Дело № 5-694/13
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Соликамск 23 декабря 2014 года.
Судья Соликамского городского суда Пермского края Т.В. Крымских,
при секретаре Захваткиной О.Б.,
с участием законного представителя юридического лица ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска Левко Н.А., действующего на основании Устава,
прокурора Санникова С.Н.,
рассмотрев административный материал по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ в отношении юридического лица ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска, юридический адрес <...>,
у с т а н о в и л :
Заместителем Соликамского городского прокурора <дата> в отношении юридического лица ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которым установлено, что юридическим лицом ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска, совершено административное правонарушение, а именно:
Во исполнение п. 16 Плана работы городской прокуратуры на <дата>, задания прокуратуры <...> от <дата> № Соликамской городской прокуратурой совместно с оперуполномоченным <...> МРО УФСКН РФ по <...> в период с <дата> по <дата> в помещении ГБУЗ ПК «Городская детская больница» по адресу <...>, проведена проверка на предмет соблюдения учреждением законодательства при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
<дата> в ходе данной проверки выявлены нарушения п. 1 ст. 20 ФЗ РФ ФЗ «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ», п. 3 Постановления Правительства РФ № 1148 от 31 декабря 2009 г. «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» - хранение наркотических средств и психотропных веществ (<данные изъяты>.), имеющихся на остатках у старшей медсестры отделения ОРИТ, осуществлялось с нарушением требований, в необорудованном инженерными и техническими средствами охраны помещений в отделении ОРИТ, при проведении сверки книжных и фактических остатков на посту ОРИТ не занесено в журнал учета, имеющееся на хранении психотропное средство <данные изъяты> в количестве 4 таб., в нарушение п. 12 Постановления Правительства РФ № 1148 от 31 декабря 2009 г. «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ», в помещении № для хранения наркотических средств и психотропных веществ, сейфы не опечатываются, не пломбируются после окончания рабочего дня.
В действиях ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска усмотрено наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска Левко Н.А. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснил, что законность проведения проверки не оспаривает. Все выявленные в результате проверки нарушения имели место. Однако, полагает, что к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо, допустившее нарушения, а не ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска. Не согласен с вынесенным постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку, учреждение не имеет финансовых средств для оплаты штрафа. Приостановление деятельности работы учреждения недопустимо, поскольку, это может повлечь угрозу жизни и здоровью пациентов. Просил о снижении размера административного наказания.
Прокурор пояснил, что в ходе проверки были выявлены так же иные нарушения, которые не нашли своего отражения в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, просил уменьшить объем обвинения, поскольку, юридическим лицом допущено нарушение правил хранения и учета. Согласился с тем, что все нарушения юридическим лицом устранены. Просил назначить в отношении юридического лица наказание в виде административного штрафа.
Заслушав законного представителя юридического лица ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска, прокурора, исследовав представленные доказательства - материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Уставом ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска является некоммерческой бюджетной организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Пермского края, Уставом.
В соответствии с Уставом ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска осуществляет деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (лд. <данные изъяты>), имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (лд. <данные изъяты>), лицензию на осуществление оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений (лд. <данные изъяты>).
ФЗ «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ предполагает принятие обязательств по соблюдению требований и условий такой деятельности.
Согласно статье 20 выше приведенного Федерального закона хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 утверждены Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Согласно данным Правилам хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, а также в местах временного хранения (за исключением прекурсоров). Помещения подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются базовые требования к их оборудованию инженерными и техническими средствами охраны, а также к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Наркотические средства и психотропные вещества, находящиеся на хранении в помещениях всех категорий и в местах временного хранения, подлежат учету в соответствии с Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644.
Согласно требованиям Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ и услуг по хранению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (п. 2). Хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, а также в местах временного хранения (за исключением прекурсоров) (п. 3). Наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры хранятся в запирающихся сейфах не ниже 4-го класса устойчивости к взлому или металлических шкафах. Допускается хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на стеллажах (поддонах) в невскрытой (неповрежденной) групповой или транспортной таре либо в опечатанной таре в случае хранения больших объемов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, не позволяющих размещение их в сейфах (металлических шкафах).
После окончания рабочего дня сейфы, металлические шкафы и помещения опечатываются (пломбируются) и сдаются под охрану. Не подлежат сдаче под охрану помещения, имеющие круглосуточный режим работы.
Наркотические средства и психотропные вещества, находящиеся на хранении в помещениях всех категорий и в местах временного хранения, подлежат учету в соответствии с Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 644.
Согласно п. 4 ПРАВИЛ, регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ведется по каждому наименованию наркотического средства и психотропного вещества на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.
При осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации (п. 5).
Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) с периодичностью, устанавливаемой руководителем юридического лица, но не реже одного раза в течение дня совершения операций с наркотическими средствами и психотропными веществами на основании документов, подтверждающих совершение этих операций (п. 8).
Таким образом, без соблюдения указанных выше требований закона, хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещено.
Статья 6.16 КоАП РФ предусмотрела административную ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, предусмотрела административную ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
Как следует из материалов дела, во исполнение п. 16 Плана работы городской прокуратуры на <дата>, задания прокуратуры <...> от <дата> № Соликамской городской прокуратурой совместно с оперуполномоченным <...> МРО УФСКН РФ по <...> в период с <дата> по <дата> в помещении ГБУЗ ПК «Городская детская больница» по адресу <...>, проведена проверка на предмет соблюдения учреждением законодательства при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Кабинет № ГБУЗ ПК «Городская детская больница» на дату проверки использовался под хранилище используемых наркотических средств и психотропных веществ – дневной нормы.
<дата> в ходе проверки были установлены нарушения п. 1 ст. 20 ФЗ РФ ФЗ «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ», п. 3 Постановления Правительства РФ № 1148 от 31 декабря 2009 г. «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ».
Хранение лекарственных препаратов <данные изъяты>., отнесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 года № 681 «Об утверждении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» к психотропным веществам, оборот которых в Российской Федерации ограничен, имеющихся на остатках у старшей медсестры отделения ОРИТ, осуществлялось с нарушением требований, в необорудованном инженерными и техническими средствами охраны помещений в отделении ОРИТ. При проведении сверки книжных и фактических остатков на посту ОРИТ не занесено в журнал учета, имеющееся на хранении психотропное средство <данные изъяты> в количестве 4 таб.
В нарушение п. 12 Постановления Правительства РФ № 1148 от 31 декабря 2009 г. «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ», в помещении № для хранения наркотических средств и психотропных веществ, сейфы не опечатываются, не пломбируются после окончания рабочего дня, что подтверждает справка (лд. 33), не оспаривалось в ходе проведения проверки представителями юридического лица.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений (лд. 34).
Судом исследована ксерокопия Журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (лд. <данные изъяты>), объяснительные ФИО5 (лд. <данные изъяты>), ФИО6 (лд. <данные изъяты>), ФИО7 (лд. <данные изъяты>), пояснительная записка главного врача ГБУЗ ПК «Городская детская больница» Левко Н.А. (лд. 85).
Как видно из материалов дела, препараты <данные изъяты> включены в ПЕРЕЧЕНЬ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Список № 2 и Список № 3.
Представитель юридического лица подтвердил обоснованность и правильность сведений, содержащиеся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Нарушение правил хранения, учета наркотических средств, психотропных веществ образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ.
Представленные суду доказательства являются допустимыми и достаточными для постановки выводов по делу.
Таким образом, совершение ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил хранения, учета наркотических средств, психотропных веществ, нашло свое подтверждение в полном объеме.
Объем допущенных нарушений требований законодательства, регулирующего вопросы оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров свидетельствует об игнорировании закона, создает условия бесконтрольного расходования психотропных веществ, поэтому признать данное правонарушение малозначительным оснований не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска совершено правонарушение, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска, осуществляя оборот наркотических средств, психотропных веществ, должно было знать требования действующего законодательства, регламентирующие порядок хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ. В материалах дела отсутствуют сведения о невозможности предотвращения вмененного обществу правонарушения.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом, суд учитывает так же характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, то, что тяжких последствий не наступило.
Юридическому лицу необходимо назначить наказание в виде административного штрафа, при этом, с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ», согласно которым впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, если наложение административного штрафа в установленных санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, размер назначаемого административного наказания подлежит снижению с учетом характера и последствий совершенного правонарушения, степени вины, и других обстоятельств, указывающих, что административный штраф в установленных санкцией ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ пределах, не отвечает целям административной ответственности.
При этом, принимаю во внимание финансовое положение юридического лица, обстоятельство того, что ранее оно к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, устранение выявленных нарушений.
Суд полагает необходимым назначить ГБУЗ ПК «Городская детская больница» города Соликамска наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации наркотических средств и психотропных веществ, поскольку, данный вид административного наказания еще сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская детская больница» города Соликамска виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей без конфискации наркотических средств и психотропных веществ с уплатой штрафа по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Штраф по постановлению судьи необходимо уплатить в течении 60-и суток со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо немедленно представить в канцелярию Соликамского городского суда по адресу:
Пермский край, г.Соликамск, ул.20 лет Победы, 155.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях.
Ст. 20.25 КоАП РФ предусмотрела административную ответственность за неуплату административного штрафа, а именно: неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд.
Судья Т.В. Крымских.