12-116/2021
РЕШЕНИЕ
09 августа 2021 года |
город Белебей Республика Башкортостан |
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гареевой Л.Р.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Балахонцева И.В.,
защитника Хуснутдинова Р.Р.,
инспектора Сынашко Д.Б.
при секретаре Ушамовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Балахонцева И.В. на постановление мирового судьи судебного участка №2 по городу Белебею Республики Башкортостан от 22.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №2 по г. Белебею Республики Башкортостан от 22.06.2021 Балахонцев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с конфискацией оружия.
Балахонцевым И.В. подана жалоба, в которой он просит данное постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить, либо переквалифицировать деяние на ч. 1, 4 ст. 20.8 КоАП РФ, мотивируя свою жалобу тем, что он незаконно привлечен к административной ответственности. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. Считает, что доводы, изложенные в рапорте инспектора Сынашко Д.Б., противоречат протоколу от 22.06.2021. Он не признает совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.20.8 КоАП РФ, так как сотрудники органов внутренних дел и суд ошибаются в квалификации административного правонарушения. Названное правонарушение должно квалифицироваться по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в размере от 500 до 2 000 рублей, либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 6 месяцев до 1 года. Он является собственником изъятого оружия, в связи с чем его действия не должны квалифицироваться по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, а должны быть квалифицированы по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ.
Балахонцеву И.В. и его защитнику Хуснутдинову Р.Р. в ходе пересмотра разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положения ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст.51 Конституции РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности – Балахонцев И.В. пояснил, что жалобу поддерживает.
Защитник Хуснутдинов Р.Р. в суде указал, что в ч.6 ст.20.8 КоАП РФ внесены изменения, и потому деяние подлежит переквалификации на ст.20.10 КоАП РФ, но так как суд не может переквалифицировать, либо возвратить протокол, просил прекратить производство по делу в отношении Балахонцева И.В. Хуснутдинов Р.Р. указал, что действительно Балахонцев И.В. просрочил действие разрешений на оружие, но не злостно, не умышленно, в настоящее время недостатки устранены.
Инспектор ОЛРР г.Белебея Управления Росгвардии по РБ ФИО1 поддержал отзыв на жалобу, имеющийся в материалах дела, указав, что оружие изъято и находится в комнате хранения ОМВД Белебеевского ГРОВД.
Оценив доказательства в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав Балахонцева И.В. и его защитника Хуснутдинова Р.Р., инспектора ФИО1, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Балахонцева И.В. к административной ответственности) незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, в период с 30.05.2021 по 22.06.2021 Балахонцев И.В. по адресу: <адрес>, осуществлял незаконное хранение огнестрельного оружия марок МР-153, МР-79-9ТМ, ПБ-4-1, при наличии разрешения с истекшим сроком действия, тем самым нарушил статью 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», пункт 54 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
При получении разрешения на оружие, Балахонцеву И.В. разъяснено, что не позднее, чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия, их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений (пункт 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288), что подтверждается его подписью в извлечении из законодательства от 16.04.2016 (л.д.11).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: копиями разрешений на хранение и ношение оружия РОха №17220710, РОХа №17220712, Роха №17220711, срок действия которых истек 29.05.2021 (л.д.8-10), протоколом об административном правонарушении (л.д. 4), письменным объяснением Балахонцева И.В. (л.д. 14) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела установлено и Балахонцевым не опровергается, что документ, подтверждающий продление разрешения на хранение оружия, им на момент составления протокола об административном правонарушении - 22.06.2021 получен не был.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Балахонцев И.В. осуществлял хранение огнестрельного оружия по истечении срока действия выданного ему разрешения.
Доказательств наличия уважительности причин для не подачи документов о продлении разрешения на хранение и ношение оружия в срок, Балахонцевым И.В. не предоставлено.
Нахождение в служебной командировке суд не может признать уважительной причиной пропуска срока, так как Балахонцев И.В. не был лишен возможности заранее продлить срок разрешений. Кроме того, довод о нахождении в служебной командировке, доказательствами не подтвержден и является голословным.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судом первой инстанции на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние, совершенное Балахонцевым И.В., правильно квалифицировано по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства об оружии.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В силу приведенных выше положений статьи 22 данного Закона и пункта 54 Правил хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 указанного Закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации, в частности, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в суд, Балахонцев И.В. и его защитник в суде, просили прекратить производство по делу, либо переквалифицировать действия на ч.1,4 ст.20.8 КоАП РФ, либо ст.20.10 КоАП РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
По общему правилу, сформулированному законодателем в части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В то же время часть 2 названной статьи указывает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Конституционный Суд Российской Федерации, давая толкование приведенным положениям части 1 и части 2 статьи 1.7 КоАП РФ отметил, что исходя из гуманистических соображений на такое лицо распространяются изменения закона, обусловленные снижением общественной опасности наказуемого деяния и ослаблением вследствие этого меры ответственности, в том числе заменяющие вид ответственности на менее строгий, то есть изменения, которые - в контексте общеправового регулирования и с учетом всех правовых последствий нововведений в сложившейся структуре права - могут расцениваться как улучшающие правовое положение лица, совершившего противоправное деяние.
До 09.07.2021 за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения была предусмотрена административная ответственность по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Федеральный закон от 28.06.2021 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения, в частности, в статью 20.8 названного Кодекса, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Балахонцева И.В. к административной ответственности (22.06.2021), не был принят.
Таким образом, совершенное Балахонцевым И.В. деяние на момент вынесения постановления от 22.06.2021 образовывало объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ, и обоснованно квалифицировано мировым судьей судебного участка №2 по г. Белебей РБ по части 6 статьи 20.8 КоАП РФ, действующей во время совершения административного правонарушения.
Порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.
Постановление о назначении Балахонцеву И.В. административного наказания вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание Балахонцеву И.В. назначено мировым судьей в пределах санкции части 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
С 09.07.2021 часть 6 статьи 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил приобретения или передачи оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, хранение оружия, приобретённого в установленном законом порядке, но без действующего разрешения на его хранение, на момент рассмотрения жалобы не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8. КоАП РФ.
Пунктом 8 Федерального закона от 28.06.2021 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 20.10 КоАП РФ, которая с 09.07.2021 предусматривает административную ответственность за незаконные изготовление, приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.
В примечании 3 к статье 20.10 КоАП РФ разъясняется, что под незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьей понимаются действия, совершение которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством Российской Федерации порядке виновному лицу предоставлено не было, а также, если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.
Таким образом, хранение оружия, приобретённого в установленном законом порядке, но без действующего разрешения на его хранение, на момент рассмотрения жалобы образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 КоАП РФ.
Следовательно, административная ответственность за хранение оружия после истечения действия предоставленного разрешения (лицензии), КоАП РФ не устранена.
Вопреки доводам защитника, как следует из санкции нормы статьи 20.10 КоАП РФ положение лица, привлекаемого к административной ответственности за незаконное хранение оружия законодателем не улучшено, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой. Дополнительное наказание в виде конфискации оружия не отменено.
Возможность применения данного дополнительного наказания на усмотрение суда, не исключает его применения, а, следовательно, не может являться основанием для применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Установленное частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ правило об обратной силе закона, отменяющего административную ответственность, не должно интерпретироваться в отрыве от принципиальных положений, закрепленных в статье 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, имеющих межотраслевое юридическое значение. Это означает, что отмена нормы об административной ответственности за то или иное деяние с одновременной заменой ее иной нормой об административной ответственности за то же деяние не может считаться устранением ответственности за совершение соответствующего деяния.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Судом установлено, что квалификация действий Балахонцева И.В., указанная должностным лицом в протоколе об административном правонарушении от 22.06.2021, и мировым судьей в постановлении от 22.06.2021, дана правильно, в связи с чем, оснований для принятия судом решения о переквалифицировании действий Балахонцева И.В. на часть 1, 4 статьи 20.8 КоАП РФ, либо на статью 20.10 КоАП РФ, вопреки доводам защитника, суд не усматривает.
Кроме того, доводы жалобы о том, что деяние, совершенное Балахонцевым И.В., должно быть переквалифицировано на часть 1 статьи 20.8 КоАП РФ, обоснованными признать нельзя, в связи с тем, что по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ установлен специальный субъект административной ответственности – должностное лицо.
Переквалификация на часть 4 статьи 20.8 КоАП РФ в связи с исключением субъективной стороны административного правонарушения в виде незаконного хранения оружия из состава административного правонарушения, предусмотренного часть 6 статьи 20.8 КоАП РФ, так же не имеет под собой правовых оснований, в связи с тем, что данное действие (бездействие) с 09.07.2021 охватывается объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №2 по городу Белебею Республики Башкортостан от 22.06.2021 о привлечении Балахонцева И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Балахонцева И.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Белебеевского городского суда
Республики Башкортостан Л.Р.Гареева