Р Е Ш Е Н И Е № 55
Именем Российской Федерации
27 января 2011 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре юристе 1 класса Некрасовой Л.В., с участием прокурора - помощника военного прокурора Североморского гарнизона майора юстиции Мочалова А.Е., заявителя – Васильева А.А. и его представителя – адвоката Герасимова А.П., представителя командира войсковой части № майора юстиции Рачеева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № капитана Васильева А. А. об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части,-
У С Т А Н О В И Л:
Васильев обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать командира войсковой части № отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списков личного состава воинской части, после чего восстановить его в списках воинской части до обеспечения государственным жилищным сертификатом (далее по тексту – ГЖС) для последующего приобретения на данную субсидию жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства. Также, Васильев просит возместить расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В обоснование своих требований Васильев указал на наличие у него всех оснований для получения ГЖС в году увольнения и отсутствие его согласия на увольнение без получения ГЖС для покупки жилья по избранному месту жительства. Представитель заявителя Герасимов также указал на необоснованность действий ответчика, поскольку при решении вопроса об увольнении Васильева с военной службы тот изначально избрал способ обеспечения его жильем по избранному месту жительства путем получения ГЖС в период военной службы, о чем неоднократно ставил в известность командование части и предпринимал для этого посильные меры – занимался заслужебливанием жилого помещения по месту службы, собирал необходимый комплект документов, обращался к командованию части за признанием его нуждающимся в жилом помещении и включении в списки получателей ГЖС.
Представитель ответчика Рачеев, не согласившись с требованиями Васильева, указал на затягивание заявителем процесса его увольнения, которое должно происходить в установленные законом сжатые сроки, а также на затягивание собирания необходимых документов для добровольного участия в программе ГЖС.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя удовлетворить, исследовав материалы дела, военный суд считает заявление Васильева подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании рапортов и заявления Васильева, выписки из его личного дела, копий листов бесед с ним, справок, сообщений, актов, выписок из журналов и приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ года №, копии представления, справки паспортно-учетной службы г. Североморска, выписок из приказов командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, квитанций Почты России и описи вложения, усматривается, что капитан Васильев проходил военную службу по контракту в должности летчика авиационного звена (на самолетах АН-26) транспортной авиационной эскадрильи (на самолетах типа Ту-134, Ан-12, Ан-26) войсковой части № и по выводам последней аттестации (2009 год) признан соответствующим занимаемой должности, по своим деловым и моральным качествам достойным назначения на высшую должность в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации. В результате проводимых организационно-штатных мероприятий Васильев, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет и будучи обеспеченным по месту службы жилым помещением по установленным нормам, с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение командира войсковой части № для решения вопроса о дальнейшем прохождении военной службы – для назначения на должность, соответствующую его военно-учетной специальности. По заключению военно-врачебной комиссии Васильев признан годным к летной работе на всех типах транспортных и поршневых самолетов (справка от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с отсутствием вакантных должностей соответствующей военно-учетной специальности в сентябре 2010 года Васильеву предлагались для назначения другие должности в западном и южном военных округах, от которых последний отказался и в этой связи командованием войсковой части № было принято решение о досрочном его увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. При этом, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ беседе Васильев пожелал получить ГЖС для приобретения на данную субсидию жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства. Реализуя задуманное, Васильев через военно - жилищные органы гарнизона постановлением администрации города Североморска от ДД.ММ.ГГГГ № перевел имеющейся однокомнатную квартиру в разряд служебной, после чего ДД.ММ.ГГГГ обратился к командованию войсковой части № по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и включения его в список получателей ГЖС. Однако, в связи с изменением ведомственных нормативных правовых актов (Минобороны России) по вопросу признания его нуждающимся ему был разъяснен новый порядок связанных с этим действий. В этой связи Васильев продолжил собирать новый комплект документов и в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ направил его для решения жилищного вопроса в г. Санкт-Петербург – для признания его там нуждающимся в жилье и последующего получения ГЖС.
Одновременно с этим, Васильев представлен к досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего Северным флотом уволен с зачислением в запас.
В порядке реализации данного приказа ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части № был издан приказ № об исключении с ДД.ММ.ГГГГ Васильева из списков части. Однако, в связи необеспечением Васильева причитающимся временем отдыха, дата его исключения из списков части постоянно изменялась и момент рассмотрения данного гражданского дела в суде - ДД.ММ.ГГГГ, - стал последним днем его военной службы. То есть, Васильев исключен из списков личного состава войсковой части 49324 до выдачи ему ГЖС для покупки жилья по избранному месту жительства.
С указанными, установленными судом обстоятельствами, согласился заявитель Васильев и его представитель Герасимов, а также их не оспаривал представитель ответчика Рачеев. При этом, Рачеев указал, что правильный адрес жилищного органа, правомочного осуществлять признание военнослужащих нуждающихся в жилье, окончательно определился лишь к концу ноября 2010 года. Также Рачеев уточнил, что все приказы ответчика, следующие за приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, фактически лишь предоставляли Васильеву причитающиеся сутки отдыха (изменяли дату исключения из списков части), не меняя сути и содержания оспариваемого приказа.
Статьями 37 и 40 Конституции Российской Федерации провозглашены права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также на жилище, которые в Вооруженных Силах реализуются посредством прохождения военнослужащими военной службы с гарантией быть уволенным по предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» основаниям, а также путем получения от государства жилого помещения как по месту службы, так и по избранному постоянному месту жительства в любом населенном пункте Российской Федерации соответственно.
Учитывая особый статус военнослужащего, законодатель допустил в ряде случаев зависимость одного права от реализации другого. Однако, данные случаи конкретизированы Законом и расширенному толкованию не подлежат.
Так, реализация предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» права военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями поставлена в зависимость от реализации им по своему желанию права на жилье, но в двух конкретных случаях: при обеспечении жилым помещением по месту военной службы, дислокации воинской части, а также при обеспечении жильем по избранному месту жительства путем выдачи ГЖС. Другие способы обеспечения жильем увольняемых военнослужащих законодатель связывает с их желанием ждать покупки, либо строительства жилых помещений органами военного управления, что не является препятствием к их увольнению с военной службы и исключению из списков воинской части, но с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений.
Данный вывод суда следует из содержания пунктов 13 и 14 статьи 15, пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее по тексту - Положение), согласно которых военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилого помещения по месту дислокации воинской части. При желании данных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, по желанию указанных увольняемых военнослужащих им в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Анализ приведённых выше правовых норм позволяет прийти к выводу, что военнослужащий при досрочном увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями может по своему желанию избрать один из способов обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства: получить в период военной службы государственный жилищный сертификат для последующего приобретения жилого помещения за счет субсидии, либо уволиться с военной службы и ожидать покупки, строительства жилых помещений (квартир) органами военного управления.
При этом, согласно вышеуказанного военного законодательства, процесс увольнения военнослужащего состоит из нескольких этапов, которые включают: проведение бесед и уточнение отношения военнослужащего к предстоящему увольнению, подготовка документов и издание приказа об увольнении с зачислением в распоряжение командира (начальника) или без такового, производство расчетов и исключение из списков личного состава воинской части.
Кроме того, из содержания положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, следует, что участие в программе ГЖС является добровольным и требует волеизъявление военнослужащего в форме заявления с приложением необходимого для оформления ГЖС комплекта документов.
Поскольку Васильев, желая при увольнении с военной службы получить жилье по избранному месту жительства, изначально, в первый день оповещения его о досрочном увольнении (ДД.ММ.ГГГГ), окончательно определился со способом обеспечения жильем - посредством ГЖС, - и предпринимал разумные и все зависящие от него меры для этого – перевел жилое помещение в разряд служебного, собрал необходимый (увеличенный) комплект документов и обращался во все инстанции для признания его нуждающимся в жилье и включении в списки получателей ГЖС, то военный суд считает, что приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Васильева из списков личного состава воинской части нарушает предусмотренное ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право заявителя на выдачу ГЖС в году увольнения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на командира войсковой части № обязанность по отмене оспариваемого Васильевым приказа и его восстановлению в списках личного состава воинской части до получения заявителем ГЖС. Одновременно, суд не усматривает в действиях заявителя Васильева действий по затягиванию процесса его увольнения и обеспечения жильем по избранному месту жительства, а ссылку представителя ответчика на необходимость незамедлительного исполнения приказа командующего Северным флотом об увольнении военный суд считает несостоятельной, поскольку законом (п.п. «и» п. 2 ст. 13 Положения) предусмотрено прохождение военнослужащим военной службы при невозможности его своевременного увольнения.
На основании ст. 88 ГПК РФ суд относит к судебным понесенные Васильевым расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и они в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Васильева А. А. - удовлетворить.
Обязать командира войсковой части № отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № и восстановить Васильева А. А. в списках личного состава войсковой части № до выдачи ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть № в пользу Васильева А. А. 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины за обращение в суд.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение десяти дней.
Копия верна:
Председательствующий по делу
судья Североморского гарнизонного военного суда В.В. Жидков