Постановление по делу № 5-569/2019 от 10.07.2019

Дело № 5-569/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Калининград                                          17 июля 2019 г.

Судья Центрального районного суда < адрес > Ласко О.Л., при секретаре Смирновой А.С., с участием помощника прокурора Центрального района Жданова С.П., Шапошниковой как лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, её защитника - адвокатов Бонцлер М.В., по ордеру от < Дата > и Середина В.П. по ордеру от < Дата >, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из ОМВД России по Центральному району города Калининграда в отношении Шапошникова, < Дата > года рождения, уроженки < адрес >, Калининградской области, постоянно зарегистрированной и проживающей по адресу: Калининградская область < адрес >, временно зарегистрированной по адресу: Калининград, < адрес >, имеющей 3 группу инвалидности, вдовы, в отношении которой составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Шапошниковой < Дата > в период времени с 14 до 15 часов, находясь на пл. Победы в г. Калининграде, напротив < адрес >, участвовала в проведении несанкционированного публичного массового мероприятия - пикетировании с использованием средств наглядной агитации в виде плаката с надписью «#яэлинасушкевич», флага белого цвета с надписью красного цвета «альянс врачей» с четырьмя ладонями красного цвета по центру флага, с листовкой с надписью «всю жизнь мы отдаем вашему здоровью. Врач не преступник», чем нарушила п. 2 ч.3 ст.6 Федерального закона от < Дата > № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В судебном заседании Шапошникова вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что в указанные в протоколе дату, после 14 часов, непродолжительное время, находилась в указанном месте, реализовывая предоставленное Конституцией РФ право на собрание, выражение своего мнения. Указала, что была одета в белый халат. Сотрудники полиции не уведомляли её о несанкционированности проводимого мероприятия, не просили её прекратить свои действия. О том, что митинг не согласован, не знала. Кроме неё на площади находились иные лица в белых халатах, державшие в руках листы формата А4 с различными словами в поддержку Элины Сушкевич. О проведении акции узнала от коллег из сети «Интернет». < Дата > ушла с пл. Победы, раньше других лиц принимавших участие в мероприятии.

Защитники Шапошниковой адвокаты Бонцлер М.В. и Середин В.П. поддержали позицию Шапошниковой, полагали, что в действиях Шапошникова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Сотрудники полиции, находящимся на площади гражданам в белых халатах, разойтись не предлагали. Защитник Середин В.П. полагал, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Шапошниковой, а также при сборе доказательств по делу, сотрудниками полиции были нарушены КоАП РФ и Инструкции МВД. С учетом изложенного просил производство по делу прекратить.

Помощник прокурора Центрального района г. Калининграда Жданов С.П. просил признать Шапошниковой виновной в совершении административного правонарушения, предусмотрено ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб., указав, что вина Шапошникову во вмененном ей правонарушении доказана.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, в том числе обозрев фотографии, видеозапись, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2, 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" в числе иных на полицию возложены обязанности: пресекать противоправные деяния, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции. В силу п. 1, 2, 8 ч. 1 ст. 13 названного Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2. КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от < Дата > № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от < Дата > -П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К.", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В статье 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В соответствии с п. 6 ст. 2 упомянутого Закона пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

В силу ч. 1, п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, помимо прочего, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Реализация конституционного права граждан РФ проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирована Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 и ст. 12 которого не допускается проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета) и процедуры согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.

Публичное мероприятие, в котором принимала участие Шапошникова в массе граждан, отвечает приведенному выше определению пикетирования.

        Факт участия Шапошникова в данном публичном мероприятии и обстоятельства её участия в несанкционированном публичном массовом мероприятии подтверждаются пояснениями самой Шапошниковой, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Манзя А.Н., Ионова Д.А., Михало А.В., указавших на то, что Шапошниковой < Дата > в период времени после 14 часов и до 15 часов, находясь на пл. Победы в г. Калининграде, напротив < адрес > стояла в белом халате рядом с несколькими гражданами, также одетых в белые халаты, державших средство наглядной агитации в виде плаката с надписью «#яэлинасушкевич», и иные средства наглядной агитации, протоколом об административном правонарушении от < Дата >, рапортами сотрудников УМВД России по г. Калининграду, фототаблицей от < Дата >, просмотренной в судебном заседании видеозаписью. Совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что обстоятельства проведения мероприятия не соответствуют понятию одиночного пикета. Кроме того, установлено, что указанное публичное мероприятие не было санкционировано органом местного самоуправления, поскольку соответствующее уведомление о его проведении организатором мероприятия не направлялась. Исследованные судом доказательства согласуются между собой.

Доводы Шапошникова о том, что для неё не было очевидным обстоятельство того, что несанкционированное публичное массовое мероприятие не было согласовано, и, что сотрудники полиции не поставили её в известность об этом, суд находит не состоятельными, поскольку принимая участие в публичном мероприятии с публичным выражением своего мнения с использованием средств наглядной агитации, Шапошникова должна была убедиться в том, что порядок проведения публичного мероприятия соблюден, в том числе и в части уведомления о проведении такого мероприятия органа исполнительной власти. Учитывая, что ранее Шапошникова сама являлась организатором проводимых санкционированных публичных массовых мероприятий, до проведения рассматриваемого публичного массового мероприятия, высказывала сомнения в наличии разрешения на его проведение, вышеуказанные доводы Шапошникова расцениваются судом как желание избежать административной ответственности за содеянное. Оснований полагать о заинтересованности сотрудников полиции в неблагополучном для Шапошниковой исходе дела судом не установлено, стороной защиты таковые не приведены.

Оценив все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд квалифицирует действия Шапошникова по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом и оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при оформлении административного материала, которые могли бы повлечь освобождение Шапошниковой от административной ответственности, не допущено.

Дело передано на рассмотрение в Центральный районный суд г. Калининграда в соответствии с ч. 1.2 ст. 29.5 КоАП РФ – по месту выявления административного правонарушения.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истекли. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Привлечение Шапошникова к административной ответственности не является вмешательством в реализацию его прав, гарантированных Конвенцией по защите прав человека и основных свобод, поскольку осуществление права выражать свое мнение и участвовать в собраниях и т.д., как указано в ч. 2 ст.10 и 11 Конвенции может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Решая вопрос о назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность виновного, его состояние здоровья, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, и считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

Суд считает, что такой вид наказания достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя, соблюдения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Основания для применения положений о малозначительности и прекращении производства по делу отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Шапошникову виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и подвергнуть её административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) руб.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: ОП по г. Калининграду,

ИНН: 3904020768, КПП 390601001,

БИК: 042 748 001,

р/с: 40,

банк получателя: отделение Калининград, г. Калининград,

ОКТМО: 27701000,

Уникальный идентификатор начисления :188 804 391 900 303 239 86.

Уплата штрафа подтверждается копией платежного поручения (квитанцией), которая предъявляется в суд.

Разъяснить Шапошникова, что в соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу. В случае отказа от добровольной уплаты штрафа, направить данное постановление для исполнения в службу судебных приставов для принудительного удержания суммы штрафа с правонарушителя.

Разъяснить Шапошниковой, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено в порядке ст.29.11 КоАП РФ 19.07.2019 г.

Судья                                             О.Л. Ласко

5-569/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Шапошникова Марина Витальевна
Другие
Бонцлер Мария Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Ласко Олег Леонидович
Статьи

КоАП: ст. 20.2 ч.5

Дело на сайте суда
centralny--kln.sudrf.ru
10.07.2019Передача дела судье
10.07.2019Подготовка дела к рассмотрению
10.07.2019Рассмотрение дела по существу
17.07.2019Рассмотрение дела по существу
24.07.2019Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
25.07.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
15.08.2019Вступление постановления (определения) в законную силу
12.09.2019Обращено к исполнению
13.09.2019Сдача материалов дела в архив
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее