Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3657/2012 ~ М-3336/2012 от 03.05.2012

                    Дело № 2-3657/12           

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«29» июня 2012 года                   город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Исаченко М.В.,

при секретаре островской Р.В.,

с участием представителя ответчика Благовещенской таможни Долгорук Д.С., третьего лица Приходько С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шлома В.Н. к Благовещенской таможне о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Шлома В.Н. обратился в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что *** при переходе границы из *** (Китай) в *** (Россия) провозил товар: *** а всего вещи общим весом ***, при разрешенном вывозе из Китая - 50 кг на одного человека. Товар был досмотрен сотрудниками Благовещенскойтаможни и предложено представить чеки на этот товар. До момента, предоставления чеков сумки с товаром сотрудником таможни были помещены на склад временного хранения. В этот же день в районе *** часов чеки были представлены, однако сотрудник таможни вещи помещенные на склад не вернул, пояснив, что вещи не сможет отдать, так как отсутствуют какие либо документы на них. *** вернувшись на таможню за вещами, вещи снова не возвратили, указав, что товар является оптовым и предназначен для продажи, и было выдвинуто требование доказать, что товар был приобретен для семьи, а не для продажи. На сегодняшний день вещи находятся на складе хранения, сотрудниками таможни перед сдачей вещей на склад, был выдан документ, подтверждающий сдачу вещей на склад хранения с описью. На неоднократные просьбы о возврате вещей, был получен отказ. *** гола в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение сроков временного хранения товаров. *** дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей судебного участка № ***, производство по делу прекращено за отсутствием в моих действиях состава административного правонарушения. Постановление вступило в законную силу. Индивидуальным предпринимателем истец не является, провозимый товар предназначен для личного и домашнего использования. На основании изложенного, просил суд понудить Благовещенскую таможню совершить действия по возврату вещей: *** согласно складскому свидетельству от *** за ***, отчету от *** за ***.

Представитель ответчика Благовещенской таможни в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, указал, что должностные лица благовещенской таможни при проведении процедуры таможенного оформления в отношении багажа ввозимого истцом действовали в соответствии с действующим таможенным законодательством, от имени таможенного органа - Благовещенской таможни. В ходе проверки было установлено, что *** гражданин России Шлома В.Н. возвращался в Россию из КНР. При прохождении таможенного контроля им был предъявлен сопровождаемый багаж в виде трех сумок в которых находилась одежда, общим весом 34, 9 кг. При этом на момент осуществления таможенного контроля у Шлома В.Н. отсутствовали документы подтверждающие стоимость товара. На основании заявления Шлома В.Н. от ***, в соответствии с пунктом 4 статьи 354 ТК ТС, пунктом 3 статьи 7 Соглашения, ввезённые товары помещены на склад временного хранения. Факт помещения товаров на склад временного хранения по желанию Шлома В.Н. подтверждается также складским свидетельством от *** *** являющегося, согласно пункта 2 статьи 887 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором хранения заключенным между хранителем ООО «***» и поклажедателем Шлома В.Н. По результатам таможенного контроля, должностным лицом Благовещенской таможни было установлено, что товары, перемещаемые Шлома В.Н., не являются товарами для личного пользования. В день помещения товара на склад временного хранения Шлома В.Н. было вручено под роспись уведомление об истечении *** временного хранения, возможном наступлении административной ответственности, а также в случае непринятия мер к завершению таможенного оформления товаров, необходимости прибытия *** в таможенный орган для составления протокола об административном правонарушении по статье 16.16. КоАП России. Также гражданин Шлома В.Н. был уведомлен, что по истечению срока временного хранения товаров, товары не помещенные под таможенную процедуру задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС. *** Благовещенским таможенным постом был составлен Акт об истечении сроков временного хранения и таможенным инспектором Благовещенского таможенного поста на основании пункта 4 статьи 170 ТК ТС в отсутствии владельца товаров составлен протокол задержания товаров и документов на них. Товары переданы на ответственное хранение складу временного хранения ООО «***». Этим же числом в отношении Шлома В.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.16. КоАП России. Поскольку гражданин Шлома В.Н. не принимал мер для помещения товаров под определенную таможенную процедуру Благовещенская таможня обратилась в Благовещенский городской суд с заявлением о признании товаров бесхозяйными. Определением Благовещенского городского суда от *** заявление Благовещенской таможни оставлено без рассмотрения, поскольку в судебном заседании Шлома В.Н. заявил права на спорное имущество. *** в Благовещенскую таможню по подведомственности из Дальневосточного таможенного управления для рассмотрения поступила жалоба Шлома В.Н. на действия должностных лиц Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни по изъятию и помещению на склад временного хранения товаров, перемещенных через таможенную границу. Решением от *** Благовещенской таможней было отказано в рассмотрении жалобы по существу в связи с отсутствием предмета обжалования. Таким образом, все действия и решения должностных лиц, производившим таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых Шлома В.Н. через таможенную границу, и заявленных, как товары для личного пользования, были совершены и приняты в соответствии с таможенным законодательством. Дополнительно представитель Благовещенской таможни указал, что без таможенного оформления и без помещения под таможенные процедуры, товар не может быть возвращен владельцу. На основании изложенного, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо Приходько С.Н. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, поддержал позицию представителя Благовещенской таможни.

В судебное заседание не явился истец, а так же третье лицо Шевкун М.А., о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Согласно заявлению истец просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 9 Таможенного кодекса таможенного союза, действующего на территории Российской Федерации с ***, любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Из требований исковое заявителя следует и подтверждается материалами дела, что ***0 года Шлома В.Н. возвращался из *** КНР на территорию Российской Федерации. При себе он имел сопровождаемый багаж, ввозимый для личного пользования, который при прохождении им таможенного контроля был помещен на склад временного хранения ООО «***», что подтверждается складским свидетельством и заявлением от ***.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного истцом не представлено.

Согласно статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории *** и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

В силу статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза.

Пунктом 36 статьи 4 ТК ТС установлено, что товары для личного пользования - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

В соответствии со ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей. случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.          

Соглашением государств - членов таможенного союза от *** установлен Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее - Соглашение), которым определены критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования, а также стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (ст.1). Статьей 3 Соглашения установлено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;

- характера и количества товаров;

- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Приложением *** к Соглашению установлено, что с освобождением от таможенных платежей могут перемещаться через таможенную границу товары для личного пользования таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную ***, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

На основании ст. 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с п. 31 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Как указано в ст. 354 ТК ТС таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производится в соответствии с ТК ТС и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.

Исходя из указанных норм, физическое лицо, претендующее на применение к нему специальной таможенной процедуры перемещения товаров физическими лицами для личного пользования обязано доказать предназначение перемещаемых через таможенную границу товаров, соблюдение требований установленных к специальной таможенной процедуре, а также по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа представить документы предусмотренные таможенным законодательством России.

Согласно статьи 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством *** и Правительством *** от *** «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;

характера и количества товаров;

частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

В Постановлениях от *** ***-П и от *** ***-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, по смыслу статей 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1) и 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, принимая законы в области таможенного регулирования, обязан исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности; в целях защиты суверенитета и экономической безопасности Российского государства, прав и законных интересов граждан, обеспечения единого экономического пространства законодатель, устанавливая таможенную территорию Российской Федерации, таможенную границу и соответствующий порядок перемещения, контроля и оформления товаров и транспортных средств, а также обложения таможенными платежами, их уплаты и т.п., может предусматривать административные меры принудительного характера, а также конкретные составы правонарушений и соответствующие санкции, однако, все такого рода меры, как связанные с ограничением права собственности, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными.

К числу административных мер принудительного характера можно отнести таможенную процедуру помещения товаров на склад временного хранения в случаях, когда ее основанием является властное распоряжение таможенного органа. Данная процедура может быть осуществлена таможенным органом только в случаях, прямо указанных в статье 118 Таможенного кодекса Российской Федерации: на склад временного хранения помещаются товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации в случае невозможности их вывоза или неосуществлении немедленного вывоза (пункт 1 статьи 13), товары, изъятые таможенными органами из числа запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случаях наличия достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности (статья 377), и товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 391).

По смыслу закона с учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации товар подлежит помещению на склад временного хранения по просьбе лиц, перемещающих данный товар, или в порядке применения мер принудительного характера по инициативе таможенного органа.

Согласно ст. 170 ТК ТС срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает срок. Предельный срок временного хранения не может превышать четыре месяца.

Согласно анализу указанной нормы до истечения срока временного хранения декларант обязан принять меры для помещения под определенную таможенную процедуру товаров, находящихся на временном хранении. Непринятие мер по помещению товаров под определенную таможенную процедуру товаров, находящихся на временном хранении влечет за собой ответственность, предусмотренную статьёй 16.16. КоАП России.

Согласно материалам дела, пояснениям представителя ответчика в день помещения товаров на склад временного хранения Шлома В.Н. было вручено под роспись уведомление об истечении *** срока временного хранения, необходимости явиться *** в таможенный орган для составления протокола об административном правонарушении по статье 16.16. КоАП России, а так же разъяснены положения главы 21 ТК ТС о возможности задержания товара таможенными органами, в случае не принятия мер к завершению таможенного оформления товаров.

В материалах дела имеется протокол задержания от ***, на основании которого ввозимый истцом товар был задержан и помещен на склад ООО «Альма» на основании акта от 140.01.2011 года об истечении сроков временного хранения.

Кроме того, в отношении Шлома В.Н. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.16. КоАП России.

Из материалов дела следует, что истец обращался с жалобой в Благовещенскую транспортную прокуратуру, а так же Благовещенскую таможню об обжаловании действий должностных лиц Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни, по изъятию и перемещению на склад временного хранения товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Решением от ***, выраженном в письме ***/Ш-60, на основании п. 1 ст. 45 ТК России Благовещенской таможней было отказано Шлома В.Н. в рассмотрении жалобы по существу в связи с отсутствием предмета обжалования.

Решением от *** Благовещенской транспортной прокуратуры, выраженном в письме ***-ж-Ю, жалоба гражданина Шлома В.Н. также оставлена без удовлетворения.

Постановлением мирового судьи по судебному участку № *** от *** производство по делу об административном правонарушении в отношении Шлома В.Н. по статье 16.16. КоАП России прекращено. Товар, находящийся на складе временного хранения постановлено возвратить законному владельцу Шлома В.Н.

При этом, как усматривается из указанного постановления мировым судьей вопрос в отношении товаров не прошедших таможенное оформление не решен.

Доводы заявителя о том, что ввозимые им товары были предназначены для личного пользования, не подтвердились в ходе судебного разбирательства, точно так же как и не подтвердилось соблюдения Шлома В.Н. соблюдения мер для помещения товаров под определенную таможенную процедуру.

Характер и количество товара, который был ввезен заявителем на таможенную территорию Российской Федерации, усматривается из складского свидетельства, а так же протокола задержания товаров от ***.

В частности, были ввезены следующие наименования и количество товара: ***

При этом из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что при прохождении Шлома В.Н. таможенного оформления у него отсутствовали документы, подтверждающие стоимость товара, он не смог точно пояснить, кому предназначается данный товар.

При таких обстоятельствах, ни при таможенном оформлении, ни в ходе судебного разбирательства истцом не было предоставлено доказательств, подтверждающих, что у него имеются документы о стоимости товара, а так же что ввозимые им товары предназначены для личного пользования.

В соответствии с п. 4 ст. 354 ТК ТС, товары, не выпущенные для внутреннего потребления, не помещенные на склад временного хранения и не вывезенные с таможенной территории таможенного союза - подлежат задержанию.

Согласно п.п. 2,3 ст. 145 ТК ТС в случае задержания товаров и документов таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, а задержанные товары и документы изымаются и хранятся таможенными органами на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом, в течение сроков, установленных ТК ТС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 167 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что лица, обладающие полномочиями не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТК ТС.

Согласно ст. 153 ТК ТС установлено, что использование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

Таким образом, товары, находящиеся на СВХ под таможенным контролем не могут быть выданы владельцу без заявления последним определенной таможенной процедуры, соблюдения условий этой процедуры, и уплаты таможенных платежей, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.

Данная позиция также отражается в разъяснениях Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от *** ***. Согласно разъяснениям, при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенное оформление, в постановлении по делу по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления (пункт 22 Постановления).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законности действий должностного лица Благовещенской таможни по задержанию перемещаемого через государственную границу Российской Федерации товара.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Шлома В.Н. к Благовещенской таможне о понуждении к совершению определенных действий по возврату товаров - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                          М.В. Исаченко

2-3657/2012 ~ М-3336/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шлома Виктор Николаевич
Ответчики
Таможня Благ-ка
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Исаченко Марина Викторовна
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
03.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2012Передача материалов судье
10.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2012Судебное заседание
14.06.2012Судебное заседание
29.06.2012Судебное заседание
18.10.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее