Дело № 2-308/2016
решение именем российской федерации13 апреля 2016 года г. Межгорье
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Межгорье в составе:
председательствующего судьи Сафина Р. Р.
при секретаре Ишимовой Л. Г.,
с участием прокурора Папышевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Южно-Уральский государственный природный заповедник» к Закиеву Р. Р., Коробовой О. В., З.Е.Р., ОУФМС России по РБ в г. Межгорье о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учёта,
установил:ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» (далее ЮУГПЗ) обратилось в суд с иском к Закиеву Р.Р., Коробовой О.В., З.Е.Р.., УФМС России по РБ в г. Межгорье о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учёта. Иск мотивирован тем, что Закиреву Р.Р., как работнику ЮУГПЗ, было предоставлено для временного проживания в бесплатное пользование служебное жилое помещение лесного кордона с надворными постройками, расположенное в квартале № 173 Бердагуловского лесничества ЮУГПЗ. Ордер на вселение в служебное жилое помещение ему не выдавался, договор найма не заключался. Здание служебного лесного кордона (объект недвижимости) является собственностью Российской Федерации на основании распоряжения от ... №... Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Башкортостан и закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник». В Реестре федерального имущества здание служебного лесного кордона зарегистрировано за №... от ..., свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления серии №... №... выдано заповеднику .... Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2012 года №1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» к объектам лесной инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях (заповедниках) отнесены, в том числе, служебные кордоны со вспомогательными сооружениями (временные жилые и хозяйственные строения для должностных лиц особо охраняемых природных территорий и опытных охотничьих хозяйств). С ... Закиев Р.Р. не является работником заповедника, но служебное жилое помещение лесного кордона добровольно не освободил, продолжает им незаконно пользоваться. Закиев P.P. препятствует владельцу здания и помещений служебного лесного кордона - ФГБУ «ЮУГПЗ» в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения переданным ему на праве оперативного управления федеральным имуществом. В связи с тем, что гр. закиев Р.Р. не является работником заповедника с ... года, его пребывание на территории ФГБУ «ЮУГПЗ» и пользование им служебными помещениями лесного кордона, а также препятствование владельцу недвижимого имущества - заповеднику в праве владения федеральным имуществом является незаконным. Разрешение на пребывание на территории заповедника гр. Закиев Р.Р.. не имеет, и его нахождение на территории заповедника является грубым нарушением требований п.5 ст.8 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому «пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников». Закиев Р.Р. к категории лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений и указанных в ч.2 ст. 103 ЖК РФ не относится. Закиев Р.Р. осуществил незаконную постройку из бруса (пристрой). ... Закиеву Р.Р. выдано уведомление о выселении из жилого помещения в течение двух недель, которое до настоящего времени в добровольном порядке не исполнено, поэтому истец просит суд выселить Закиева Р.Р. из служебного жилого помещения, прекратить его право пользования служебным жилым помещением и снять с регистрационного учёта его самого, Коробову О.В. - бывшую жену Закиева Р. Р., а также его сына - З.Е.Р.
В отзыве на исковое заявление третье лицо Министерство природных ресурсов РФ указало, что постановлением Администрации Белорецкого района Республики Башкортостан от ... №... жилые помещения в Бердагуловском лесничестве, кордон в квартале №..., урочище «Кальтаса» признаны служебными. Распоряжением Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан от ... №... спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» спорное жилое помещение в реестре федерального имущества зарегистрировано за №... от ..., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления №... от .... Таким образом, спорное жилое помещение отнесено в установленном порядке к служебным жилым помещениям. Полагают, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В отзыве на исковое заявление третье лицо Территориальное управление Росимущества в РБ указало, что спорное жилое помещение может быть предоставлено при наличии трудовых отношений с ЮУГПЗ, путем заключения договора найма специализированного жилого помещения, тогда как информация о наличии такого договора между истцом и ответчиком отсутствует.
Ответчики Закиев Р.Р., Коробова О.В., З.Е.Р. на судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, от Закиева Р.Р. и Коробовой О.В. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. Представители третьих лиц Территориального управления Росимущества в РБ, Министерства природных ресурсов РФ и УФМС России по РБ в г.Межгорье на судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, Территориальное управление Росимущества в РБ и УФМС России по РБ просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие названных лиц.
В судебном заседании представители истца Латыпова З.К., Михайлов С.В., Байрамгалин А.Х. исковое заявление поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить; представитель ответчика Закиева Р.Р. - Фархтдинов Р.Т., прокурор Папышева Е.С., представитель органа опеки и попечительства Беззубова О.П. просили оставить исковое заявление без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 ГК РФ закреплено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В силу ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В силу ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как установлено ч.1 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
Согласно ч.4 ст.83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: 1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; 2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; 4) использования жилого помещения не по назначению.
В силу ч.ч.1, 2 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Приведенные положения действующего жилищного законодательства коррелируют с положениями раннее действовавшего законодательства, в частности:
Согласно ст.101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно ст.106 ЖК РСФСР, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Согласно ст.107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» закреплено, что особо охраняемые природные территории - есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Как указано Конституционным Судом РФ в определении от 05.10.2011 г. №1419-О-О федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", согласно его преамбуле, направлен на сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. В этих целях он закрепляет определенного рода ограничения и требования для проживания и пребывания на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками таких заповедников или соответствующими должностными лицами (пункты 3 - 5 статьи 9), что предполагает намерение законодателя сократить возможность нахождения на данной территории посторонних лиц, не имеющих трудовых и служебных обязанностей в сфере охраны и защиты окружающей среды и природных ресурсов.
В силу ч.5 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ, государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно ст.6 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ, государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
В соответствии с ч.ч.1, 5 ст.9 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено следующее - настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу ст.58 данного Федерального закона, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 17.02.2004 года №149 «Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Южно-Уральский государственный природный заповедник», данное положение утверждено в целях реализации задач и функций в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, установленных Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726.
Данным положением установлено следующее:
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, в соответствии с Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48.
1.2. Южно-Уральский государственный природный заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем Южного Урала.
3.1. Заповедник образован в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 487-152 от 19 июня 1978 г., Постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 9 октября 1978 г. N 510, Приказами Гослесхоза от 27 ноября 1978 г. N 157, Минлесхоза РСФСР от 27 апреля 1979 г. N 160 и Минлесхоза Башкирской АССР от 1 июня 1979 г. N 81.
3.2. Заповедник расположен на территории Белорецкого района Республики Башкортостан и Катав-Ивановского района Челябинской области. В границах заповедника находится закрытое административно-территориальное образование г. Межгорье.
Границы заповедника установлены в соответствии с Приказом Минлесхоза Башкирской АССР от 1 июня 1979 г. N 81, Постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 15 июля 1980 г. N 357, Приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от 22 января 1997 г. N 4 и распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 3 декабря 1997 г. N 5-70р. Общая площадь заповедника составляет 252824 га, из них в пределах Белорецкого района Республики Башкортостан - 209027 га, в пределах ЗАТО - города Межгорье - 19429 га, в пределах Катав-Ивановского района Челябинской области - 24368 га.
3.3. На прилегающих к территориям заповедника участках земли и водного пространства в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
5.2. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории заповедника, предоставлены заповеднику в постоянное (бессрочное) пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Их изъятие либо иное прекращение прав заповедника на них запрещается.
5.3. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедника полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
6.1. На всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:
- строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника;
- загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором;
- иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
6.6. Пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.
В соответствии с пунктом 13 Устава Федерального государственного учреждения «Южно-Уральский государственный природный заповедник», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 25.05.2011 года №478, земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории Южно-Уральского государственного природного заповедника, предоставляются учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Их изъятие или иное прекращение прав Учреждения на них запрещается. Земельные участки в границах заповедника, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Согласно п.40 данного Устава, имущество учреждения, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества или переданное на праве оперативного управления, является федеральной собственностью. Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как установлено судом, Закиев Р.Р. с ... по ... работал в Бердагуловском лесничестве Южно-Уральского государственного природного заповедника в должности лесника.
В соответствии с ранее действовавшем п.41 Положения о государственной лесной охране СССР, утвержденного постановлением Совмина ССС от ... года №№... в ... году Закиеву Р.Р. было предоставлено для временного проживания в связи с его работой лесником в бесплатное пользование находящиеся на кордоне здание лабораторного корпуса с гостиничной, а также надворные постройки, расположенные в лесу в квартале №173 Бердагуловском лесничестве Южно-Уральского государственного природного заповедника.
Ордер на вселение в служебное помещение лесного кордона не выдавался, договоры найма с ним не заключались, между тем Закиев Р.Р. до настоящего времени предоставленное ему помещение не освободил и продолжаем им пользоваться.
Распоряжением от 15.09.2001 года №355 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Башкортостан за ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» закреплено на праве оперативного управления здание названного лесного кордона, и зарегистрировано ... в реестре федерального имущества за №..., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления ....
Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 г. №1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» к объектам лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях: отнесены, в том числе, служебные кордоны со вспомогательными сооружениями (временные жилые и хозяйственные строения для должностных лиц особо охраняемых природных территорий и опытных охотничьих хозяйств).
Таким образом, ввиду прямого указания закона служебные кордоны являются служебными жилыми помещениями.
... истцом Закиеву Р.Р. направлено уведомление о выселении из жилого помещения, которое ответчиком не исполнено.
Согласно акту обследования технического состояния здания лабораторного корпуса с гостиничной комнатой ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник», расположенного в квартале 173 выд.22 Бердагуловского участкового лесничества, обнаружены следующие изменения конструкции здания: возведен вместо навеса входной части самовольно пристрой к зданию на бетонном фундаменте из деревянного бруса внутренней площадью 17,2 кв.м.; увеличен размер второго этажа; незаконно на территории лесфонда устроена канализация для жидких нечистот от туалета; незаконно на берегу р.Калтаса установлена будка для водонапорного насоса для подачи воды в здание лабораторного корпуса, на берегу р.Калмаса построены дополнительно баня и пруд.
Довод о том, что решение Межгорьевского городского суда от ..., является вступившим в законную силу решением суда, принятом по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Так, настоящее исковое заявление к Закиеву Р.Р., Коробовой О.В., З.Е.Р. обосновано в том числе возведением ответчиком незаконного пристроя из бруса к предоставленному Закиеву Р.Р.помещению, вследствие чего положения абзаца 3 ст.220 ГПК РФ при рассмотрении настоящего искового заявления применению не подлежат.
Между тем, согласно п.14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан: обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования, а также соблюдать требования пункта 6 настоящих Правил; не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка.
Согласно п.6 названных Правил, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Как установлено судом, что не оспаривается ответчиками, вышеуказанные изменения конструкции спорного помещения внесены без какого-либо документального оформления внесенных изменений, наличие надлежащего согласия ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» на внесение указанных изменений судом не установлено.
Кроме того, незаконно устроенная канализация на территории кордона, а также иные изменения, внесенные в конструкцию спорного помещения, указывают на нарушение экологических требований законодательства.
Так, в соответствии с вышеуказанным Положением о федеральном государственном учреждении «Южно-Уральский государственный природный заповедник», на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: строительство зданий и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника; загрязнение территории бытовыми отходами и мусором; иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
Тот факт, что договор найма специализированного жилого помещения с кем-либо из ответчиков не заключен не свидетельствует о неприменении названных Правил, поскольку обязанность по их соблюдению установлена законом.
Кроме того, отсутствие у кого-либо из ответчиков заключенного договора найма жилого помещения не позволяет суду установить каких-либо законных оснований у ответчиков для пользования спорным помещением.
Довод о том, что ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» не является надлежащим истцом при рассмотрении настоящих исковых требований, суд считает необоснованным, поскольку право истца на оперативное управление жилым помещением в Бердагуловском лесничестве, кордон в квартале №..., подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от ... № ....
Также сведения о принадлежности квартала 173 Бердагуловского лесничества Южно-Уральскому государственному природному заповеднику отражены в Положении о федеральном государственном учреждении «Южно-Уральский государственный природный заповедник».
Доводы, сводящиеся к ненадлежащему оформлению правоустанавливающих документов на спорное помещение, суд считает неубедительными, поскольку у суда не возникает сомнений в принадлежности спорного помещения и нахождении его в оперативном управлении у надлежащего лица.
Не может суд согласиться и с суждением о пропуске истцом срока исковой давности, так как возникшие между сторонами спорные отношения являются длящимися.
При рассмотрении настоящего гражданского дела, учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований у Закиева Р.Р. для пользования спорным помещением и нахождения на территории природного заповедника.
Закиев Р.Р. и Коробова О.В., при рассмотрении настоящего гражданского дела, показали, что они оба продолжают проживать по адресу г.Межгорье, .... Также ответчиками не отрицается факт проживания вместе с ними их несовершеннолетнего сына З.Е.Р.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В ходе рассмотрения искового заявления ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» судом не установлено наличие у ответчиков иного недвижимого имущества, в связи с чем суд считает необходимым сохранить за Закиевым Р.Р. право пользования служебным жилыми помещениями лесного кордона, до ..., после чего он подлежит выселению из служебного жилого помещения лесного кордона. Предоставленный срок суд считает достаточным для нахождения другого жилого помещения для проживания.
В соответствии с п.31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713, после вступления настоящего решения в законную силу и его исполнения в части выселения ответчика из жилого помещения, регистрирующий орган (УФМС РФ) обязан снять с регистрационного учета лиц прописанных в жилом помещении.
Согласно положениям ст.98 ГПК РФ с совершеннолетних ответчиков, являющихся родителями несовершеннолетнего ответчика, в пользу истца подлежит взысканию расходы по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Южно-Уральский государственный природный заповедник» удовлетворить частично.
Сохранить за Закиевым Р.Р. право пользования служебным жилыми помещениями лесного кордона, расположенного по адресу: РБ ... ЗАТО г.Межгорье ... до ..., после чего Закиев Р.Р. подлежит выселению из служебного жилого помещения лесного кордона, расположенного по адресу: РБ ... ЗАТО г.Межгорье ....
Снять с регистрации по адресу РБ ... ЗАТО г.Межгорье ... ЮУГПЗ Закиева Р. Р., Коробову О. В., З.Е.Р..
Взыскать с Закиева Р. Р. и Коробовой О. В. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Южно-Уральский государственный природный заповедник» судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально в размере ... рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан, через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Межгорье в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2016 года
Председательствующий судья: Р. Р. Сафин