Дело № 2-1916/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2016 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
при секретаре Масловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к Администрации г. Благовещенска о признании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Истец К. обратилась в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии. В обоснование указала, что на основании договора мены от *** года она является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ***. В данном жилом помещении без согласования с органом местного самоуправления была произведена перепланировка и переустройство, а именно, ***. На заявление в администрацию г. Благовещенска с просьбой о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения истцу был дан отказ в таком согласовании в виде решения от *** года № *** по мотиву того, что согласование с органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. Между тем, перепланировка и переустройство в квартире не повлияли на надежность и безопасность конструкций и коммуникаций жилого здания. Технические решения при перепланировке и переустройстве данной квартиры соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, обеспечивающих безопасную для жизни и людей эксплуатацию.
На основании изложенного, истец К. просит признать незаконным решение администрации города Благовещенска № *** от *** года об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения – квартиры № *** по ул. *** г. Благовещенска, сохранить квартиру № *** по ул. *** г. Благовещенска в перепланированном и переустроенном состоянии.
В судебное заседание не явились истец, представитель администрации города Благовещенска, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, заявлений об отложении дела не поступало. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что квартира № *** по ул. *** г. Благовещенска принадлежит К. на праве собственности, что подтверждается договором мены от *** года.
Конфигурация квартиры и ее технические характеристики отражены в техническом паспорте на квартиру, составленном МУП «Белогорсктехинвентаризация» по состоянию на *** года.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, в целях рационального использования жилого помещения истцом была произведена самовольная перепланировка данного жилого помещения ***. В остальном конфигурация жилого помещения осталась без изменения.
Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, являются в силу ст. 29 ч. 1 ЖК РФ самовольной.
Истец обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки квартиры № *** по ул. *** в г. Благовещенске.
Решением администрации г. Благовещенска № *** от *** года в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения – квартиры № *** по ул. *** г. Благовещенска собственнику указанного жилого помещения было отказано в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. При этом было разъяснено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истицу был установлен срок – 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение, расположенное по адресу: *** в состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном переустроенном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцам в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется специалистами (физическими или юридическими лицами), квалификация которых соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование, с обязательным ведением авторского надзора.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду проект перепланировки квартиры № *** по ул. *** г. Благовещенска, выполненный ОАО «Амургражданпроект», и техническое заключение на перепланированное жилое помещение.
Согласно п. 1.3 Постановления мэра г. Благовещенска от 04 сентября 2009 г. № 644 «Об утверждении положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.1 постановления Мэра № 644 от 04.09.2009 г.).
Согласно техническому заключению по обследованию строительных конструкций после перепланировки квартиры № *** по ул. *** г. Благовещенска, данная перепланировка не затрагивает конструктивные и другие характеристики квартиры его надежности и безопасности. Объективных причин, препятствующих дальнейшей эксплуатации квартиры № *** в кирпичном здании по назначению, не установлено.
Согласно проекту перепланировки и переустройства кв. *** по ул. *** г. Благовещенска произведенная истцом перепланировка согласована ООО «Жил- Комфорт», о чем имеется отметка обслуживающей организации, содержащая сведения о таком согласовании.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ и вступившими в силу с 1 января 2007 года, в настоящее время наличии санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области также не требуется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки и переустройства указанного жилого помещения.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением переустройства нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания этой перепланировкой угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства нарушаются права и законные интересы истца на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки и переустройства жилого помещения, создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение администрации г. Благовещенска № *** от *** года об отказе К. в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения – квартиры № *** по ул. *** в г. Благовещенске.
Сохранить жилое помещение - квартиру № *** дома № *** по ул. *** города Благовещенска, принадлежащую на праве собственности К., в перепланированном и переустроенном состоянии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть *** 2016 года.
Председательствующий Е.А. Фирсова