Дело №2-151/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2015 года р.п.Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе,
председательствующего судьи Ульянина Д.Ю.,
с участием прокурора Бековского района Пензенской области Волчковой А.А.,
при секретаре Тараевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района и о понуждении к совершению определенных действий.
В заявлении указал, что прокуратурой Бековского района проведена проверка исполнения градостроительного и жилищного законодательства на территории <адрес>, в ходе которой было установлено, что администрацией Миткирейского сельсовета <адрес> допущены нарушения указанного законодательства, затрагивающие права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно п.22 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе освещение улиц и установка указателей с названием улиц и номерами домов.
Однако, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства на территории Миткирейского сельсовета <адрес> до настоящего времени отсутствует должное уличное освещение в д.Луговая по <адрес>, напротив <адрес>.
Нарушение указанных норм действующего законодательства причиняет неудобства гражданам в отыскании того или иного адреса, а также затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, проживающих на территории сельсовета, а также снижает её эффективность. Кроме того, указанные выше нарушения закона в области организации уличного освещения создают благоприятные условия для роста преступлений против личности и собственности граждан, а также, в связи с наступлением периода оттепелей, обильных осадков в виде дождя и мокрого снега, гололедицы, могут повлечь увеличение несчастных случаев, травматизма населения.
Надлежащее освещение улиц обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения. Отсутствие же уличного освещения может способствовать росту травматизма, а также росту преступности в поселении в темное время суток.
Данное бездействие муниципального образования «Миткирейский сельсовет» в лице администрации Миткирейского сельсовета <адрес> влечет за собой нарушение конституционного права граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятные и безопасные условия проживания, в связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения <адрес> в д.<адрес>.
Обязать администрацию Миткирейского сельсовета <адрес> организовать уличное освещение в д.Луговая по <адрес>, напротив <адрес>.
В судебном заседании прокурор Бековского района Пензенской области Волчкова А.А. заявление поддержала, доводы, изложенные в заявлении, подтвердила.
Представитель администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области в судебное заседание не явился, от главы администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области Страхова В.А. в адрес суда поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, при этом в заявлении указал, что с заявленными требованиями прокурора согласен.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области.
Заслушав прокурора Бековского района Пензенской области Волчкову А.А., учитывая позицию главы администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области Страхова В.А., согласившегося с заявленными требованиями прокурора, изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела, в частности Устава администрации Миткирейского сельсовета <адрес> (ст. 1 устава) следует, что Миткирейский сельсовет <адрес> является муниципальным образованием. Границы Миткирейского сельсовета установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №690-ЗПО «О границах муниципальных образований <адрес>» (ст.2 устава). В состав территории Миткирейского сельсовета входит в том числе д.Луговая (ст.2 Устава).
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.п.5, 19 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения, в том числе включая освещение улиц.
Согласно п.22 ст.4 Устава Миткирейского сельсовета <адрес>, к вопросам местного значения администрации относится также и организация освещения улиц.
В п.2 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» дано понятие улицы. Улица - обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
Из пункта 5 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Согласно п.6 ст.13 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления относится в том числе – осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и в соответствии с п.1 ст.34 данного Федерального закона, данная деятельность осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация Миткирейского сельсовета <адрес> является исполнительно-распорядительным органом и осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством для исполнительно-распорядительных органов сельских поселений (п.1 ст.23 устава данного сельсовета <адрес>).
Следовательно, администрация Миткирейского сельсовета <адрес>, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации освещения улиц в границах д.Луговая.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п.4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3); отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п.4.6.5).
В соответствии с пунктом 7.46 СНиП 23-05-95 в установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением – преимущественно с натриевыми лапами высокого давления.
Согласно п.2.17 Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82 расположение светильников на улицах и дорогах должно соответствовать схемам, приведенным в данной инструкции.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что напротив <адрес> в д.<адрес>, должное уличное освещение отсутствует, что причиняет неудобства гражданам в отыскании того или иного адреса, а также затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, проживающих в д.Луговая, а также снижает ее эффективность. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки прокуратурой района градостроительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ и письменным объяснением главы администрации Миткирейского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Других доказательств, свидетельствующих об иных обстоятельствах дела, и опровергающих требования прокурора <адрес>, представителем администрации в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, администрацией Миткирейского сельсовета <адрес> обязанности по организации освещения улиц, в частности напротив <адрес> в д.<адрес>, не исполняются.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Миткирейского сельсовета <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения на <адрес> в д.Луговая.
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, которое ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
До настоящего времени выявленные нарушения администрацией Миткирейского сельсовета <адрес> не устранены.
Дальнейшее бездействие может вызвать наступление тяжелых последствий, а именно совершение правонарушений, нарушение безопасности дорожного движения, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери неопределенного круга лиц, индивидуализировать который не представляется возможным. В связи с этим, суд считает необходимым в соответствии со ст.206 ГПК РФ возложить на администрацию Миткирейского сельсовета <адрес> обязанность обеспечить должное освещение <адрес> в д.<адрес>.
Поэтому заявление прокурора Бековского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к совершению определенных действий подлежит удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, таким образом, оснований для взыскания со сторон по делу государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии мер по освещению <адрес> в д.<адрес>.
Обязать администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области организовать должное уличное освещение в д.Луговая на <адрес> напротив <адрес>, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья