Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-153/2017 (2а-7742/2016;) ~ М-6621/2016 от 18.11.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего    Серикова В.А.

при секретаре     Безденежной И.Ю.,

при участии:

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Абдуллоеву М.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Абдуллоеву М.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, в обоснование иска указав, что административный ответчик в налоговый период ДД.ММ.ГГГГ имел на праве собственности транспортные средства - <данные изъяты>, <данные изъяты>, в отношении которых он обязан платить транспортный налог. Однако в нарушение закона ответчиком не была произведена уплата транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в установленный срок обязанность по оплате налога не была исполнена в адрес Абдуллоева М.А. направлялось требование об уплате налога с предложением уплатить недоимку не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку должник не исполнял установленную законом обязанность по уплате налогов надлежащим образом, ему были начислены пени.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Административный ответчик Абдуллоев М.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, путем направления судебного извещения заказным почтовым отправлением по адресу регистрации по месту жительства, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против требования административного истца не представил.

Проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.

В соответствии со ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Пунктом 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Судом установлено, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах, в адрес налогоплательщика Абдуллоева М.А. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ.

Так, налоговым органом был начислен транспортный налог за <данные изъяты> в размере по <данные изъяты> за 12 месяцев ДД.ММ.ГГГГ; за <данные изъяты> в размере <данные изъяты> за 12 месяцев ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

В связи с неуплатой в установленный срок налога в адрес Абдуллоева М.А. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, а также пени по налогам, с предложением добровольно погасить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается требованиями и списком почтовых отправлений.

Требование об уплате налога было оставлено без исполнения, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 15 обратилась к мировому судье судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки с Абдуллоева М.А. определением мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из представленных административным истцом материалов усматривается, что срок исполнения требование об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес истца был установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога налоговый орган должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически обратился к мировому судье с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного законом срока.

Определением мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано ввиду пропуска налоговым органом срока для обращения в суд с соответствующим заявлением. Указанное определение налоговым органом не обжаловалось.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административным истцом заявлено письменное ходатайство о восстановлении срока, в котором он ссылается на большой объем материалов и сжатые сроки обращения в суд.

Суд полагает, что оснований для восстановления срока не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих наличие каких-либо уважительных причин, свидетельствующих о невозможности заблаговременного направления в суд заявления о взыскании недоимки по налогам, налоговым органом не представлено. Большой объем работы сотрудников налоговых органов не является уважительной причиной пропуска процессуального срока.

Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в период после истечения срока для уплаты недоимки по налогу, установленному в налоговом требовании, обратиться к мировому судье заявлением о выдаче судебного приказа, не имелось. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также существенное не соблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (ст. 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации)

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Поскольку доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за периоды ДД.ММ.ГГГГ и ранее налоговым органом не представлено, срок ее взыскания истек, то пени не могут более обеспечивать принудительное исполнение данных обязательств и не подлежат взысканию.

В силу положений п.п.4 п.1 ст. 59 Налогового кодекса РФ указанную задолженность по уплате транспортного налога и пени следует признать безнадежными к взысканию.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

2а-153/2017 (2а-7742/2016;) ~ М-6621/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области
Ответчики
Абдуллоев М.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сериков В. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
18.11.2016Регистрация административного искового заявления
18.11.2016Передача материалов судье
21.11.2016Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2016Подготовка дела (собеседование)
13.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2017Судебное заседание
31.01.2017Судебное заседание
31.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2018Дело оформлено
01.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее