, необходимо выполнить мероприятия по обследованию системы водоотведения в городе в целом, и исходя из полученных данных будет уже приниматься решение о способе, методе, месте, объеме устройства ливневой канализации на спорных участках.
Городской бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов сформирован в условиях жесткой экономии, параметры бюджета сбалансированы. В связи с дефицитом средств городского бюджета лимиты бюджетных ассигнований на выполнение вышеуказанных мероприятий не были предусмотрены, что делает невозможным исполнение первоначально заявленных требований прокурора г. Благовещенска в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Кроме того, согласно нормативам, земляные работы возможно проводить в зимний период (с 15 октября по 15 апреля) только в случаях аварийных ситуаций на подземных инженерных коммуникациях и на объектах, социально значимых для г. Благовещенска и технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации.
Заинтересованное лицо Розвезев В.Н. в судебном заседании на доводах административного искового заявления настаивал, высказав сомнение в способе исполнения решения согласно первоначальным исковым требованиям – путем нарезки кюветов.
Представитель заинтересованного лица МУ «ГУКС» Гурьянова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления.
В судебное заседание не явились иные лица, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не представили. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
От заинтересованного лица Управления ЖКХ г. Благовещенска поступили письменные возражения, согласно которым Управление полагало недоказанной прокурором необходимость организации водоотведения на указанном участке, т.к. за основу требований взято разовое подтопление участка, случившееся в результате ливневого дождя прошедшего 08.06.2020 г., в связи с чем был введен режим «чрезвычайной ситуации» на территории г. Благовещенска, а не систематическое подтопление указанного участка. В г. Благовещенске имеется централизованная система водоотведения без технической возможности для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод, при этом отсутствует централизованная ливневая система водоотведения, а существует городская ливневая канализация без подключения (технологически не присоединена) к централизованной системе водоотведения. Ливневая канализация г. Благовещенска является децентрализованной, разбита на локальные самостоятельные системы. Законодательством РФ не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления организовывать ливневые канализации и поверхностное отведение ливневых вод как на сформированных земельных участках, так и на несформированиых и неиспользуемых для нужд муниципального образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Обязанность по организации (создание и содержание) отведения дождевых и талых вод возлагается на правообладателей объектов и установлена Законом № 416-ФЗ, а нормативно-правовыми актами, техническими решениями, СНиПами и другими нормами, устанавливающими требования к строительству, ремонту и содержанию объектов капитального строительства, законодательство об автомобильной деятельности устанавливает обязанность собственника дороги организовать водоотведение. Согласно п. 9.2 Правил благоустройства, в случае отсутствия на земельных участках, придомовых и приобъектных территориях, строительных площадках, территории индивидуального домовладения централизованной системы ливневой канализации правообладатели указанных объектов обязаны обеспечить устройство системы поверхностного водоотведения, не допуская подтопления прилегающей территории, соседних землепользователей, территорий общего пользования, дорог, тротуаров, проездов. Обследование смотровых и дождеприемных колодцев системы ливневой канализации, элементов системы поверхностного водоотведения, их очистка, обеспечение пропускной способности и безопасности эксплуатации осуществляются правообладателями участков системы водоотведения или правообладателями земельных участков, придомовых и приобъектных территорий, дорог, проездов, в границах которых и на прилегающей территории к которым расположена система водоотведения (пункт 9.3 Правил благоустройства).
Полагали, что поскольку по ул. Высокая отсутствует централизованная ливневая канализация, правообладатели индивидуальных (частных домов) расположенных вдоль ул. Высокая между ул. Трудовая по ул. Островского должны самостоятельно организовать систему водоотведения путем устройства канавы или прокладки трубы. В районе по ул. Высокая на участке от уд. Трудовая до ул. Островского имеются нарезанные с кюветы. Водоотведение ливневых вод по ул. Высокая осуществляется по проезжей части с последующим распределением по водосточным кюветам. Указанные водоотводные канавы функционируют и обеспечивают отвод ливневых вод. Мероприятия по очистке водоотводных канав осуществляется периодически по мере необходимости силами МКП «Городской сервисно-торговый комплекс», в рамках заключенного договора на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска, но не менее двух раз в год.
Выслушав пояснения присутствующих сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водо-снабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что местность в районе ул. Высокая и ул. Шимановского характеризуется низкими отметками рельефа, в связи с чем образовался естественный водоём, в который стекает дождевая вода с прилегающих территорий и который является накопителем ливневых и дренажных вод.
При этом на обращение Розвезева В.Н. администрацией г. Благовещенска давались ответы о том, что по ул. Высокая и ул. Свободная на участках между ул. Шимановского и ул. Трудовая требуется обустройство водоотводных канав, вопрос будет рассмотрен по мере выделения финансовых ассигнований из городского бюджета (письмо от 09.09.2019 г. № кол-2495). В ответе заместителя мэра г. Благовещенска заместителю прокурора г. Благовещенска от 02.10.2019 г. № 02-11/9796 отмечается, что централизованная система ливневой канализации в границах улиц Высокой, Свободной, Шимановской отсутствует, частично имеются водоотводные канавы. Мероприятия по очистке, углублению и обустройству новых водоотводных канав в границах вышеуказанных улиц запланированы на 2 кв. 2020 г. В октябре 2019 г. и.о. прокурора г. Благовещенска было внесено представление мэру города в связи с отсутствием нормально функционирующей системой водоотведения дождевых вод на указанном участке. Данный факт был подтвержден материалами выездной поверки прокуратуры. При этом аргумент административного истца о том, что по состоянию на 2020 год работы по очистке и углублению водоотводной канавы по ул. Высокая, на участке от ул. Трудовая до ул. Шимановского перенесены, проблема не разрешена.
Доводы ответчика о том, что администрация г. Благовещенска не бездействовала, разрабатывая и вводя в действие постановления летом 2020 г. о введении режима ЧС - не принимаются судом, поскольку предметом настоящего спора данный вопрос не является.
Доводы стороны административного ответчика и Управления ЖКХ г. Благовещенска о том, что именно владельцы домов в районе ул. Шимановского - ул. Высокая - ул. Свободная должны самостоятельно согласно п. 9.2. Правил благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 г. № 58/70 в случае отсутствия на земельных участках, придомовых и приобъектных территориях, строительных площадках, территории индивидуального домовладения централизованной системы ливневой канализации обеспечить устройство системы поверхностного водоотведения, не допуская подтопления прилегающей территории, соседних землепользователей, территорий общего пользования, дорог, тротуаров, проездов, также не принимается судом. В данном случае сторонами не отрицается затопление значительного участка местности городской территории в районе указанных улиц г. Благовещенска, а не отдельных домовладений, способных решить проблему устройством системы поверхностного водоотведения. Это подтверждается и коллективными жалобами граждан губернатору Амурской области, в администрацию г. Благовещенска и прокуратуру (например, письмо от 15.08.2019 г.).
Водоотведение представляет собой комплекс действий по приему, транспортировке и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Водоотведение включает в себя и ливневую систему водоотведения (ливневую канализацию). Осуществление мероприятий, направленных на предотвращение затопления и подтопления территорий, организацию водоотведения, как и создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в силу закона отнесены к компетенции органа местного самоуправления.
В данном случае оспариваемое бездействие администрации, как исполнительно-распорядительного органа влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых выступил административный истец, на благоприятные условия для жизни и здоровья, создает угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Довод административного ответчика о том, что выполнение устройства системы водоотведения на спорном участке дороги целесообразно лишь после осуществления комплекса мероприятий по обследованию системы водоотведения в городе в целом в рамках заключенного между управлением ЖКХ г. Благовещенска и ООО «Центр теплоэнергосбережений» муниципального контракта от 08.06.2020 № 148 на оказание услуг по разработке документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории города Благовещенска (срок исполнения контракта - декабрь 2020 года), суд находит несостоятельным, поскольку доказательств выполнения каких-либо актуальных мероприятий, связанных с водоотведением на спорном участке, материалы дела не содержат.
Довод администрации города о том, что осуществление функций заказчика от имени администрации г. Благовещенска по возложено на МУ «ГУКС», Управление ЖКХ города является специализированным органом, отвечающим за координацию вопросов содержания дорог, и именно МПК «ГСТК» осуществляются работы по содержанию, ремонту, очистке ливневой канализации как нивелирующий юридическую ответственность ответчика основан на неверном толковании закона и судом отклоняется. Указанные организации не являются органами местного самоуправления, разрешающими согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос местного значения муниципального, городского округа – водоотведение; более того, Управление ЖКХ составляет структуру администрации г. Благовещенска согласно решению Благовещенской городской Думы от 27.11.2014 г. № 4/34.
При этом, доводы администрации г. Благовещенска о неразумности срока для исполнения решения суда принимаются во внимание судом с учетом зимнего периода, имеющего ограничения для проведения земляных работ согласно постановлению администрации г. Благовещенска от 05.02.2014 г. № 589 «Об утверждении Положения по производству земляных работ на территории муниципального образования город Благовещенск». Судом отмечается, что при возникновении в будущем объективных, неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения в установленный срок, администрация г. Благовещенска не лишена права обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в соответствии со статьей 189 КАС РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что объективным сроком выполнения обязанности административным ответчиком по принятию мер для организации системы водоотведения в районе ул. Шимановского - ул. Высокая - ул. Свободная следует полагать один год со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Благовещенска - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска принять меры по организации системы водоотведения в районе ул. Шимановского - ул. Высокая - ул. Свободная
Срок выполнения обязанности установить 1 (один) год со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Вискулова В.В.
Решение в окончательной форме принято 18 января 2021 г.
Председательствующий судья Вискулова В.В.