Дело №2-1327/2014
Поступило в суд 09.07.2014 г.
(мотивированное)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2014 г. г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Савченко К.П., с участием прокурора Стулиной О.Ж., истца Елисеева С.В., представителя Совета депутатов г.Бердска Ивановой О.С., представителей Администрации МО г.Бердска Гончаровой Н.С., Бахаревой С.В., Поповой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елисеева С. В. к Администрации муниципального образования г.Бердска, Совету депутатов г.Бердска, о признании недействительным решения Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214 в части, об установлении размера арендной платы по договору аренды и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка,-
УСТАНОВИЛ:
Елисеев С.В. обратился в Бердский городской суд с указанным иском. В заявлении указал, что на основании Постановления главы администрации муниципального образования г.Бердска от 18 сентября 2006 года №3084 ему в аренду сроком на 5 лет был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № по адресу: г.Бердск, <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома с приусадебным участком. На основании данного Постановления был заключен договор аренды №1049-д от 22 сентября 2006 года. Решением Бердского городского суда от 23 мая 2012 года были удовлетворены его исковые требования к администрации г. Бердска о продлении договора аренды указанного выше земельного участка до окончания выданного разрешения на строительство, то есть, до 06 апреля 2020 года. Решение вступило в законную силу. Однако, Администрация МО г.Бердска изменила условия договора аренды №1049-д от 22.09.2006 года в одностороннем порядке, предоставив Соглашение о продлении №708-д от 27.12.2012 года, увеличив арендную плату с 133 рублей до 25 000 рублей. После отказа от подписи данного документа, Администрация МО г.Бердска пересмотрела соглашение, и предъявило новое №9-д, в соответствии с которым размер арендной платы составил 11 456 руб. 67 коп. Истец не согласен с размером арендной платы и считает ее незаконной по следующим основаниям. Администрация МО г.Бердска при определении размера арендной платы ссылается на решение Совета депутатов г.Бердска №114 и №214 от 20.09.2012 года «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г.Бердска», которым установлен корректирующий коэффициент Кдоп равный 1,5, а также указано, что расчеты данного коэффициента приняты в соответствии с рекомендациями и Постановлением администрации Новосибирской области от 21.08.2008 года №5-па «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы». Системный анализ правовых норм говорит о том, что органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы земли, находящейся в собственности или ведении муниципального образования не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности и обременения, ограничивающие права и свободы жителей. Данное положение противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582, согласно которым порядок расчета размера арендной платы на земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности, и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должна различаться. По условиям договора аренды, годовая арендная плата за право пользования земельными участками является регулируемой, устанавливается представительным органом местного самоуправления и рассчитывается путем умножения площади арендуемого земельного участка на базовую ставку, определяемую исходя из нормативной цены земли за 1 кв.м. с учетом применения к ней различных коэффициентов. Предельный годовой размер арендной платы прописан федеральным законом, и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере, независимо от применения им конкретной методики расчета. По Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 Кдоп. равен 0,01, депутаты г.Новосибирска приняли в расчетах по арендной плате Кдоп.=0,003, а депутаты г.Бердска установили коэффициент равный 1,5, тем самым нарушив ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Неправильное применение материального права привело к резкому увеличению арендной платы на одних и тех же участках и к снижению арендной платы на других участках, различающихся на тысячи процентов.
В решениях Совета депутатов №114 и №214 указано на то, что они приняты в соответствии с рекомендациями и Постановлением Администрации Новосибирской области от 21.08.2008 года №5-па. Согласно пп.3 п.3 указанного Постановления, годовой размер арендной платы за использование земельного участка определяется органами местного самоуправления на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности при предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурса, аукциона) для строительства, при продлении срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного по итогам торгов, на право заключения договора аренды земельного участка для строительства, а также из фонда перераспределения земель, в случаях, предусмотренных ЗК РФ и ФЗ №101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», но не ниже размера земельного налога, установленного за такие участки в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на внеочередное (первоочередное) предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, установленное федеральным законодательством.
Согласно п.9 и 11 Решения Совета депутатов третьего созыва от 22.12.2011 года №114 и решения Совета депутатов третьего созыва от 20.09.2012 года №214, расчетным периодом для исчисления арендных платежей считается календарный год. Однако, из представленных Администрацией МО г.Бердска расчетов, следует, что указанные положения не принимаются во внимание. Согласно пп.3 п.9 Решения Совета депутатов №214, пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя осуществляется по следующим основаниям: в соответствии с указанным в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уровнем инфляции - ежегодно, но не ранее, чем через год после заключения договора аренды земельного участка, арендная плата изменяется на размер уровня инфляции, указанного на соответствующий финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ» №582 от 16.07.2009 года, в случае, если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством РФ, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов), то есть, согласно договору аренды от 22.09.2006 года №1046-д она составила 133 рубля. Согласно п.8 Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582» от 19 августа 2011 года №697, арендная плата ежегодно, но не ранее, чем через год после заключения договора аренды, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды.
Земельный участок был предоставлен истцу в аренду в результате торгов (аукциона) на основании Постановления Главы муниципального образования г.Бердска №3084 от 18 сентября 2006 года «О предоставлении земельного участка в аренду по адресу: г.Бердск, <адрес>», с публикацией сообщения о наличии свободного земельного участка в газете «Бердские новости» №32 от 10.08.2006 года в соответствии со ст. ст. 22, 30.1 ЗК РФ. Таким образом, расчеты? указанные в новом проекте соглашения о продлении договора аренды земельного участка, не соответствуют федеральному законодательству. Так, по соглашению о продлении аренды №709-д к договору от 22.09.2006 года №1049-д от 27.12.2012 года арендная плата составляет 25 000 рублей и рассчитана на основании решения Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214, а по соглашению о продлении договора аренды №9-д арендная плата составила 11 456 руб. 67 коп. и была рассчитана на основании того же решения Совета депутатов.
Считает, что Администрацией МО г.Бердска проводятся манипуляции с рыночной оценкой земельного участка, к индивидуальным жилищным застройщикам применяют право как к жилищным застройщикам, чем нарушается право граждан на жилье. Установление после введения в действие Постановления №582 или применение ранее установленных регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей жилищного строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Вводного закона к Земельному кодексу РФ, Постановлению №582. Считает, что арендная плата за земельный участок не может рассчитываться по рыночной цене.
В настоящее время истец имеет на земельном участке оформленное в собственность жилое строение, прописан в нем, проживает, другого жилья не имеет, в связи с чем, вправе приобрести в собственность, находящийся у него на праве аренды земельный участок, независимо от того, когда был заключен договор аренды – до или после вступления в силу ЗК РФ. Ранее истец не участвовал в приватизации, в связи с чем, сохраняет право одноразовой приватизации земельного участка в соответствии со ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Просит признать пп.1 п.7 Решения Совета депутатов г.Бердска от 20 сентября 2012 года №214 в части установления корректирующего коэффициента К.доп.1,5 – недействительным; признать п.3 Решения Совета депутатов г.Бердска от 20 сентября 2012 года №214, согласно которому арендная плата за использование земельных участков определяется на основании отчета независимого оценщика (не прошедшим регистрацию в органах Росреестра) – недействительным; понудить Администрацию г.Бердска продлить договор аренды земельного участка на территории г.Бердска от 22.09.2006 года №1049-д по настоящее время и согласно ст. 65 ЗК РФ арендную плату, указанную в договоре аренды земельного участка в размере 133 рубля за 2011-2014 год принять за прошедший период без начисления пени за просрочку платежа; понудить Администрацию МО г.Бердска предоставить истцу в собственность земельный участок с кадастровым номером № площадью 1498 кв.м. по адресу: г.Бердск, <адрес> на основании права приватизации.
В судебном заседании истец Елисеев С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, приведенном выше. Пункт 3 просительной части исковых требований уточнил, просил понудить Администрацию МО г.Бердска установить размер арендной платы по договору аренды земельного участка №1049-д от 22 сентября 2006 года равным 133 рубля за период с 2011 по 2014 год, без начисления пени за просрочку платежа.
Представители Администрации МО г.Бердска исковые требования не признали и пояснили, что в настоящее время в соответствии с п.3 решения Совета депутатов г.Бердска №474 от 17 апреля 2014 года «Об утверждении корректирующих коэффициентов, применяемых для определения годового размера арендной платы на территории г.Бердска за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», признано утратившим силу оспариваемое истцом решение Совета депутатов №214. Требование истца о понуждении администрации МО г.Бердска продлить договор аренды №1049-д от 22.09.2006 года с установлением стоимости арендной платы в размере 133 рубля, необоснованно. Администрацией г.Бердска в адрес истца 03 февраля 2014 года в 3-х экземплярах направлено Соглашение №9-д от 13 января 2014 года о продлении договора аренды. В приложении №4 указан расчет размера арендной платы на 2011-2013г. Данный расчет осуществлен в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, решениями Совета депутатов г.Бердска третьего созыва от 22.12.2011 года №114 «Об арендной плате за использование земельных участков на территории города Бердска», от 20.09.2012 года №214 «Об арендной плате за использование земельных участков на территории города Бердска». Применение иных данных при расчете арендной платы повлечет незаконность действий Администрации МО г.Бердска.
Требование истца о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка не может быть удовлетворено судом, так как решение о предоставлении земельных участков в собственность рассматривается администрацией по заявлению лица, с приложением необходимых документов. Елисеев С.В. с таким заявлением в Администрацию не обращался, соответственно, какого-либо спора не имеется.
Представитель Совета депутатов г.Бердска Иванова О.С., действующая на основании доверенности, иск не признала. В возражениях пояснила, что нормы, связанные с порядком определения размера арендной платы, регулируются п.3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, п.10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», Постановлением администрации Новосибирской области от 21.01.2008 года №5-па «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена». Данные нормы устанавливают размер арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В исковом заявлении истец просит признать решение Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214, в пп.1 п.7 категориях использования земельного участка корректирующий коэффициент Кдоп-1,5 – не действительным. Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г.Бердска, утвержденный решением Совета депутатов №214 от 20.09.2012 года, принят в соответствии с Постановлением администрации Новосибирской области от 21.01.2008 года №5-па, в котором сказано, что коэффициенты Кр,Ка и Кдоп утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа. На основании этого решением Совета депутатов №214 был установлен корректирующий коэффициент Кдоп-1,5.
Пункт 3 решения Совета депутатов г.Бердска №214 от 20.09.2012г. принят в соответствии с пп.3 п.3 Постановления администрации Новосибирской области №5-па от 21.01.2008 года. Оспаривая нормативно-правовой акт, Елисеев С.В. в качестве доказательств его незаконности ссылается на решение УФАС по делу №81 от 28.08.2012 года в отношении Совета депутатов г.Бердска по признакам нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», а также на протест прокурора г.Бердска на решение Совета депутатов №214 от 20.09.2014 года. Указанные документы не имеют отношения к рассматриваемому спору. Так, УФАС по НСО было принято решение от 27.09.2012 года по делу №81, Совету депутатов г.Бердска выдано предписание №63 от 27.09.2012 года за нарушение, которое выразилось в установлении понижающего коэффициента хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность в стационарных торговых объектах, что ставило такие хозяйствующие субъекты в преимущественное положение по сравнению с другими, которые осуществляют тот же вид деятельности – торговлю. Протест прокурора г.Бердска от 31.12.2013 года №2-350в-13 на решение Совета депутатов №214 был внесен в Совет депутатов с требованием исключить п.13 из данного решения, который предусматривал, что муниципальные унитарные предприятия, учредителем которых является администрация г.Бердска, освобождены от уплаты арендных платежей за использование земельных участков, выделенных им для выполнения уставной деятельности. Протест прокурора был удовлетворен, п.13 исключен из решения. Кроме того, в исковом заявлении Елиссев С.В. не указывает какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, противоречат оспариваемые пункты Решения Совета депутатов №214.
Заслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Елисеев С.В. обратился в суд с требованием о признании недействительным в части решения Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №412. Поскольку Елисеевым С.В. были заявлены требования о предоставлении в собственность земельного участка и установлении арендной платы за прошлые периоды равной 133 рубля, данное заявление рассмотрено в исковом порядке.
22 сентября 2006 года между Муниципальным образованием г.Бердска и Елисеевым С.В. был заключен договор №1049-д аренды земельного участка на территории г.Бердска (л.д.8), согласно которому Елисееву С.В. в аренду был передан земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в г.Бердске, <адрес>, площадью 1498 кв.м., для строительства индивидуального жилого дома с приусадебным участком. Срок действия договора с 18.09.2006 года по 17.09.2011 года.
В соответствии с п.2.1 договора расчет размера годовой арендной платы на момент заключения договора составляет 133 рубля и выполнен на основании решения Совета депутатов муниципального образования г.Бердска второго созыва от 02.03.2006 года №47 «Об арендной плате за земли на территории муниципального образования г.Бердска».
При этом, согласно п. 2.2. Договора № 1049-д от 22.09.2006 г., размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы федеральным, областным или городским нормативно-правовым актом без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор. Исчисление и уплата арендной платы в ином размере (в том числе введение в действие, прекращение действия, изменения величины льгот и повышающих коэффициентов) начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным актом предусматривается такое изменение.
Решением Бердского городского суда от 23 мая 2012 года исковые требования Елисеева С.В. к администрации города Бердска Новосибирской области о продлении договора аренды земельного участка, были удовлетворены, отказ администрации города Бердска в продлении договора аренды земельного участка был признан незаконным, суд обязал администрацию города Бердска продлить договор аренды земельного участка по адресу: НСО, город Бердск, <адрес>, сроком до 06 апреля 2020 года, т.е. до окончания действия выданного Елисееву С.В. разрешения на строительство. Данное решение вступило в законную силу 23 августа 2012 г. (л.д.24-25).
13 января 2014 года Администрацией МО г.Бердска составлено Соглашение №9-д к договору аренды земельного участка №1049-д от 22.09.2006 года, которым установлен иной размер арендной платы (л.д.13). Истец отказывается подписать данное соглашение, считая, что установление размера годовой арендной платы на основании Решения Совета депутатов №214 от 20.09.2012 года, нарушает его права и интересы.
Так, решением Совета депутатов г. Бердска от 20.09.2012г. № 214 был принят и утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г.Бердска (л.д.46-46).
В соответствии с п.7 пп.1 указанного Порядка установлен корректирующий коэффициент Кдоп равный 1,5 в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Истец считает, что установление Кдоп=1,5 противоречит основным принципам определения арендной платы, установленных Постановлением Правительства РФ №582, а также противоречит ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п. «в,г,к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
Согласно ст. 65 п.1 и 3 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.10 ст.3 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Администрации Новосибирской области от 21 января 2008 года №5-па утвержден порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, который действовал до июня 2014 года, и согласно которому головой размер арендной платы за использование земельного участка определяется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по формуле:
Ап=Кс х Кр х Ка х Кдоп.
Коэффициенты Кр, Ка и Кдоп утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Таким образом, пп.1 п.7 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г.Бердска, утв. Решением Совета депутатов г.Бердска №214 от 20.09.2012 года, которым был утвержден коэффициент Кдоп = 1,5 для земельных участков для индивидуального жилищного строительства, был принят в соответствии с Постановлением Администрации Новосибирской области от 21 января 2008 года №5-па, так как принят в пределах полномочий. Данный пункт устанавливает единые для одного вида разрешенного использования земельных участков коэффициенты, исходя из установленного п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства, дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. Таким образом, проанализировав ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт решения Совета депутатов, не противоречит ему.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства РФ. В оспариваемой норме годовой размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, устанавливается в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует принципу экономической обоснованности и определения размера арендной платы.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев определен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога. Поскольку в данном случае повышение арендной платы предусмотрено не для случаев переоформления прав на земельные участки, противоречие оспариваемой нормы указанному принципу отсутствует. Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 12.01.2011 года №82-Г10-8. Таким образом, требования истца о признании не соответствующим действующему законодательства п.п.1 п.7 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г.Бердска, утв. Решением Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214, не подлежат удовлетворению.
Истцом заявлены требования о признании незаконным п.3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г.Бердска, утв. Решением Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214, в соответствии с которым, годовой размер арендной платы за использование земельных участков определяется на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ч.10 ст.3 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Оспариваемый истцом пункт устанавливает порядок определения размера арендной платы, что противоречит п.10 ст. 3 вводного закона, так как установление порядка определения размера арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не входит в компетенцию органов муниципального самоуправления.
В судебном заседании было установлено, что расчет размера арендной платы за земельный участок, предоставленный истцу в аренду, был произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а не исходя из рыночной оценки. Таким образом, права и законные интересы Елисеева С.В. оспариваемым п. 3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г.Бердска, утв. Решением Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214, не затрагиваются и не нарушаются.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что Решением Совета депутатов г.Бердска третьего созыва №474 от 17 апреля 2014 года «Об утверждении корректирующих коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы на территории города Бердска за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», признано утратившим силу Решение Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214. В соответствии с п.4 Указанного выше решения от 17 апреля 2014 года установлено, что оно вступает в силу с даты опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года.
Решение Совета депутатов опубликовано в газете «Бердские новости» №17 от 30 апреля 2014 года.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Несмотря на то, что оспариваемое истцом решение отменено, требования Елисеева С.В. подлежат удовлетворению в части, в какой оспариваемый пункт Порядка распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, с момента принятия оспариваемого нормативного правового акта и до вступления в силу Решения №474 от 17 апреля 2014 года, отменяющего его, поскольку применение данного пункта в указанный период времени может нарушать права и интересы неопределенного круга лиц.
Требования Елисеева С.В. об обязании администрации МО г.Бердска установить арендную плату по договору аренды № 1049-д от 22 сентября 2006 года за период с 2011 по 2014 год исходя из размера 133 рубля без начисления пени за просрочку платежа, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.4 ст. 22 ЗК РФ, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
22 сентября 2006 года между Муниципальным образованием г.Бердска и Елисеевым С.В. был заключен договор №1049-д аренды земельного участка на территории г.Бердска (л.д.8). В соответствии с п.2.1 договора расчет размера годовой арендной платы на момент заключения договора составляет 133 рубля и выполнен на основании решения Совета депутатов муниципального образования г.Бердска второго созыва от 02.03.2006 года №47 «Об арендной плате за земли на территории муниципального образования г.Бердска».
Согласно п. 2.2. Договора № 1049-д от 22.09.2006 г., размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы федеральным, областным или городским нормативно-правовым актом без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор. Исчисление и уплата арендной платы в ином размере (в том числе введение в действие, прекращение действия, изменения величины льгот и повышающих коэффициентов) начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным актом предусматривается такое изменение.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п.4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ч.1 ст. 422 ГК РФ).)
В соответствии с ч.1,4 ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Договор был подписан сторонами, на момент подписания условия договора Елисеева С.В. устраивали, истец условия договора не оспаривал. Договор допускает изменение размера арендной платы без согласия арендатора в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы федеральным, областным или городским нормативным правовым актом и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договор аренды. Исчисление и уплата арендной платы в ином размере начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным актом предусматривается такое изменение.
13 января 2014 года Администрация МО г.Бердска подготовила соглашение №9-д, согласно которому размер годовой арендной платы был рассчитан за 2011 года – на основании решения Совета депутатов г.Бердска второго созыва от 21.02.2008 года №371, за 2012 год – на основании решения Совета депутатов г.Бердска третьего созыва от 22.12.2011 года №114 и решения Совета депутатов г.Бердска третьего созыва от 20.09.2012 года №214, а с 01.01.2013 года – в соответствии с решением Совета депутатов г.Бердска третьего созыва от 20.09.2012 года №214 и решением Совета депутатов г.Бердска третьего созыва от 20.12.2012 года №248 «О внесении изменения в решение Совета депутатов г.Бердска от 20.09.2012 года №214» (л.д.13-14). Расчет произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного истцу в аренду, который утвержден Постановлением Правительства НСО №535 от 29.11.2011 года. Таким образом, требование истца об установлении размера арендной платы в размере 133 рубля за период с 2011 по 2014 года без начисления пени, не соответствует требованиям закона и договора, заключенного с ответчиком -Администрацией МО г.Бердска.
Производство по делу в части требований истца об обязании Администрации МО г.Бердска предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером № расположенный в г.Бердске, <адрес>, площадью 1498 кв.м., подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В судебном заседании было установлено, что Елисеев С.В. с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка в Администрацию МО г.Бердска не обращался.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Поскольку Елисеев С.В. в установленном порядке не обращался в Администрацию МО г.Бердска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, в данном требовании ему отказано не было, в связи с чем, нарушение прав истца отсутствует. Заявление о предоставлении земельного участка рассматривается в ином порядке, в связи с чем, в соответствии со ст. 220 абз.2 ГПК РФ производство по делу в части указанных требований подлежит прекращению, так как данные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, гл.23, 24 ГПК РФ суд,-
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Елисеева С. В. о признании недействительным пп.1 п.7 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории города Бердска, утвержденного Решением Совета депутатов г.Бердска третьего созыва от 20 сентября 2012 года №214 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории города Бердска», в части установления корректирующего коэффициента Кдоп на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства равным 1,5, отказать.
Признать п.3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории города Бердска, утвержденного Решением Совета депутатов г.Бердска третьего созыва от 20 сентября 2012 года №214 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории города Бердска», противоречащим п.10 ст.3 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» в части, в какой Порядок распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, недействующим с момента издания и до вступления в силу ( 30 апреля 2014 года) Решения Совета депутатов г.Бердска третьего созыва №474 от 17 апреля 2014 года, отменяющего его.
Обязать Совет депутатов г.Бердска после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении в газете «Бердские новости».
В удовлетворении требований Елисеева С. В. к Администрации МО г.Бердска об установлении размера арендной платы по договору аренды земельного участка №1049-д от 22 сентября 2006 года равного 133 рубля за период с 2011 по 2014 год, без начисления пени за просрочку платежа, отказать.
Производство по делу в части исковых требований Елисеева С. В. к Администрации МО г.Бердска о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № площадью 1498,0 кв.м. по адресу: Новосибирская область, г.Бердск, <адрес>, прекратить.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления полного текста решения.
Судья О.В. Лихницкая
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2014 года.