КОПИЯ
дело № 2-424/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,
при секретаре Вороновой Т.Д.,
с участием:
представителя процессуального истца Соловьевой О.И.,
представителя ответчика и третьего лица Чугаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Камчатского края в интересах Бауэр Анны Михайловны к рабочей группе по реализации в Камчатском крае ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» об оспаривании решения об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8), возложении обязанности восстановить на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с иском, с учетом уточнений, в интересах Бауэр А.М. к рабочей группе по реализации в Камчатском крае ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Рабочая группа) о признании решения Рабочей группы от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8) в отношении Бауэр А.М. незаконным, возложении обязанности в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Бауэр А.М. с составом семьи два человека (Бауэр А.М. и Бауэр Н.И.) на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учет 30.08.2000 года; признании Бауэр А.М. участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В обоснование своих исковых требований процессуальный истец указал, что пунктом 1 решения рабочей группы Бауэр А.М. в соответствии с подпунктом «а» и «в» пункта 22 Правил выпуска и реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 21.03.2006 г. № 153 (далее по тексту – Правила» отказано в признании ее участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» как несоответствующей требованиям подпункта «з» пункта 5 Правил, а также в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах.
Пунктом 2 решения № 5 в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879 (далее по тексту – Положение), решено снять Бауэр А.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
В соответствии с ответом на представление прокуратуры Камчатского края, требования прокуратуры о признании незаконным решения № 5 удовлетворены частично.
Согласно решению указанной Рабочей группы от 17.05.2019 г. № 8 часть 2 обжалуемого решения изложена в другой редакции, согласно которой Бауэр А.М. снята с учета на основании подпункта «и» пункта 21 Положения, в связи с изменением других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
При этом обоснованность применения данного подпункта при снятии Бауэр А.М. с соответствующего учета рабочей группой в указанном решении от 17.05.2019г. № 8 не приведена.
В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Камчатского края Соловьева О.И., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, с учётом их уточнений, по вышеизложенным основаниям.
Истец Бауэр А.М. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, о причинах неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель ответчика и одновременно выступающая в качестве представителя третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по текст – Министерство) Чугаева Е.Н., действующая на основании доверенностей, указанные исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск, в которых указала и суду пояснила, что согласно информации из Пенсионного фонда РФ, полученной по каналам межведомственного взаимодействия, стаж работы Бауэр А.М. в районах Крайнего Севера на момент постановки на соответствующий учет составляет 14 лет 00 месяцев 02 дня, вместо требуемых 15 лет. Кроме того, в соответствии с копией поквартирной карточки, заявитель зарегистрирована по адресу: <адрес> 24.08.1988 года по настоящее время. Однако Бауэр А.М. представлен паспорт с отметкой о регистрации в данном жилом помещении с 08.10.1997 года по настоящее время. Таким образом, периоды регистрации заявителя в жилом помещении, указанные в поквартирной карточке, не соответствуют периодам регистрации, указанным в заверенной копии паспорта Бауэр А.М. На имя председателя Рабочей группы Первому-вице-губернатору Камчатского края 29.04.2019г. из прокуратуры Камчатского края поступило представление об устранении нарушений федерального законодательства (далее – Представление) по обращению Баэур Н.И. о несогласии с решением Рабочей группы от 11.04.2018 г. (протокол № 5), которое было рассмотрено на заседании Рабочей группы 17.05.2019г. (протокол № 8) с участием прокурора Камчатского края ФИО8 Требования прокуратуры, изложенные в Представлении, удовлетворены частично. Рабочая группа согласна с Представлением в части неправильного определения основания для снятия Бауэр А.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Принимая доводы Представления об отсутствии умышленных действий Бауэр А.М. при предоставлении документов, содержащих недостоверные сведения, Рабочая группа приняла решение о внесении изменения в формулировку решения от 11.04.2018г. (протокол №), изложив его в редакции: «В соответствии с подп. «и» п. 21 Положения о редакции и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, снять Баэур А.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с изменением других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета». Вместе с тем, 15.08.2019 года на имя председателя Рабочей группы Первому-вице-губернатору Камчатского края поступило обращение прокуратуры Камчатского края от 14.08.2019 г. №7/10-6988-2019 о несогласии с решением Рабочей группы от 17.05.2019 г. (протокол №8) и предложение повторно рассмотреть вопрос о восстановлении Бауэр А.М. на учете в качестве имеющего право на получение жилищных субсидий, выяснив факт нуждаемости семьи Бауэр в жилом помещении на момент постановки на учет. 22.08.2019 г. Вышеуказанное обращение прокуратуры Камчатского края рассмотрено на заседании Рабочей группы с участием прокурора Камчатского края Трухиной Ю.В. (протокол №13). В связи с тем, что порядок определения нуждаемости в улучшении жилищных условий Федеральным законом №125-ФЗ не предусмотрен, Рабочей группой было принято решение об оставлении в силе решения Рабочей группы от 17.05.2019 г. (протокол №8).
Представила также письменное мнение Министерства на иск, в которых указала и суду пояснила, что Министерство считало, что доводы истца о том, что Бауэр А.М. при выходе на пенсию в районах Крайнего Севера 26.11.1997 года, имея более 10 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера, приобрела право на получение жилищной субсидии согласно действующему на тот период времени законодательству, а именно Федеральному закону от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) являются несостоятельными по следующим основаниям. В связи с тем, что первоначальное обращение Бауэр А.М. зарегистрировано в августе 2000 года, на момент действия Федерального закона № 131-ФЗ, то требование к заявителям о пятнадцатилетнем стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является обязательным.
Таким образом, право на получение жилищных субсидий не было приобретено Бауэр А.М. в соответствии с ранее действующим законодательством. Кроме того, для определения юридически значимого факта, необходимо разделить следующие понятия «установления стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для определения правоспособности заявителя.
Ссылка на ст. 5 Федерального закона от 17.08.1996 г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году», которая устанавливает размер выделяемой гражданину жилищной субсидии, не может быть применима в рассматриваемых правоотношениях, поскольку действие Федерального закона от 17.08.1996 г №116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» не распространяется на правоотношения, возникшие в 2000 году у Бауэр А.М. с Государственным унитарным предприятием «Камчатская дирекция по строительству», на которое в этот период времени были возложены полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей рамках Федерального закона № 131-ФЗ. Считали исковые требования не подлежащими удовлетворению за необоснованностью.
Третье лицо Бауэр Н.И., привлеченный судом к участию в деле на стороне истца, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 года N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с нормами настоящего Федерального закона (далее по тексту – Федеральный закон от 25.10.2002 года № 125-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ (в редакции от 25.10.2002 года) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» регламентирован постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которым регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания (далее по тексту – Положение).
В соответствии с подп. «в» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Согласно подп. «и» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» регламентированы Правилами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 (далее по тексту – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).
Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (пп. «з»).
Согласно п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в
органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением соответствующих документов.
В соответствии с п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил (пп. «а»); недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (пп. «в»).
В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 года № 426-П «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту – Министерство) обеспечивает реализацию положений Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, а также постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2019 г. № 858 «Об изменении и признании утратившими силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» основное мероприятие переименовано в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ведомственная целевая программа).
На основании постановления Правительства Камчатского края от 13.04.2012 г. № 184-П образована рабочая группа по реализации в Камчатском крае ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в полномочия которой входят, в том числе, принятие решения о признании гражданина участником ведомственной целевой программы граждан, указанных в п.2-5 части 1.1. Положения; принятие решения об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы граждан, указанных в п. 2-5 части 1.1. Положения, принятие решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; рассмотрение заявлений и документов граждан по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности рабочей группы.
Приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 04.04.2018 N 224 утвержден Административный регламент по предоставлению Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по включению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Административный регламент).
В судебном заседании установлено, что 31.08.2000 года Бауэр А.М., 20.11.1947 года рождения организацией ГУП «Камчатская дирекция по строительству» принята и поставлена на учет граждан, проживающих в Камчатском крае, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории граждан «пенсионеры», составом семьи 2 человека: заявитель и супруг – Бауэр Н.И., 1946 года рождения.
05.03.2018 года Бауэр А.М. обратилась в Министерство с заявлением о включении её с составом семьи: супруг Бауэр Н.И., в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с приложением к нему необходимого пакета документов (л.д.62).
11.04.2018 года на заседании Рабочей группы, рассмотрев заявление и документы Бауэр А.М., было принято решение (протокол № 5) об отказе Бауэр А.М. в признании её участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как несоответствующей требованиям пп «з» п. 5 Правил, а также в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах (пп. «а» и «в» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов) (часть 1 решения) и снятии её с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений (пп. «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) (часть 2 решения).
Основаниями для принятия данного решения явилось наличие стажа работы Бауэр А.М. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент постановки на соответствующий учет – 14 лет 00 месяцев 02 дня, а также несоответствие периодов регистрации Бауэр А.М. по адресу: <адрес>, указанным в копии поквартирной карточки - с 24.08.1988 года по настоящее время и в копии паспорта - с 08.10.1997 года по настоящее время.
Не согласившись с принятым решением Рабочей группы, Бауэр А.М. обратилась с заявлением в прокуратуру Камчатского края, по рассмотрению которого на имя председателя Рабочей группы 29.04.2019 года было направлено Представление об устранении федерального законодательства.
11.04.2018 года рассмотрев на заседании данное Представление с участием представителя прокурора Камчатского края, Рабочей группой было принято решение (протокол № 8) о частичном изменении формулировки решения от 11.04.2018 года (протокол № 5) в части 2 решения, а именно: пп. «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заменен на пп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и, изложен в следующей редакции: «снять Бауэр А.М. с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с изменением других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета».
В связи с этим, 15.08.2019 года на имя председателя Рабочей группы поступило обращение прокуратуры Камчатского края от 14.08.2019 года о несогласии с решением Рабочей группы от 17.05.2019 года (протокол № 8) и предложение повторно рассмотреть вопрос о восстановлении Бауэр А.М. на учёте в качестве имеющей право на получение жилищных субсидий, выяснив факт нуждаемости семьи Бауэр в жилом помещении на момент постановки на учёт, на которое был направлен письменный ответ от 26.08.2019 года за № 20.19-2647-05 об оставлении в силе решения Рабочей группы от 17.05.2019 года (протокол № 8) в части снятия Бауэр А.М. с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с пп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, мотивируя отсутствием у Бауэр А.М. необходимого пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера (л.д.27-28,29-30).
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Основанием для обращения с настоящим иском процессуального истца в интересах Бауэр А.М. послужило несогласие с принятым решением Рабочей группы от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения Рабочей группы от 17.05.2019 года № 8), в связи с тем, что в период с 25.03.1982 года по 26.03.1996 года Бауэр А.М. осуществляла трудовую деятельность, 30.11.1997 года ей была назначена пенсия по старости, 31.08.2000 года поставлена на учёт по категории «пенсионер» уполномоченным органом в отсутствие необходимого трудового стажа.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ (в редакции от 25.10.2002 года), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).
Из материалов дела следует, что с 25.03.1982 года по 26.03.1996 года Бауэр А.М., 20.11.1947 года рождения, осуществляла трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, и трудовой стаж её составил 14 лет 00 месяцев 02 дня (л.д.33-36, 69).
С 30.11.1997 года Бауэр А.М. назначена пенсия по старости (л.д.37).
Из копии поквартирной карточки по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> Бауэр А.М. значится зарегистрированной с 24.08.1988 года по настоящее время (л.д.38). Наличие регистрации в населенных пунктах, не отнесенных к районам Крайнего Севера, в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Возражая против исковых требований, представитель ответчика и третьего лица Чугаева Е.Н. в судебном заседании указала, что в 2008 году ГУП «Камчатская дирекция по строительству» передало в Министерство учётные дела и списки граждан, состоящих на учёте как имеющие право на получение жилищных субсидий, в том числе и в отношении истца, в учётном деле истца находился весь необходимый пакет документов, который был сформирован на основании постановления Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года, но в какой форме выдавались выплаты, сказать не может, поскольку механизм государственного жилищного сертификата и порядок его предоставления был образован и закреплен законодательно только с 2006 года. Для получения этого сертификата граждане с 2006 года признавались участниками подпрограммы «Жилище 2002-2010гг.», «Жилище 2010-2015гг.», потом эта подпрограмма была переименована в основное мероприятие и далее в ведомственную целевую программу. Бауэр А.М. для участия в этой программе обратилась только в 2018 году. Указала, что на дату постановки Бауэр А.М. на учёт требовалось наличие 15 летнего трудового стажа, что явилось основанием для её снятия с учёта.
С данной позицией ответчика, суд не может согласиться, по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан С. и Х.» часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Бауэр А.М. право на получение жилищной субсидии приобрела в 1992 году, поскольку в тот период времени стаж её работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет, и с 30.08.2000 года по 11.04.2018 года в категории граждан «пенсионер» состояла на учёте на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на который была поставлена уполномоченным органом, признавшей за Бауэр А.М. право состоять на данном учёте.
Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка Бауэр А.М. на учёт на получение жилищных субсидий после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате ею такого права.
В связи с этим, предъявлять истцу, принятой и поставленной в категории граждан «пенсионер» на указанный учёт требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд считает недопустимым, противоречащим основам конституционного строя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения Рабочей группы об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8) в отношении Бауэр А.М.
Соответственно, Бауэр А.М. с составом семьи 2 человека (Бауэр А.М. и Бауэр Н.И.) подлежит восстановлению на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт 30.08.2000 года с признанием её участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, для восстановления Бауэр А.М. на указанном учёте.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования первого заместителя прокурора Камчатского края в интересах Бауэр Анны Михайловны удовлетворить.
Признать решение рабочей группы по реализации в Камчатском крае основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 11.04.2018 года № 5 (в редакции решения рабочей группы от 17.05.2019 года № 8) в отношении Бауэр Анны Михайловны незаконным.
Обязать рабочую группу по реализации в Камчатском крае ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Бауэр Анну Михайловну составом семьи 2 человека (Бауэр Анна Михайловна и Бауэр Николай Иванович) на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт 30.08.2000 года.
Признать Бауэр Анну Михайловну участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02 июля 2020 года.
Судья Г.А. Липкова
подлинник решения суда находится в деле
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края № 2-424/2020
УИД № 41RS0001-01-2019-012812-15