Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-278/2021 ~ М-278/2021 от 09.04.2021

УИД 35RS0028-01-2021-000480-66                                                      Дело № 2-278/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2021 г.                                                                                                          п. Шексна

Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Колесникова Ю.Н.,

при секретаре Петровой О.И.,

с участием:

прокурора Богодаева С.О.,

представителей ответчиков Якуничевой А.С., Бучук А.П.,

представителя третьего лица Чегодина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шекснинского района Вологодской области к БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Шекснинского района Вологодской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области, указав в обоснование, что в ходе проведённой прокуратурой района в октябре 2020 года проверки исполнения законодательства об организации оказания первичной медико-санитарной помощи в БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» были выявлены нарушения правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта Воронцовский, расположенного в сельском поселении <адрес>, а именно в указанном ФАПе длительное время отсутствует постоянный медицинский работник, первичная (амбулаторная) доврачебная медико-санитарной помощь гражданам, проживающим на закреплённой территории, оказывается путём организации приёма в помещении ФАПа два раза в месяц врачом общей практики, организации продажи два раза в месяц лекарственных препаратов. Такой режим работы Воронцовского ФАПа явно недостаточен для надлежащего и постоянного оказания соответствующей медико-санитарной помощи населению закреплённой территории, которое насчитывает 300 человек, из них 33 ребёнка. Прокурор по уточнённым исковым требованиям просит суд обязать БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» обеспечить оказание постоянной первичной (амбулаторной) доврачебной медико-санитарной помощи в соответствии со статьёй 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», путём её оказания медицинским работником в здании ФАПа Воронцовский, и при необходимости по месту проживания граждан.

В судебном заседании прокурор Богодаев С.О. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» по доверенности Якуничева А.С. иск не признала, пояснила, что ФАП Воронцовский является структурным подразделением Шекснинской ЦРБ, в нём действительно нет постоянного медицинского работника - фельдшера, по причине отсутствия кандидатов на занятие данной должности, но при этом вопрос оказания первичной (амбулаторной) доврачебной медико-санитарной помощи проживающему там населению решён, один раз в две недели там ведёт приём врач общей практики, также один раз в две недели обеспечивается продажа лекарственных препаратов, таким образом права граждан не нарушаются. Решение суда в случае удовлетворения требований прокурора будет неисполнимым, поскольку Шекснинская ЦРБ не может поручить своим работникам совмещать работу на указанном ФАПе без их согласия, а претендентов на занятие вакантной должности фельдшера со стороны нет.

Представитель Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Бучук А.П. иск не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях, считает Департамент ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ФАП Воронцовский является структурным подразделением Шекснинской ЦРБ, которое и несёт ответственность за надлежащую организацию соответствующей медицинской помощи населению, закреплённому за данным ФАПом.

Представитель третьего лица администрации сельского поселения <данные изъяты> по доверенности Чегодин В.И. поддержал требования прокурора, пояснил, что в ФАПе Воронцовский не обеспечено надлежащее оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, штатный фельдшер длительное время отсутствует, осуществление приёма два раза в месяц врачом общей практики не отвечает потребностям населения, численность которого в дачный сезон значительно увеличивается, ФАП находится в 50 километрах от Шекснинской ЦРБ, регулярное транспортное сообщение с райцентром отсутствует.

Суд выслушал объяснения участвующих в деле лиц, исследовал материалы дела и приходит к следующему.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статьёй 37 которого установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации (далее Положение).

Согласно пунктам 6, 9 Положения первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в плановой и неотложной формах в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья. (п. 10 Положения)

В населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км. (пункт 19.2 Положения)

В соответствии с Приложением № 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению указанное Приложение утверждает правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, являющегося структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) и организуемого для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

Согласно пункту 11 указанного Приложения основными задачами ФАПа являются в частности: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача в соответствии с действующими стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи; систематическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника ФАП либо бригадой скорой медицинской помощи; участие в мероприятиях по организации оказания первой помощи до прибытия медицинских работников населению малочисленных и (или) расположенных на значительном удалении от медицинской организации населенных пунктов, при угрожающих жизни состояниях и (или) заболеваниях.

Анализ приведённых правовых норм позволяет сделать вывод, что оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в фельдшерско-акушерских пунктах предполагает получение гражданами медико-санитарной помощи от медицинских работников ФАПа в постоянном режиме, в том числе, при возникновении угрожающих жизни состояний.

Как следует из материалов дела, объяснений участников процесса, ФАП <данные изъяты> расположен по адресу: <адрес> является структурным подразделением БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ», в нём предусмотрена одна штатная должность медицинского работника (фельдшера), которая длительное время не заполнена, работник на ней отсутствует. Обязанность по организации работы указанного ФАПа в соответствии с требованиями законодательства об охране здоровья граждан возложена на БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ». Приём населения в помещении указанного ФАПа проводится лишь два раза в месяц врачом общей практики, реализация лекарственных препаратов осуществляется два раза в месяц, что не соответствует требованиям статьи 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утверждённому приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н, нарушает права неопределённого круга лиц проживающих на территории сельского поселения <адрес>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости возложения на БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» обязанности обеспечить оказание первичной (амбулаторной) доврачебной медико-санитарной помощи в соответствии со статьёй 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», путём её оказания медицинским работником в здании ФАПа <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> и при необходимости по месту проживания граждан.

Доводы представителя БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» о том, что учреждение не имеет возможности заполнить штат ФАПа <данные изъяты> постоянным работником из-за отсутствия претендентов на занятие должности фельдшера, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В удовлетворении исковых требований в отношении ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области суд полагает отказать, поскольку указанное юридическое лицо не является надлежащим ответчиком по делу, оно не наделено полномочиями по организации работы ФАПа <данные изъяты>, который является структурным подразделением БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ».

В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования прокурора Шекснинского района Вологодской области частично.

Обязать БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» обеспечить оказание первичной (амбулаторной) доврачебной медико-санитарной помощи в соответствии со статьёй 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», путём её оказания медицинским работником в здании ФАПа <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> и при необходимости по месту проживания граждан.

В удовлетворении исковых требований в отношении Департамента здравоохранения Вологодской области отказать.

Взыскать с БУЗ ВО «Шекснинская ЦРБ» в местный бюджет государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 мая 2021 г.

    Судья                                              подпись                                     Ю.Н. Колесников

2-278/2021 ~ М-278/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Шексинского района
Ответчики
БУЗ ВО "Шекснинская центральная районная больница"
Департамент здравоохранения ВО
Другие
Администрация сельского поселения Угольское
Суд
Шекснинский районный суд Вологодской области
Судья
Колесников Ю.Н.
Дело на странице суда
sheksninsky--vld.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Подготовка дела (собеседование)
26.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021Дело оформлено
20.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее