Дело № 2-583 / 2021 год
УИД 73RS0006-01-2021-001071-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2019 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В.,
при секретаре Карпенко Ю.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» о возложении обязанности получить лицензию на право пользования недрами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Барышского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Муниципальная управляющая компания», в котором просил возложить на административного ответчика обязанность получить лицензию для осуществления деятельности по пользованию участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Барышского района проверки выявлены нарушения требований природоохранного и лицензионного законодательства. ООО «МУК» в отсутствие лицензии на право пользования недрами, оказывая жителям МО «Барышское городское поселение», МО «Земляничненское сельское поселение», МО «Поливановское сельское поселение» услуги по водоснабжению, осуществляет забор воды из 22 артезианских скважин. Добыча подземных вод осуществляется для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой. В целях устранения нарушений в адрес ООО «МУК» направлялось представление об устранении нарушений. Из ответа административного ответчика следует, что меры к получению лицензии предпринимаются. Однако до настоящего времени продолжается безлицензионное использование подземных вод. Длительное безлицензионное недропользование вне поля зрения лицензирующего органа не может способствовать рациональному использованию и охране недр, а также обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр как основы жизни и деятельности человека, важнейшей составной части природы.
Участвующий в деле старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. заявленный административный иск поддержал и привел аналогичные доводы.
Представитель административного ответчика, ООО «Муниципальная управляющая компания», Ламзуркин О.П., иск фактически признал. Пояснил, что ООО «МУК» 30 декабря 2020 года заключило с МБУ «Чистый город» договор субаренды муниципального имущества, в том числе артезианских скважин для добычи воды и предоставления услуги по водоснабжению жителей города Барыша и Барышского района. С указанного времени ООО «МУК» предпринимает меры для получения лицензии на право пользование недрами (водой). Общество обращалось в Департамент природопользования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области с заявлением о переоформлении действующих лицензий. Был получен отказ в связи с отсутствием документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на её переоформление новому владельцу скважин. Для оформления новых лицензий необходимо представить в лицензирующий орган сведения, содержащиеся в паспортах скважин. Между тем указанные паспорта были утрачены. 21 апреля 2021 года администрация МО «Барышкий район» обратилось в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области с просьбой оказать содействие в восстановлении технической документации, в том числе посредством копирования из лицензионного дела паспортов на скважины. Обращение осталось без ответа. С указанного времени ООО «МУК» занимается восстановлением паспортов на скважины. В частности, 29 апреля 2021 года с Ульяновским филиалом ФБУ «ТФГИ по Приволжскому Федеральному Округу» был заключен договор по составлению схем расположения скважин с указанием пространственных границ участков недр, предоставляемых в пользование, с отображением графических координат. В настоящее время проводится работа по восстановлению проектной документации на скважины, в том числе получение экспертного заключения о соответствии скважин СанПиН. Для окончания работ и получения лицензии необходимо не менее трех месяцев.
Заинтересованные лица, МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение» Барышского района и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район», явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне слушания дела извещены.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Из системного толкования п. 4 ст. 1, п. 5 и п. 6 ст. 5, п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1, на добычу подземных вод необходимо получение лицензии. Исключение составляют случаи добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений.
Судом установлено, что предметом деятельности ООО «МУК» является, в том числе, и снабжение питьевой водой жителей города Барыша, МО «Земляничненское сельское поселение», МО «Поливановское сельское поселение» Барышского района.
Из материалов дела усматривается, что для осуществления водоснабжения населения ООО «МУК» производит забор воды из подземных водных источников через 22 скважины, расположенные на территории МО «Барышское городское поселение», МО «Земляничненское сельское поселение», МО «Поливановское сельское поселение».
Указанные скважины находятся в муниципальной собственности МО «Барышский район» и используются административным ответчиком на основании договора субаренды, заключенного с МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение» Барышского района 30 декабря 2020 года.
Как следует из данных проверки прокуратуры, ООО «МУК» осуществляет безлицензионное пользование недрами с целью добычи подземных вод, что ответчиком не оспаривалось.
Отсутствие лицензии на право пользования недрами (подземными водами) влечет за собой самовольное и неконтролируемое пользование недрами, которое может повлечь их нерациональное использование и истощение.
При таких данных, принимая во внимание, что у ООО «МУК» отсутствует лицензия на добычу подземных вод, что является нарушением действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о понуждении указанного лица к получению лицензии на соответствующий вид деятельности.
В настоящее время административным ответчиком начаты работы по оформлению документов для получения лицензии на пользование недрами, что подтверждается представленными суду документами.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда в случае удовлетворения административного иска должна содержать, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Признавая доводы административного ответчика о необходимости для исполнения решения суда определенного временного промежутка, суд полагает возможным установить ему срок для исполнения решения – до 01 ноября 2021 года.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст. 104 КАС РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений ст. 114 ч. 1 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом абзаца 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» по выполнению мероприятий, направленных на получение лицензии, предоставляющей право пользования недрами для добычи подземных вод.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.С. Челбаева
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2021 года.