РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов Свердловская область 17 июля 2015 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Бровиной Ю.А.
при секретаре Глушковой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1407/2015 по иску
Кулакова Александра Валентиновича
к администрации Серовского городского округа
о понуждении к заключению трудового договора
при участии:
истца – Кулакова А.В.,
представителя истца Кулакова А.В. – Олехнович Ю.Ю., действующей в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ,
представителя ответчика администрации СГО - Бидаева М.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кулаков А.В. обратился в Серовский районный суд <адрес> с иском к ответчику администрации Серовского городского округа о понуждении к заключению трудового договора.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Серовского городского округа объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы главной группы – председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом». Кулаков намереваясь участвовать в указанном конкурсе, предоставил в администрацию СГО все необходимые документы, после чего был приглашен на индивидуальное собеседование с конкурсной комиссией, однако ДД.ММ.ГГГГ решением конкурсной комиссии администрации СГО конкурс признан не состоявшимся по причинам несоответствия претендентов квалификационным требованиям по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам по должности муниципальной службы главной группы. С данным решением конкурсной комиссии Кулаков А.В. не согласен, считает свою кандидатуру соответствующей квалификационным требованиям, предъявляемых к указанной вакантной должности. На основании изложенного просит признать кандидата на замещение вакантной должности Кулакова А.В. соответствующим квалификационным требованиям по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам должности муниципальной службы главной группы председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом»; обязать администрацию Серовского городского округа заключить с Кулаковым А.В. трудовой договор; приостановить действие оспариваемого решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ до вступления в законную силу решения суда.
В ходе производства по гражданскому делу истец уточнил исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать кандидата на замещение вакантной должности Кулакова А.В. соответствующим квалификационным требованиям по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам должности муниципальной службы главной группы председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом», обязать администрацию Серовского городского округа заключить с Кулаковым А.В. трудовой договор на замещение должности председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом» с момента вынесения судом решения о признании Кулакова А.В. как кандидата соответствующим квалификационным требованиям по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам по должности муниципальной службы главной группы председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом».
В судебном заседании истец Кулаков А.В. на доводах, изложенных в заявлении и уточнённых исковых требованиях, настаивал. Кроме того дополнил, что индивидуального собеседования не было, поскольку глава Серовского городского округа Бердникова Е.В. ему сразу сообщила, что по образованию он не подходит на замещение вакантной должности муниципальной службы, с чем он не согласен, в связи с чем просит требования удовлетворить.
Представитель истца Кулакова А.В. – Олехнович Ю.Ю. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнённые исковые требования, поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что в связи с проведением администрацией СГО конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы Кулаковым А.В. были собраны документы и представлены ответчику. Конкурс проходил в два этапа, проверка документов и индивидуальное собеседование. Однако с истцом фактически собеседование проведено не было, поскольку ему было объявлено об отсутствии у него соответствующего образования. Однако Кулаков соответствует предъявляемым требованиям к кандидату на замещение вакантной должности, поскольку имеет среднее образование и стаж государственной службы 20 лет. Кроме того, имеет навыки публичного выступления, планирования работы, знания в области права, этики, правил внутреннего трудового распорядка. В соответствии со статьёй 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Отказ в принятии на муниципальную службу связан не с деловыми качествами Кулакова. Ответчиком нарушены положения Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Представитель ответчика администрации СГО - Бидаев М.С. в судебном заседании указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат. В обоснование чего указал, что решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Серовского городского округа. Истец не соответствовал предъявляемым требованиям, поскольку не имел высшего образования. ДД.ММ.ГГГГ конкурс, участие в котором принимали 5 претендентов, в том числе Кулаков, признан несостоявшимся, объявлен повторный конкурс, следствием проведения которого явилось заключение трудового договора с Лохматовым.
Заслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1, 4 статьи 5, статьи 120 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью её правовой системы.
В силу положений статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации являются предметом регулирования указанного федерального закона.
Как установлено статьёй 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что должность в органе местного самоуправления является должностью муниципальной службы.
В соответствии с абзацем 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
Согласно статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанный в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, порядок проведения которого устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Все должности муниципальной службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 8).
Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Таким образом, целью конкурса является отбор наиболее подготовленного лица, имеющего необходимое образование, профессиональные знания и способного по своим личным и деловым качествам к исполнению обязанностей на муниципальной службе.
Из содержания статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение, поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, а в силу статьи 32 данного Федерального закона назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности федеральный законодатель рассматривает в качестве приоритетного направления формирования кадрового состава муниципальной службы.
Истец, в обоснование заявленных требований указывает о соответствии его квалификационным требованиям, предъявляемым по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам к должности муниципальной службы главной группы, а именно председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом».
Как установлено в судебном заседании, решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. решений Думы СГО от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Серовского городского округа.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной (государственной) службы либо работы по специальности, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, а именно главных должностей муниципальной службы, к которым отнесена должность председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом», составляют: высшее профессиональное образование и стаж муниципальной (государственной) службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стаж работы по специальности не менее пяти лет либо высшее профессиональное образование и исполнение полномочий не менее одного срока, установленного уставом муниципального образования, на постоянной или непостоянной основе лица, замещающего муниципальную должность и наделённого исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, либо высшее профессиональное образование и замещение не менее пяти лет муниципальной должности в избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, а при отсутствии претендентов на замещение главных должностей муниципальной службы, соответствующих предъявляемым к ним требованиям к образованию и стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, - среднее профессиональное образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее десяти лет.
Кроме квалификационных требований к уровню профессионального образования и стажу муниципальной (государственной) службы, необходимых для главных должностей муниципальной службы, предъявляются квалификационные требования к профессиональным знаниям, профессиональным навыкам.
Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Серовского городского округа, установлены Положением о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Серовского городского округа, утвержденным Решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вышеуказанным положением регламентировано проведение конкурса в форме проверки документов и собеседования. При проведении проверки документов конкурсная комиссия оценивает кандидатов на соответствие квалификационным требованиям по вакантной должности муниципальной службы, на основании представленных ими документов о профессиональном образовании, о прохождении государственной (муниципальной) службы и другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций. Собеседование проводится на заседании конкурсной комиссии с каждым претендентом в отдельности. При проведении конкурса могут использоваться не противоречащие законодательству методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая анкетирование, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности муниципальной службы. По итогам конкурса конкурсная комиссия принимает следующие решения: о признании одного из участников победителем конкурса; о признании конкурса несостоявшимся. Решение конкурсной комиссии о признании одного из претендентов победителем конкурса является основанием для назначения на должность муниципальной службы. Конкурсная комиссия принимает решение о несостоявшемся конкурсе в случае наличия менее двух заявлений претендентов на участие в конкурсе; отзыва всех заявлений претендентами во время проведения конкурса; признания всех претендентов не соответствующими требованиям по должности муниципальной службы. Если конкурс признан несостоявшимся, руководитель органа местного самоуправления Серовского городского округа принимает решение о проведении повторного конкурса. При признании повторного конкурса несостоявшимся замещение вакантной должности муниципальной службы проводится путём заключения трудового договора (раздел VII положения).
В соответствии с распоряжением главы администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-к объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы - председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом», утверждена конкурсная комиссия. Распоряжение опубликовано в СМИ.
ДД.ММ.ГГГГ Кулаковым А.В. подано заявление председателю конкурсной комиссии о приёме документов для участия в конкурсе.
Из протокола заседания конкурсной комиссии Серовского городского округа по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главной группы - председатель отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассматривались документы и проводились индивидуальные собеседования, вопреки доводам истца об отсутствии индивидуального собеседования, пяти претендентов на замещение вакантной должности, в число которых входил Кулаков А.В. Решением конкурсной комиссии конкурс признан несостоявшимся, в связи с признанием всех претендентов, участвующих в конкурсе, не соответствующими квалификационным требованиям по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам по должности муниципальной службы главной группы.
Из кадровой справки в отношении Кулакова следует, что он имеет среднее специальное образование (техническое училище № по специальности «помощник машиниста тепловоза»), а также среднее специальное образование (Калининградское военное авиационно-техническое училище по специальности «радиосвязное и радионавигационное оборудование самолетов», квалификация – военный радиотехник). Общий стаж трудовой деятельности 18 лет, отсутствие стажа муниципальной службы. Имеет награждения.
Кулаков, обращаясь с настоящим иском в суд, указывает, что на замещение спорной вакантной должности муниципальной службы главной группы при отсутствии высшего образования достаточным является наличие среднего профессионального образования и стаж государственной службы не менее 10 лет, что имеется у Кулакова А.В.
Однако, исходя из содержания Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Серовского городского округа, утверждённых решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. решений Думы СГО от ДД.ММ.ГГГГ №) следует, что среднее профессиональное образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее десяти лет требуется при отсутствии претендентов на замещение главных должностей муниципальной службы, соответствующих предъявляемым к ним требованиям к образованию и стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в конкурсе принимало участие пять претендентов, таким образом, доводы истца в данной части необоснованы.
Требования истца в части признания его как кандидата на замещение вакантной должности соответствующим квалификационным требованиям по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам должности муниципальной службы главной группы председателя отраслевого органа администрации СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом» удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Серовского городского округа, утверждённым Решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о соответствии кандидата квалификационным требованиям принимает исключительно конкурсная комиссия, поэтому разрешение данного требования не относится к компетенции суда.
Согласно положениям статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Поскольку, несмотря на несогласие с решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым конкурс признан несостоявшимся по причине несоответствия претендентов, в том числе Кулакова, по уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам по должности муниципальной службы главной группы, Кулаков А.В. его не оспаривает, оснований по результатам проведённого ДД.ММ.ГГГГ конкурса для заключения трудового договора с Кулаковым А.В. не имелось, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Требование истца в части приостановления действия оспариваемого решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ до вступления в законную силу решения суда удовлетворению также не подлежит, поскольку указанное решение истцом в рамках рассматриваемого спора не оспаривается.
Таким образом, требования истца удовлетворению не подлежат в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кулакова Александра Валентиновича к администрации Серовского городского округа о понуждении к заключению трудового договора - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Серовский районный суд.
Судья Ю.А. Бровина
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.