Производство 12-1450/2021
РЕШЕНИЕ
25 ноября 2021 года город Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.
(г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, 137)
При секретаре ДробяскинойК.А.,
С участием Жуковой С.А., ее защитника Климовой О.Р., представителя прокуратуры г. Благовещенска Курченко М. Н.,
рассмотрев жалобу Жуковой Светланы Алексеевны на постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 01 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.8 Закона Амурской области от 30.03.2007 года № 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 01 октября 2021 года должностное лицо - начальник ГКУ АО «Управления социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району» Жукова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.8 Закона Амурской области от 30.03.2007 года № 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области", и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Жукова С.А. обратилась с жалобой в Благовещенский городской суд, в котором просит его отменить, указав, что согласно перечню государственных услуг, предоставляемых управлением социальной защиты населения Амурской области не имеется такой государственной услуги как предоставление консультативной помощи по телефону пострадавшим гражданам в результате чрезвычайной ситуации, реестр государственных услуг не содержит стандарты предоставления услуг по телефону горячей линии. Конкретный звонок прокуратуры на телефон горячей линии может быть расценен как получение информации о порядке предоставления государственных услуг, но не как предоставление конкретной государственной услуги, как указано в постановлении мирового судьи. Все государственные услуги предоставляются только в письменной форме путем подачи заявления установленной формы непосредственно в управление либо через портал государственных услуг. Ни одно из нарушений, перечисленных в ст. 11.1 Закона о государственных услугах не нашло своего подтверждения в постановлении по делу об административном правонарушении. Административными регламентами определены требования к порядку информирования граждан о порядке предоставления государственных услуг. Информация по вопросам предоставления государственной услуги, сведения о ходе предоставления социальных выплат, справочная информация предоставляются заинтересованным лицам специалистами УСЗН посредством индивидуального информирования (на личном приеме или по телефону - в устной форме, путем направления мотивированного ответа на обращение - в письменной (электронной) форме (в зависимости от формы обращения заинтересованного лица), посредством публичного информирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»): на официальном сайте министерства социальной защиты населения Амурской области http://www.szn.amurobl.ru(далее - министерство, официальный сайт министерства), в региональной государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области» (далее - Портал), а также на информационных стендах в помещениях УСЗН. Специалистами УСЗН, осуществляющими индивидуальное информирование по вопросам предоставления государственной услуги и предоставляющими сведения о ходе исполнения государственной услуги, справочную информацию, обеспечиваются достоверность, полнота предоставляемой информации, четкость изложения, удобство, доступность и оперативность ее получения. Продолжительность индивидуального информирования в устной форме каждого заинтересованного лица составляет не более 10 минут. В случае если для индивидуального информирования в устной форме требуется продолжительная (более 10 минут) подготовка, специалистом, осуществляющим информирование в устной форме, предлагается заинтересованному лицу обратиться за необходимой информацией в письменной форме. Информирование осуществляется также путем распространения информационных листков, оформления информационных стендов, в том числе в настольном варианте. То есть контрольный звонок по телефону, либо звонок по телефону горячей линии не является одной из процедур при предоставлении государственных услуг, является процедурой информирования граждан о порядке предоставления госуслуги. Стандартом предусмотрено ограничение длительности информирования о порядке предоставления. Таким образом, суд применил закон, не подлежащий применению, неправильно истолковал нормы Закона о госуслугах. Кроме того, прокуратура г. Благовещенска не оспаривает тот факт, что звонок в 12:56:00 с номера телефона 89638007025 и с номера телефона 89246787978 в 12:58:13 часов на номер телефона управления 22-58-00 являлись контрольными телефонными звонками, т.е. это были не телефонные звонки граждан с их возможными вопросами. Более того, в течение часа после первого контрольного звонка на звонки прокуратуры на указанные номера 225-800, 225-810 специалистами управления ЮС, КобзаревойЕ.А. были даны ответы. Таким образом, доводы о том, что государственная услуга в виде «звонок по телефону» не была оказана, является несостоятельными. Нормативными актами не установлен срок предоставления такой государственной услуги.
Срок на подачу жалобы не пропущен.
В судебном заседании Жукова С.А., ее защитник Климова О.Р. на доводах жалобы настаивали, приведя аналогичные пояснения.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Благовещенска полагала, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным. В ходе посещения заместителем генерального прокурора РФ пункта длительного пребывания граждан, пострадавших в результате ЧС с целью общения с гражданами, выявления каких-либо проблем, в том числе в связи с возникшими у граждан вопросами по поводу выплат, которые полагаются им в результате ЧС, документов, необходимых для предоставления таких выплат, были осуществлены звонки на телефоны «горячей линии» УСЗН по Амурской области, на которые никто не ответил, что и явилось основанием для возбуждения в отношении начальника ГКУ АО «Управления социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району» Жуковой С.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.8 Закона Амурской области от 30.03.2007 года № 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области".
Выслушав участвовавших в деле лиц, проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного Постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.8 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-03 «Об административной ответственности в Амурской области» нарушение должностным лицом исполнительного органа государственной власти области или должностным лицом областного государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативным правовым актом области, повлекшее не предоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как установлено мировым судьей на основании представленных доказательств, 25 августа 2021 года в 12 часов 56 минут по адресу: Амурская область г. Благовещенск, ул. Северная, 186, начальником ГКУ Амурской области «Благовещенское УСЗН» Жуковой С.А. допущено нарушение порядка предоставления государственных услуг, нормативное правовое регулирование которых осуществляется нормативным правовым актом области, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю, а именно при осуществлении контрольных звонков по размещенным в ПДП телефонным номерам, работники ГКУ АО Амурской области «Благовещенское УСЗН» не ответили.
Вопреки доводам жалобы, обстоятельства совершения начальником ГКУ Амурской области «Благовещенское УСЗН» Жуковой С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.8 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года N 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области", и ее вина в содеянном правонарушении подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которым мировым судьей дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Доводы Жуковой С.А. и ее защитника о том, что информирование граждан о порядке предоставления госуслуги не является одной из процедур при предоставлении государственных услуг, нормативными актами не установлен срок предоставления такой государственной услуги, судом признаются несостоятельными в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) под государственной услугой понимается предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона заявителем признается физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в п. 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном ст. 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в том числе на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
При этом под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ).
Частями 1, 5 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Реестр государственных услуг Амурской области, размещенный в открытом доступе в сети Интернет (rgu.amurobl.ru, gu.amurobl.ru, amurobl.ru/pages/deyatelnost/inf-obshestvo/gosudarstvennye-uslugi/perechen- gosudarstvennykh-uslug-funktsiy/) включает, в том числе государственные услуги, выполнение которых осуществляется министерством социальной защиты населения Амурской области и подведомственными ему учреждениями.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области.
Постановлением администрации г. Благовещенска от 22 июня 2021 года № 2330 с 18.00 часов 22 июня 2021 года в границах городского округа введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596, уполномоченным органом на осуществление выплат на приобретение и строительство жилого помещения гражданам является государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по месту нахождения утраченного жилого помещения, в том числе ГКУ Амурской области «Благовещенское УСЗН» (п. 2.3 Правил).
Кроме того, ГКУ Амурской области «Благовещенское УСЗН» в соответствии с Законом Амурской области от 19 января 2005 года «Об адресной социальной помощи», постановлением правительства Амурской области от 29 июня 2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» оказывают государственную услугу по предоставлению единовременной материальной и финансовой помощи, в том числе указанной категории граждан (предоставление адресной социальной помощи).
В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг граждан. Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числи срочной помощи, гражданину в целях улучшения его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В силу п. 4 ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», введенного в действие постановлением Госстандарата РФ от 24.11.2013 года № 327-ст, социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
K социально-экономическим услугам относятся в том числе: содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4.5.1); оказание материальной помощи (п. 4.5.2).
К социально-правовым услугам относится в том числе
оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат (п. 4.6.5).
Приказом министерства социальной защиты Амурской области от 27.11.2013 года № 317 утвержден Административный регламент министерства социальной защиты населения Амурской области «Предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением социального обслуживания Амурской области».
То есть данный регламент является общим, направлен на предоставление гражданам информации о порядке предоставления любого вида социальных услуг.
В соответствии с данным регламентом получателями государственной услуги является неопределенный круг лиц (п. 1.2).
Государственную услугу предоставляет министерство, управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам, комплексные центры социального обслуживания населения (п. 2.2).
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе Конституцией РФ, Федеральным законом от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», постановлением Госстандарата РФ от 24.11.2013 года № 327-ст «О принятии и введении в действие национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003» и т.д..
Таким образом, положения административного регламента министерства социальной защиты населения Амурской области «Предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением социального обслуживания Амурской области» в полной мере относятся к гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Амурской области, в том числе в г. Благовещенске, с целью получения достоверной информации о причитающихся им выплатах, иных мерах социальной поддержки и порядке (основаниях) их получения.
Согласно п. 2.3 данного регламентарезультатом предоставления государственной услуги является информирование населения о порядке социального обслуживания (то есть предоставления социальных услуг) граждан государственными учреждениями социального обслуживания Амурской области:
1) при устном обращении (по телефону, личное обращение) - устное информирование;
2) при письменном обращении - информационное письмо, содержащее сведения по запрашиваемой информации, направленное через почту России простым письмом, электронной почтой, врученное заявителю при личном обращении;
3) публичное информирование (размещение информации на официальных сайтах, информационных стендах уполномоченных учреждений, в средствах массовой информации).
В пункте 2.4 административного регламента закреплено, что государственная услуга при личном обращении или обращении по телефону предоставляется заявителю в соответствии с графиком работы министерства, органов СЗН. При этом государственная услуга должна быть предоставлена заявителю в полном объеме. Время консультации не должно превышать 15 минут. Государственная услуга по телефону предоставляется заявителю в режиме реального времени.
При предоставлении государственной услуги по телефону, предоставление документов удостоверяющих личность не требуется (п. 2.6).
В силу п. 3.1 административного регламента при информировании заявителя, обратившегося лично или в устной форме по телефону, должностное лицо органов СЗН, министерства в начале разговора должно представиться: назвать фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, наименование структурного подразделения, наименование органа СЗН, а также сообщить (по желанию обратившегося гражданина) способы получения информации по вопросам предоставления государственной услуги, график приема и адрес органа СЗН, министерства (при необходимости - маршрут проезда), требования к письменному запросу.
При ответах на телефонные звонки и устные запросы должностное лицо органа СЗН, министерства обязано в соответствии с поступившим запросом предоставить информацию по компетенции.
Государственную услугу в устной форме, в том числе по телефону, предоставляют должностные лица структурных подразделений органов СЗН, министерства, ответственные за предоставление государственной услуги и осуществляющие прием граждан в соответствии с графиком приема.
Между тем, как установлено мировым судьей, а также при рассмотрении настоящей жалобы, государственная услуга (консультативная помощь) заявителю при осуществлении телефонных звонков по размещенным в пункте длительного пребывания граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, телефонным номерам 25.08.2021 года в 12 часов 56 минут (то есть в часы работы ГКУ АО Амурской области «Благовещенское УСЗН») оказана не была, работники ГКУ АО Амурской области «Благовещенское УСЗН» на телефонные звонки не ответили, что противоречит требованиям административного регламента министерства социальной защиты населения Амурской области «Предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением социального обслуживания Амурской области».
То обстоятельство, что звонки осуществлялись должностным лицом прокуратуры, не может повлечь удовлетворение жалобы, поскольку работники ГКУ АО Амурской области «Благовещенское УСЗН» в момент поступления телефонных звонков не знали и не могли знать личность абонента.
Таким образом, обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
Административное наказание Жуковой С.А. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 3.8 Закона Амурской области от 30.03.2007 года N 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области", с учётом всех обстоятельств, предусмотренных ст.4.1-4.3. КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Жуковой С.А. допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 01 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.8 Закона Амурской области от 30.03.2007 года № 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области", в отношении должностного лица- начальника ГКУ АО «Управления социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району» Жуковой Светланы Алексеевны – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение судьи вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54).
Судья Благовещенского
городского суда Т.С. Астафьева