Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-424/2020 (2-6485/2019;) ~ М-6095/2019 от 11.10.2019

КОПИЯ

дело № 2-424/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,

при секретаре Вороновой Т.Д.,

с участием:

представителя процессуального истца Соловьевой О.И.,

представителя ответчика и третьего лица Чугаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Камчатского края в интересах Бауэр Анны Михайловны к рабочей группе по реализации в Камчатском крае ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» об оспаривании решения об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8), возложении обязанности восстановить на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с иском, с учетом уточнений, в интересах Бауэр А.М. к рабочей группе по реализации в Камчатском крае ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Рабочая группа) о признании решения Рабочей группы от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8) в отношении Бауэр А.М. незаконным, возложении обязанности в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Бауэр А.М. с составом семьи два человека (Бауэр А.М. и Бауэр Н.И.) на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учет 30.08.2000 года; признании Бауэр А.М. участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В обоснование своих исковых требований процессуальный истец указал, что пунктом 1 решения рабочей группы Бауэр А.М. в соответствии с подпунктом «а» и «в» пункта 22 Правил выпуска и реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 21.03.2006 г. № 153 (далее по тексту – Правила» отказано в признании ее участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» как несоответствующей требованиям подпункта «з» пункта 5 Правил, а также в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах.

Пунктом 2 решения № 5 в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879 (далее по тексту – Положение), решено снять Бауэр А.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

В соответствии с ответом на представление прокуратуры Камчатского края, требования прокуратуры о признании незаконным решения № 5 удовлетворены частично.

Согласно решению указанной Рабочей группы от 17.05.2019 г. № 8 часть 2 обжалуемого решения изложена в другой редакции, согласно которой Бауэр А.М. снята с учета на основании подпункта «и» пункта 21 Положения, в связи с изменением других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

При этом обоснованность применения данного подпункта при снятии Бауэр А.М. с соответствующего учета рабочей группой в указанном решении от 17.05.2019г. № 8 не приведена.

В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Камчатского края Соловьева О.И., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, с учётом их уточнений, по вышеизложенным основаниям.

Истец Бауэр А.М. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель ответчика и одновременно выступающая в качестве представителя третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по текст – Министерство) Чугаева Е.Н., действующая на основании доверенностей, указанные исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск, в которых указала и суду пояснила, что согласно информации из Пенсионного фонда РФ, полученной по каналам межведомственного взаимодействия, стаж работы Бауэр А.М. в районах Крайнего Севера на момент постановки на соответствующий учет составляет 14 лет 00 месяцев 02 дня, вместо требуемых 15 лет. Кроме того, в соответствии с копией поквартирной карточки, заявитель зарегистрирована по адресу: <адрес> 24.08.1988 года по настоящее время. Однако Бауэр А.М. представлен паспорт с отметкой о регистрации в данном жилом помещении с 08.10.1997 года по настоящее время. Таким образом, периоды регистрации заявителя в жилом помещении, указанные в поквартирной карточке, не соответствуют периодам регистрации, указанным в заверенной копии паспорта Бауэр А.М. На имя председателя Рабочей группы Первому-вице-губернатору Камчатского края 29.04.2019г. из прокуратуры Камчатского края поступило представление об устранении нарушений федерального законодательства (далее – Представление) по обращению Баэур Н.И. о несогласии с решением Рабочей группы от 11.04.2018 г. (протокол № 5), которое было рассмотрено на заседании Рабочей группы 17.05.2019г. (протокол № 8) с участием прокурора Камчатского края ФИО8 Требования прокуратуры, изложенные в Представлении, удовлетворены частично. Рабочая группа согласна с Представлением в части неправильного определения основания для снятия Бауэр А.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Принимая доводы Представления об отсутствии умышленных действий Бауэр А.М. при предоставлении документов, содержащих недостоверные сведения, Рабочая группа приняла решение о внесении изменения в формулировку решения от 11.04.2018г. (протокол ), изложив его в редакции: «В соответствии с подп. «и» п. 21 Положения о редакции и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, снять Баэур А.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с изменением других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета». Вместе с тем, 15.08.2019 года на имя председателя Рабочей группы Первому-вице-губернатору Камчатского края поступило обращение прокуратуры Камчатского края от 14.08.2019 г. №7/10-6988-2019 о несогласии с решением Рабочей группы от 17.05.2019 г. (протокол №8) и предложение повторно рассмотреть вопрос о восстановлении Бауэр А.М. на учете в качестве имеющего право на получение жилищных субсидий, выяснив факт нуждаемости семьи Бауэр в жилом помещении на момент постановки на учет. 22.08.2019 г. Вышеуказанное обращение прокуратуры Камчатского края рассмотрено на заседании Рабочей группы с участием прокурора Камчатского края Трухиной Ю.В. (протокол №13). В связи с тем, что порядок определения нуждаемости в улучшении жилищных условий Федеральным законом №125-ФЗ не предусмотрен, Рабочей группой было принято решение об оставлении в силе решения Рабочей группы от 17.05.2019 г. (протокол №8).

Представила также письменное мнение Министерства на иск, в которых указала и суду пояснила, что Министерство считало, что доводы истца о том, что Бауэр А.М. при выходе на пенсию в районах Крайнего Севера 26.11.1997 года, имея более 10 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера, приобрела право на получение жилищной субсидии согласно действующему на тот период времени законодательству, а именно Федеральному закону от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) являются несостоятельными по следующим основаниям. В связи с тем, что первоначальное обращение Бауэр А.М. зарегистрировано в августе 2000 года, на момент действия Федерального закона № 131-ФЗ, то требование к заявителям о пятнадцатилетнем стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является обязательным.

Таким образом, право на получение жилищных субсидий не было приобретено Бауэр А.М. в соответствии с ранее действующим законодательством. Кроме того, для определения юридически значимого факта, необходимо разделить следующие понятия «установления стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для определения правоспособности заявителя.

Ссылка на ст. 5 Федерального закона от 17.08.1996 г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году», которая устанавливает размер выделяемой гражданину жилищной субсидии, не может быть применима в рассматриваемых правоотношениях, поскольку действие Федерального закона от 17.08.1996 г №116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» не распространяется на правоотношения, возникшие в 2000 году у Бауэр А.М. с Государственным унитарным предприятием «Камчатская дирекция по строительству», на которое в этот период времени были возложены полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей рамках Федерального закона № 131-ФЗ. Считали исковые требования не подлежащими удовлетворению за необоснованностью.

Третье лицо Бауэр Н.И., привлеченный судом к участию в деле на стороне истца, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 года N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с нормами настоящего Федерального закона (далее по тексту – Федеральный закон от 25.10.2002 года № 125-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ (в редакции от 25.10.2002 года) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» регламентирован постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которым регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания (далее по тексту – Положение).

В соответствии с подп. «в» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Согласно подп. «и» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» регламентированы Правилами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 (далее по тексту – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).

Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (пп. «з»).

Согласно п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в

органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением соответствующих документов.

В соответствии с п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил (пп. «а»); недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (пп. «в»).

В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 года № 426-П «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту – Министерство) обеспечивает реализацию положений Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, а также постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2019 г. № 858 «Об изменении и признании утратившими силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» основное мероприятие переименовано в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ведомственная целевая программа).

На основании постановления Правительства Камчатского края от 13.04.2012 г. № 184-П образована рабочая группа по реализации в Камчатском крае ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в полномочия которой входят, в том числе, принятие решения о признании гражданина участником ведомственной целевой программы граждан, указанных в п.2-5 части 1.1. Положения; принятие решения об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы граждан, указанных в п. 2-5 части 1.1. Положения, принятие решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; рассмотрение заявлений и документов граждан по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности рабочей группы.

Приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 04.04.2018 N 224 утвержден Административный регламент по предоставлению Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по включению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Административный регламент).

В судебном заседании установлено, что 31.08.2000 года Бауэр А.М., 20.11.1947 года рождения организацией ГУП «Камчатская дирекция по строительству» принята и поставлена на учет граждан, проживающих в Камчатском крае, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории граждан «пенсионеры», составом семьи 2 человека: заявитель и супруг – Бауэр Н.И., 1946 года рождения.

05.03.2018 года Бауэр А.М. обратилась в Министерство с заявлением о включении её с составом семьи: супруг Бауэр Н.И., в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с приложением к нему необходимого пакета документов (л.д.62).

11.04.2018 года на заседании Рабочей группы, рассмотрев заявление и документы Бауэр А.М., было принято решение (протокол № 5) об отказе Бауэр А.М. в признании её участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как несоответствующей требованиям пп «з» п. 5 Правил, а также в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах (пп. «а» и «в» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов) (часть 1 решения) и снятии её с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений (пп. «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) (часть 2 решения).

Основаниями для принятия данного решения явилось наличие стажа работы Бауэр А.М. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент постановки на соответствующий учет – 14 лет 00 месяцев 02 дня, а также несоответствие периодов регистрации Бауэр А.М. по адресу: <адрес>, указанным в копии поквартирной карточки - с 24.08.1988 года по настоящее время и в копии паспорта - с 08.10.1997 года по настоящее время.

Не согласившись с принятым решением Рабочей группы, Бауэр А.М. обратилась с заявлением в прокуратуру Камчатского края, по рассмотрению которого на имя председателя Рабочей группы 29.04.2019 года было направлено Представление об устранении федерального законодательства.

11.04.2018 года рассмотрев на заседании данное Представление с участием представителя прокурора Камчатского края, Рабочей группой было принято решение (протокол № 8) о частичном изменении формулировки решения от 11.04.2018 года (протокол № 5) в части 2 решения, а именно: пп. «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заменен на пп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и, изложен в следующей редакции: «снять Бауэр А.М. с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с изменением других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета».

В связи с этим, 15.08.2019 года на имя председателя Рабочей группы поступило обращение прокуратуры Камчатского края от 14.08.2019 года о несогласии с решением Рабочей группы от 17.05.2019 года (протокол № 8) и предложение повторно рассмотреть вопрос о восстановлении Бауэр А.М. на учёте в качестве имеющей право на получение жилищных субсидий, выяснив факт нуждаемости семьи Бауэр в жилом помещении на момент постановки на учёт, на которое был направлен письменный ответ от 26.08.2019 года за № 20.19-2647-05 об оставлении в силе решения Рабочей группы от 17.05.2019 года (протокол № 8) в части снятия Бауэр А.М. с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с пп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, мотивируя отсутствием у Бауэр А.М. необходимого пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера (л.д.27-28,29-30).

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Основанием для обращения с настоящим иском процессуального истца в интересах Бауэр А.М. послужило несогласие с принятым решением Рабочей группы от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения Рабочей группы от 17.05.2019 года № 8), в связи с тем, что в период с 25.03.1982 года по 26.03.1996 года Бауэр А.М. осуществляла трудовую деятельность, 30.11.1997 года ей была назначена пенсия по старости, 31.08.2000 года поставлена на учёт по категории «пенсионер» уполномоченным органом в отсутствие необходимого трудового стажа.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ (в редакции от 25.10.2002 года), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).

Из материалов дела следует, что с 25.03.1982 года по 26.03.1996 года Бауэр А.М., 20.11.1947 года рождения, осуществляла трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, и трудовой стаж её составил 14 лет 00 месяцев 02 дня (л.д.33-36, 69).

С 30.11.1997 года Бауэр А.М. назначена пенсия по старости (л.д.37).

Из копии поквартирной карточки по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> Бауэр А.М. значится зарегистрированной с 24.08.1988 года по настоящее время (л.д.38). Наличие регистрации в населенных пунктах, не отнесенных к районам Крайнего Севера, в ходе судебного разбирательства установлено не было.

Возражая против исковых требований, представитель ответчика и третьего лица Чугаева Е.Н. в судебном заседании указала, что в 2008 году ГУП «Камчатская дирекция по строительству» передало в Министерство учётные дела и списки граждан, состоящих на учёте как имеющие право на получение жилищных субсидий, в том числе и в отношении истца, в учётном деле истца находился весь необходимый пакет документов, который был сформирован на основании постановления Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года, но в какой форме выдавались выплаты, сказать не может, поскольку механизм государственного жилищного сертификата и порядок его предоставления был образован и закреплен законодательно только с 2006 года. Для получения этого сертификата граждане с 2006 года признавались участниками подпрограммы «Жилище 2002-2010гг.», «Жилище 2010-2015гг.», потом эта подпрограмма была переименована в основное мероприятие и далее в ведомственную целевую программу. Бауэр А.М. для участия в этой программе обратилась только в 2018 году. Указала, что на дату постановки Бауэр А.М. на учёт требовалось наличие 15 летнего трудового стажа, что явилось основанием для её снятия с учёта.

С данной позицией ответчика, суд не может согласиться, по следующим основаниям.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан С. и Х.» часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Бауэр А.М. право на получение жилищной субсидии приобрела в 1992 году, поскольку в тот период времени стаж её работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет, и с 30.08.2000 года по 11.04.2018 года в категории граждан «пенсионер» состояла на учёте на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на который была поставлена уполномоченным органом, признавшей за Бауэр А.М. право состоять на данном учёте.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка Бауэр А.М. на учёт на получение жилищных субсидий после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате ею такого права.

В связи с этим, предъявлять истцу, принятой и поставленной в категории граждан «пенсионер» на указанный учёт требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд считает недопустимым, противоречащим основам конституционного строя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения Рабочей группы об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8) в отношении Бауэр А.М.

Соответственно, Бауэр А.М. с составом семьи 2 человека (Бауэр А.М. и Бауэр Н.И.) подлежит восстановлению на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт 30.08.2000 года с признанием её участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, для восстановления Бауэр А.М. на указанном учёте.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования первого заместителя прокурора Камчатского края в интересах Бауэр Анны Михайловны удовлетворить.

Признать решение рабочей группы по реализации в Камчатском крае основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8) в отношении Бауэр Анны Михайловны незаконным.

Обязать рабочую группу по реализации в Камчатском крае ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Бауэр Анну Михайловну составом семьи 2 человека (Бауэр Анна Михайловна и Бауэр Николай Иванович) на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт 30.08.2000 года.

Признать Бауэр Анну Михайловну участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 июля 2020 года.

Судья Г.А. Липкова

подлинник решения суда находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края № 2-424/2020

УИД № 41RS0001-01-2019-012812-15

2-424/2020 (2-6485/2019;) ~ М-6095/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель прокурора КК государственный советник юстиции 3 класса Щербаков А.А в интересах Бауэр Анны Михайловны
Ответчики
Рабочая группа по реализации в КК ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг "
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики КК
Бауэр Николай Иванович
администрация Мильковского сельского поселения
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
Судья
Липкова Галина Анатольевна
Дело на странице суда
p-kamchatsky--kam.sudrf.ru
11.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2019Передача материалов судье
16.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2019Предварительное судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.04.2020Судебное заседание
23.06.2020Производство по делу возобновлено
23.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Дело оформлено
04.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее