Дело №2-145/2019
<номер>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 10 июня 2019 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Курочкиной Ю.Е.,
с участием представителя истца по доверенности – Брутской К.А., представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности – ФИО6, представителя ответчика министерства финансов <адрес> по доверенности – Ханенко Ю.Н., представителя губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, министерства строительства и архитектуры Амурской области по доверенности – Солдатовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарева Виталия Алексеевича к администрации <адрес>, министерству финансов <адрес>, министерству транспорта и строительства <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, <адрес> о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения,
У С Т А Н О В И Л :
Бондарев В.А. обратился в суд с иском к администрации <адрес>, министерству финансов <адрес>, министерству транспорта и строительства <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, <адрес> о взыскании социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, левый берег реки Зея, в размере 745 500 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур, на территории Усть-Ивановского сельского совета <адрес> был затоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, левый берег реки Зея, литер А. В результате наводнения пострадал дом, в котором он проживал совместно с членами своей семьи. Данное обстоятельство подтверждается решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Осенью 2014 года было произведено обследование жилого помещения с целью установления степени повреждения наводнением. Согласно акту обследования <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные повреждения свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта. Согласно заключению <номер> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией было установлен факт необходимости проведения капитального ремонта и было принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта. Решением суда по делу <номер> от ДД.ММ.ГГГГ было признано его право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, и он был включен в списки граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. В последующем, в декабре 2014 года, в администрации <адрес> ему было сообщено, что он включен в списки граждан получателей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, а также сформирован пакет документов, который направлен в Министерство строительства и архитектуры <адрес> для последующего осуществления выплат.
ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ администрации <адрес> <номер>, в котором указано, что на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ он включен в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайно ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, левый берег реки Зея, на общую площадь жилого помещения 149,1 кв.м., на сумму 745 500 рублей. Также дополнительно сообщено, что администрация <адрес> не обладает точной информацией о сроках предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт и что по мере поступления субвенции из областного бюджета в администрацию <адрес> будет предоставлена социальная выплата на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. Однако до настоящего времени выплаты в нарушение норм действующего законодательства не осуществлены. Просит суд взыскать с администрации <адрес> в его пользу социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, левый берег реки Зея, в размере 745 500 рублей. В связи с тем, что исковые требования связаны с необходимостью получения мер государственной поддержки в соответствии со ст. 112 ГПК РФ просит суд обратить решение к немедленному исполнению.
Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании представитель истца Брутская К.А. уточнила заявленные требования и просила взыскать с администрации Благовещенского района Амурской области в пользу Бондарева В.А. социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, левый берег реки Зея, в размере 745 500 рублей за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено <адрес>.
Истец Бондарев В.А. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца Брутская К.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении, дополнительно суду пояснила, что наводнение произошло в 2013 году, дом истца затоплен, комиссия признала жилье негодным на 50%, принято решение о выплате на капитальный ремонт, согласно постановлению Правительства РФ и действующим в 2015 году Правилам истец не включен в списки от июня 2015 года, решение суда от 2014 года не оспорено, право признано. В случае удовлетворения иска администрация может в регрессном порядке взыскать произведенную выплату с Российской Федерации, Бондарев признан пострадавшим, должен получить выплату, расчет требований произведен истцом исходя из размера 5 000 рублей на один квадратный метр.
Представитель ответчика администрации <адрес> Хоценко А.О. в судебном заседании пояснила, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку свою обязанность по направлению списков они выполнили.
Представитель ответчиков <адрес>, министерства строительства и архитектуры <адрес> - Солдатова К.А. в судебном заседании пояснила, что министерство строительства и архитектуры <адрес> - ненадлежащие ответчики, данные органы права истца не нарушали, напрямую с гражданами не работают, Бондарев не включен своевременно в списки от июня 2015 года администрацией <адрес>.
Представитель ответчика министерства финансов <адрес> – Ханенко Ю.Н. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в письменных возражениях, дополнительно суду пояснила, что денежные средства предусматривались для пострадавших, и поступали в виде межбюджетных трансферт в казну <адрес>, а затем пострадавшим гражданам. Просила в части требований заявленных к министерству финансов <адрес> отказать.
Ответчики Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Представитель истца - адвокат Тихонов В.В. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Третьи лица прокуратура <адрес>, администрация Усть-Ивановского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Бондарева В.А. по данному спору удовлетворены, на администрацию <адрес> возложена обязанность произвести Бондареву В.А. социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, левый берег реки Зея, лит. А, за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 <адрес> решение суда было приведено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> обратилась в Благовещенской районный суд <адрес> с заявлением об отсрочке до ДД.ММ.ГГГГ исполнения решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия в бюджете администрации денежных средств на исполнение указанного решения.
Определением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации <адрес> об отсрочке исполнения судебного акта удовлетворено частично, администрации <адрес> предоставлена отсрочка по исполнению решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> обратилась в Благовещенский районный суд <адрес> с заявлением о пересмотре решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по новым обстоятельствам.
В качестве нового обстоятельства администрация <адрес> указала на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-КГ16-33, в котором, по мнению администрации <адрес>, определено, что в связи с прекращением действия с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта», оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, по искам граждан, обратившимся в суд с требованиями о взыскании социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Определением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено по новым обстоятельствам, производство по делу возобновлено.
Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска Бондарева В.А. к администрации <адрес> Амурской, области, министерству финансов <адрес>, министерству транспорта и строительства <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в передаче кассационной жалобы ФИО2 на решение Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановленные по гражданскому делу по иску Бондарева Виталия Алексеевича к администрации <адрес>, министерству финансов <адрес>, министерству транспорта и строительства <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-КГ18-18 решение Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ – отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Благовещенский районный суд <адрес> (т. 2 л.д. 99-111).
При новом рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера (крупномасштабного наводнения на территории <адрес> в августе 2013 года, в том числе на территории Усть-Ивановского сельсовета <адрес>) был повреждён жилой дом с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, левый берег реки Зея, лит. А, в котором проживал Бондарев В.А.
Право собственности на указанный объект в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, <номер>.
Вместе с тем, из представленной по запросу суда Управлением Росреестра по <адрес> за исх. <номер> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 199-238) копии материалов дела правоустанавливающих документов, на жилой дом с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, Лит А, левый берег реки Зея, следует, что указанный объект недвижимости был приобретен Бондаревым В.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в составе комплекса некапитальных сборно-разборных деревянных конструкций (домиков) в количестве 23 штук (включая летнее некапитальное кафе площадью 74 кв.м.) и жилой домик сторожа капитальный одноэтажный, полезная площадь 149,1 кв.м., высота 2,5 м, фундамент - бетон, стены - брус, полы - дощатые. Имущество расположено по адресу: <адрес>, левый берег реки Зея, второе Владимировское озеро, бывшая база отдыха МПКП фирмы «Зенит», площадь земельного участка - 5,37 га.
В дальнейшем, при отчуждении Бондаревым В.А. указанного объекта недвижимости по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в пользу сына Бондарева Алексея Витальевича, земельный участок был учтен под кадастровым номером <номер>, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: под базу отдыха, общая площадь 5,37 га, расположен по адресу: <адрес>, левый берег озера Владимировка; объект капитального строительства – жилой дом – под кадастровым номером <номер>, площадь 149,1 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, база отдыха «Метехи», <адрес>.
Актом обследования и заключением межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был зафиксирован факт необходимости проведения капитального ремонта этого жилого дома.
Представленной стороной истца фототаблицей, договором строительного подряда <номер> от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Инвестиционная строительная компания», сметой на ремонт дома на базе отдыха «Метехи» от ДД.ММ.ГГГГ, актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и квитанциями к приходным кассовым ордерам (т. 4 л.д. 5-26) дополнительно подтверждается затопление спорного жилого дома и его восстановление силами истца на сумму <данные изъяты> рублей.
Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу <номер>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за Бондаревым В.А. признано право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, левый берег реки Зея, лит. А. Судом постановлено включить Бондарева В.А. в списки граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт названного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Бондарев В.А. обратился в министерство строительства и архитектуры <адрес> с запросом о сроке предоставления ему социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения.
Письмом министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бондареву В.А. было сообщено, что администрацией <адрес> в министерство предоставлены списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сформированные по судебным решениям в пользу граждан, ранее не включённых в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>. В письме также указывалось на то, что отдельные решения судов содержат требования к муниципальным образованиям включить в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, пострадавших членов семьи собственника. В рамках мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, социальные выплаты на капитальный ремонт из федерального бюджета членам семьи собственников не предусмотрены.
ДД.ММ.ГГГГ Бондарев В.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просил сообщить ему о сроках предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, предусмотренной гражданам, пострадавшим от наводнения.
Из сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> на обращение Бондарева В.А. от ДД.ММ.ГГГГ №Б-136 следует, что на основании решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бондарев В.А. включен в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Левый берег <адрес>, Лит. А, на общую площадь 149,1 кв.м., на сумму 745 500 рублей. Данные списки администрацией <адрес> направлены в министерство строительства и архитектуры <адрес>. В связи с тем, что финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам, администрация <адрес> не обладает точной информацией о сроках предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт. По мере поступления субвенции из областного бюджета в администрацию <адрес>, Бондареву В.А. будет предоставлена социальная выплата на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., ФИО2 предоставлена не была.
Из материалов проверки, проведенной прокуратурой <адрес> по обращению Бондарева В.А. в 2016 году, имеющихся в материалах дела, следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> министерство строительства и архитектуры <адрес> уведомляет администрацию <адрес> о том, что ФИО2 не включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, поскольку отдельные решения суда содержат требования к муниципальная образованиям включить в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации пострадавших членов семьи собственников. В рамках мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года социальные выплаты на капитальный ремонт из федерального бюджета членам семьи собственников не предусмотрены (т. 3 л.д. 17 оборот, 18).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> министерство транспорта и строительства <адрес> уведомляет прокуратуру <адрес> о том, что в январе 2015 года в минстрой <адрес> администрацией <адрес> представлен список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, сформированные по судебным решениям в пользу граждан, в который на основании решения Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер> администрацией <адрес> был включен Бондарев В.А. Бондарев В.А. является членом семьи собственника Бондарева А.В., чье жилое помещение по адресу: <адрес>, лит. А Левый берег <адрес> признано пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением и нуждающимся в проведении капитального ремонта. Собственник жилого помещения имеет другое жилье, пригодное для проживания, в связи с чем, право на социальную выплату на капитальный ремонт у него отсутствует. Решение Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер> ДД.ММ.ГГГГ содержит требования к администрации <адрес> и администрации Усть-Ивановского сельсовета <адрес> и подлежит исполнению по общим правилам Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (т. 3 л.д. 11).
Согласно ответу на судебный запрос Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-СБ/05 (т. 2 л.д. 240-246), платежным поручением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках заключенного Соглашения иные межбюджетные трансферты министерству транспорта и строительства <адрес> были перечислены в объёме 60 424,1 тыс. рублей. Платежным поручением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ иные межбюджетные трансферты возвращены в доход федерального бюджета в полном объеме. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в адрес министерства транспорта и строительства <адрес> было направлено Уведомление по расчетам между бюджетами ДД.ММ.ГГГГ <номер>, подтверждающее наличие потребности субъектов Российской Федерации в использовании в 2016 году остатка использованных иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета. Платежным поручением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ остатки межбюджетных трансфертов в объеме подтвержденной потребности, а именно в размере 60 424,1 тыс. рублей были перечислены на счет министерства транспорта и строительства <адрес>.
Из письменных возражений, представленных министерством строительства и архитектуры <адрес>, следует, что субвенция предоставлялась за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету <адрес> в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. Главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции являлось министерство строительства и архитектуры <адрес> (в настоящее время министерство строительства и архитектуры <адрес>, ранее - минтрансстрой <адрес>). Реализация мероприятия по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся собственниками поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., и его финансирование завершилось в 2014 году (Приложение <номер> к ФЦП «Жилище»). В связи с этим <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта» с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу. При этом список граждан - получателей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, в который был включен ФИО1, поступил в адрес минтрансстроя <адрес> только в 2015 году. По результатам совещания, проведенного у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с пунктом 2.4. Протокола совещания ЮТ-П16-17пр Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), ряду других федеральных органов исполнительной власти, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, пострадавших от крупномасштабного наводнения в 2013 году, и Счетной палате Российской Федерации поручено сформировать окончательные списки граждан, признанных пострадавшими на основании судебных решений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях предоставления (строительства) им жилых помещений, проведения капитального ремонта. Во исполнение указанного поручения минтрансстроем <адрес> в адрес муниципальных образований был направлен запрос о предоставлении соответствующих списков граждан. В поступившем из администрации <адрес> списке гражданин Бондарев В.А. отсутствовал (письмо от ДД.ММ.ГГГГ <номер>). Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г (далее - Правила). Согласно пункту 1 Правил, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В целях реализации указанного постановления на территории <адрес> принимается <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О социальной поддержке граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес> на основании судебных решений» (далее - <адрес> <номер>-ОЗ) и постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт». В силу пункта 1 статьи <адрес> <номер>-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований области из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ между Минстроем России и <адрес> заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету <адрес> на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мер государственной поддержки на основании судебных решений. Приложением к указанному Соглашению является список граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены. Бондарев В.А. в данный список не был включен, так как указанные списки формировались в июне. Поскольку нормативные правовые акты, действующие в период с ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривали каких-либо сроков по осуществлению действий связанных с формированием списков граждан, его утверждением и направлением в уполномоченный федеральный орган, губернатором <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. <номер> в Минстрой России и письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. <номер> в Министерство финансов Российской Федерации были направлены списки граждан, сформированные в соответствии с судебными решениями по включению в списки граждан, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года (в том числе в один из списков вошел и ФИО2). Аналогичная информация поступала в Минстрой России письмом губернатора Амурской области от 29.03.2017 №01-4-1377 с приложением актуализированных списков граждан, в том числе в один из списков вошел и Бондарев В.А.
Кроме того, министерство строительства и архитектуры области не является надлежащим ответчиком в силу того, что министерство не имеет правоотношений с гражданами, претендующими на получение меры государственной поддержки и не осуществляет предоставление гражданам указанных выплат; государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт наделялись органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О социальной поддержке граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес> на основании судебных решений» министерство наделено правом координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; запрашивать у органов местного самоуправления информацию, документы, связанные с осуществлением государственных полномочий. В целях обеспечения надлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, министерство обязано оказывать органам местного самоуправления методическую, консультативную помощь в осуществлении этих полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. С учетом изложенного полагают, что требования Бондарева В.А. к министерству строительства и архитектуры <адрес> не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.
В силу ч. 1 ст. 6 указанного Федерального конституционного закона, вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Положение ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, действуя во взаимосвязи с предписанием части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», закрепляет правило об обязательности вступивших в законную силу постановлений судов, учрежденных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», тем самым данное законоположение направлено на обеспечение возможности реализации предусмотренного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-О).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.» предписано в соответствии с пунктом 31 части 2 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» направить бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству финансов Российской Федерации по подразделу «Резервные фонды» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов, в размере 502 994,2 тыс. рублей Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего на территории Дальневосточного федерального округа в августе - сентябре 2013 г., в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (пункт 2 постановления).
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г. (далее - Правила).
Указанные правила согласно их пункту 1 устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей и <адрес> в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в целях реализации прав граждан, за которыми на основании судебных решений, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признано право на меры социальной поддержки в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего на территории Дальневосточного федерального округа, Правительством Российской Федерации определён порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе <адрес>, иных межбюджетных трансфертов. Одним из условий предоставления трансфертов является наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья взамен утраченного жилья.
На территории субъекта Российской Федерации - <адрес> таким нормативным правовым актом является <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О социальной поддержке граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес> на основании судебных решений».
Статьей 2 названного закона определен порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт.
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется гражданам, включённым в список граждан, жилые помещения которых повреждены, признанных имеющими право на получение меры социальной поддержки в соответствии с судебными решениями, утверждённый губернатором <адрес> по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы (далее - список), являющийся приложением к соглашению о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов, заключённому между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и <адрес> в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> (часть 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано право Бондарева В.А. на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, расположенного по адресу: <адрес>, Лит. А, левый берег реки Зея; Бондарев В.А. администрацией <адрес> включен в списки граждан – получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, однако указанное решение суда министерством строительства и архитектуры <адрес>, являвшимся на момент спорных правоотношений главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции, в нарушение ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не исполнено. Бондарев В.А. самовольно исключен из списков получателей социальной выплаты указанным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, без обжалования данного судебного постановления в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке.
По этой причине Бондарев В.А. обратился в суд с настоящим иском, основанным на преюдициальном решении Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, последующее не включение истца в списки граждан, признанных пострадавшими на основании судебных решений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях предоставления (строительства) им жилых помещений, проведения капитального ремонта в соответствии с протоколом ЮТ-П16-17пр совещания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ при Заместителе Председателя Правительства Российской Федерации - полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе ФИО9, обусловленное объективными обстоятельствами принятия Благовещенским районным судом по настоящему иску решения только ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу по результатам апелляционного обжалования лишь ДД.ММ.ГГГГ, не имеет юридического значения.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Бондаревым В.А. исковых требований в части, с министерства строительства и архитектуры <адрес> в пользу Бондарева В.А., подлежит взысканию социальная выплата в размере 745 500 рублей на капитальный ремонт жилого дома с кадастровым номером <номер>, площадью 149,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, база отдыха «Метехи», <адрес>, ранее учтенного под кадастровым (условным) номером <номер> по адресу: <адрес>, Лит А, левый берег реки Зея, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>. В удовлетворении требований к остальным ответчикам надлежит отказать, как к непричастным к неисполнению вступившего в законную силу судебного постановления и не являющимся главным распорядителем средств областного бюджета на предоставление социальной выплаты пострадавшим от наводнения, предоставленных в виде целевой субвенции из федерального бюджета.
Поскольку судом удовлетворены исковые требования Бондарева В.А. к министерству строительства и архитектуры <адрес>, требования истца к администрации <адрес>, министерству финансов <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, <адрес> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бондарева Виталия Алексеевича к администрации <адрес>, министерству финансов <адрес>, министерству транспорта и строительства <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, <адрес> о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения – удовлетворить в части.
Взыскать с министерства строительства и архитектуры <адрес> (<данные изъяты> в пользу Бондарева Виталия Алексеевича, <данные изъяты>, социальную выплату в размере 745 500 (семьсот сорок пять тысяч пятьсот) рублей на капитальный ремонт жилого дома с кадастровым номером <номер>, площадью 149,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, база отдыха «Метехи», <адрес>, ранее учтенного под кадастровым (условным) номером <номер> по адресу: <адрес>, Лит А, левый берег реки Зея, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.