56RS0030-01-2020-000941-73
№ 2-992/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2020 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре НазировойА.А.,
с участием:представителя истца Федосова С.Ю. , представителей ответчика Омельченко Л.В. , Новиковой Н.А. , представителя третьего лица Осина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ягофарова Р.З. к Войсковой части 58661, Министерству обороны РФ о взыскании заработной платы, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ягофаров Р.З. обратился в суд с иском к Войсковой части 58661, о взыскании заработной платы, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда. В своем исковом заявлении истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 58661 и Ягофаровым Р.З. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым он принят на работу в качестве <данные изъяты>
Трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГг. заключен на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ работодатель и работник пришли к соглашению на основании указания Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № и в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № изменить ппп.№ настоящего трудового договора «Условия оплаты труда», в связи, с увеличением должностных окладов установить с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад <данные изъяты> в месяц.
В соответствии с приказом № <данные изъяты> войсковой части 58661 (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ в связи с привлечением к работе в ночное время для обеспечения <данные изъяты> оплатить работу в ночное время в установленном порядке на основании ст.154 Трудового кодекса Российской Федерации нижепоименованным <данные изъяты> Ягофарову Р.З. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 154 Трудового кодекса РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иным нормативно-трудовым актом, содержащим нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором.
Согласно пункта 15 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются Положением об оплате труда, коллективными договорами, локальными нормативными актами воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (издан приказ начальника Базы (комплексного хранения) войсковой части 58661 от ДД.ММ.ГГГГ № на выплату за работу в ночное время. Согласно пункта 27 указанного выше приказа Министра обороны РФ за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: гражданскому персоналу воинских частей и организаций - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада. (тарифной ставки) за час работы).
Коллективным договором пунктом № установлен конкретный размер оплаты. Оплата каждого часа работы в ночное время производится в размере 35 процентов должностного оклада.
Однако, за работу в ночное время, в общей сложности, выплатили ему сумму в размере 116 рублей 90 коп.
Расчет доплаты за работу в ночное время ответчиком произведен следующим образом: доплата за 5 часов работы в ДД.ММ.ГГГГ составила - 116,90 руб. (5ч х 66,80 х 35 %), где 5 - это количество, отработанных 5 часов в ночное время, 66,80 - это часовая тарифная ставка (11222/168), 35% - размер повышения оплаты труда за работу в ночное время).
Ответчик начислил ему заработную плату без учета положений Трудового кодекса РФ, приказа МО РФ и коллективного договора и произвел только доплату за 5 часов работы в ночное время, не оплатив саму работу в ночное время. Тем самым он получил оплату гораздо ниже дневной за работу в ночное время всего 116 руб.90 коп. за 5 часов работы, т.е. по 23руб.38коп. за 1 час.
С учетом положения ст.154 ТК РФ, п.3.4.5. Коллективного договора от ДД.ММ.ГГГГ размер выплаты за 5 часов работы в ночное время должен составлять 450 рублей 90 коп. 11222 - должностной оклад;
168 - количество часов по производственному календарю в ДД.ММ.ГГГГ.; 66,80 руб. - часовая тарифная ставка (11222/168);
23,38 руб. - сумма доплаты за работу в ночное время за один час (66,80 х 35%);
116,90 руб. - сумма доплаты за работу в ночное время за 5 часов
450,90 руб. - размер выплаты за 5 часов работы в ночное время (66,80 х 5 + 116,90).
В соответствии со ст.21 Трудового Кодекса РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст.22 Трудового Кодекса РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом.
Выплата заработной платы производиться до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за отчетным.
Таким образом, ответчик не выполнил свою обязанность, предусмотренную законодательством и условиями трудового договора, по своевременной и в полном объеме выплату заработной платы.
Просил:
Взыскать с ответчика в пользу Ягофарова Р.З. выплату за 5 часов работы в ночное время в размере 334 рубля, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 23 руб. 55 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
В ходе судебного разбирательства истец Ягофарова Р.З. увеличил исковые требования, просил:
Взыскать с ответчика в пользу Ягофарова Р.З. доплату за 5 часов работы в ночное время в размере 19855 руб.60 коп., компенсацию за задержку выплат заработной платы в размере 1 821 руб.42 коп., компенсацию морального вреда размере 10000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
В обоснование требований пояснил, что с учетом положения ст. 154 ТК РФ, п.3.4.5. Коллективного договора от ДД.ММ.ГГГГ размер выплаты за 5 часов работы в ночное время должен составлять 19972 рублей 50 коп.
11222-должностной оклад;
168 – количествочасов по производственному календарю в ДД.ММ.ГГГГ.; 66,80 руб. - часовая тарифная ставка (11222/168);
3927,70 руб. - сумма доплаты за работу в ночное время за один час (11222 х 35%); 19638,50 руб. - сумма доплаты за работу в ночное время за 5 часов
19972 руб. 50 коп. - размер выплаты за 5 часов работы в ночное время (3927,70 х 5 + 66,80 х 5).
Размер компенсации за задержку выплаты заработной платы составляет сумму 1 821 руб. 42 коп.
Расчет суммы компенсации за задержку выплаты заработной платы: Сумма задолженности: 19855.60 руб.(19972,50 -116,90).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ Российской Федерации в Оренбургской области» (Далее УФО).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено в качестве ответчика по делу Министерство обороны РФ.
Истец Ягофаров Р.З., представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
В судебных заседаниях представитель истца Федосов С.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ДД.ММ.ГГГГ иск поддержал, просил удовлетворить и пояснил, чтосогласно ст. 154 Трудового кодекса РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иным нормативно-трудовым актом, содержащим нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором. Пунктом № Коллективного договора установлен конкретный размер оплаты. Оплата каждого часа работы в ночное время производится в размере 35 процентов должностного оклада. С учетом положений ст. 154 ТК РФ, п.№. Коллективного договора от ДД.ММ.ГГГГ, размер выплаты за 5 часов работы в ночное время должен составлять 19972 рублей 50 коп. Уменьшение размера выплат ухудшает положение работника.
Представитель ответчика Войсковой части 58661 Омельченко Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебных заседаниях и в письменном отзыве просила в удовлетворении исковых требований отказать и пояснила, что между Базой (комплексного хранения <адрес>) и Ягофаровым Р.З. заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с которым истец принят на работу на должность начальника отдела хранения (вещевого имущества и технических средств). Пунктом 4 трудового договора ему установлен ненормированный рабочий день. Приказом Базы № от ДД.ММ.ГГГГ Ягофаров Р.З. привлечен к работе в ночное время для обеспечения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Ягофарову Р.З. по указанному приказу были произведены выплаты. В ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> проведена проверка Базы (комплексного хранения) (войсковая часть 58661) А П.) (далее База).По результатам проверки вынесено Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о возложении на начальника Базы обязанности по устранению нарушений трудового законодательства, в части выплаты в полном объеме работникам склада (по хранению материальных и технических средств вещевой службы) Базы (комплексного хранения)(войсковая часть 58661) (далее Склад) за работу в ночное время в соответствии с п. № Коллективного договора согласно приказам начальника Базы от ДД.ММ.ГГГГ №. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам проверки командиром войсковой части проведено разбирательство, в ходе которого установлено следующее.
Работникам Склада (в том числе и Ягофарову), согласно трудовым договорам, определен ненормированный рабочий день.
Ненормированный рабочий день это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч.1 ст. 101 ТК РФ). Особенностью данного режима является такой характер работы, который по не зависящим от работника причинам зачастую не позволяет выполнять определенные трудовые функции в рабочее время.
В соответствии с требованиями ст. 119 ГК РФ за работу с ненормированным рабочим днем работникам склада предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере до 7 календарных дней. Пунктом № трудового договора Ягофарову установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 7 календарных дней.
Поскольку в определенном законом порядке установлен особый режим работы и в связи с этим специально повышенные меры социальной зашиты (дополнительный отпуск) право на оплату за исполнение своих должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени указанные сотрудники склада не имеют.
Таким образом, требования государственного инспектора труда о выплате указанным работникам Склада за работу в ночное время согласно приказам начальника Базы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № не обоснованные. В связи с тем, что работники, перечисленные в данных приказах, правом на начисление и получение выплат за работу в ночное время не имели, приказы подлежат отмене как незаконно изданные.
По результатам разбирательства командиром войсковой части 58661 были изданы приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми начальнику Базы приказано отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом начальника Базы № от ДД.ММ.ГГГГ был отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, как незаконно изданный. При этом выплаченные Ягофарову Р.З. денежные средства в размере 116 руб. 90 кои. по отмененному приказу не были удержаны.
Кроме того, п. № Коллективного договора о выплате гражданскому персоналу воинских частей за каждый час работы в ночное время в размере 35% процентов от должностного оклада противоречит п.27 Приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым определена оплата 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы в ночное время.
Решением Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Государственного инспектора Государственной трудовой инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении на М. административного наказания в виде предупреждения за нарушения трудового законодательства, выразившиеся в неправильном расчете оплаты работы в ночное, время отменено и производство по административному делу прекращено.
Считает, что нарушений обязательств, предусмотренных законодательством и трудовым договором, по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы работодателем допущено не было.
Представитель ответчика войсковой части 58661 Новикова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать и пояснила, что в соответствии с приказом № Министра обороны РФ и ст.101 ТК РФ ненормированный рабочий день это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Когда были учения, истец был привлечен для работы в ночное время 5 часов. Ягофарову Р.З., согласно трудовому договору, определен ненормированный рабочий день. За это ему предусмотрена трудовым договором компенсация в виде дополнительного отпуска, продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ. Также в коллективном договоре должность истца перечислена в перечне должностей с ненормированным рабочим днем. Приказ начальника войсковой части за оплату ему часов работы в ночное время был отменен. Порядок формирования фонда заработной платы предусматривает расходы в пределах установленных сумм. Пункт № Коллективного договора о выплате гражданскому персоналу воинских частей за каждый час работы в ночное время в размере 35% процентов от должностного оклада противоречит п.27 Приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым определена оплата 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы в ночное время, и он не может быть применим в данной ситуации. Дополнительная оплата за работу в ночные часы установлена только работникам с нормальной продолжительностью рабочего времени. Ягофарову Р.З. оплата за работу в ночные часы не положена.
Представитель третьего ФКУ «УФО МО РФ по Оренбургской области» Осин А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ДД.ММ.ГГГГ, в судебных заседаниях и в письменном отзыве пояснил, что Функции Работодателя - Министерства обороны Российской Федерации, для Истца осуществляет начальник Базы на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - приказ МО РФ №) и доверенности.
Войсковая часть 58661 не осуществляет выплату заработной платы работникам. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и, заключенным между войсковой частью 58661 и УФО договором на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор на обслуживание №), функции финансового обеспечения, включая оплату работы работников, осуществляет УФО.
На основании приказа начальника Базы от ДД.ММ.ГГГГ № УФО своевременно произвело доплату истцу за работу в ночное время в соответствии с действовавшими нормами - пунктом 27 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее - Положение о системе оплаты, утвержденное Приказом МО РФ №).
Указанный приказ начальника Базы впоследствии был отменен приказом начальника Базы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, истцу не положены оспариваемые выплаты.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - исходя из специфического характера деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации «и с учетом возлагаемых на них задач трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, как следует из части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяются на лиц, заключивших трудовой договор о работе в этих органах и организациях, в том числе в воинских частях, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Таким образом, при осуществлении доплаты за труд работника в ночное время следует руководствоваться пунктом 27 Положения о системе оплаты, утвержденного Приказом МО РФ №, а именно: в размере «35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Указанный порядок расчета доплаты за труд в ночное время соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», согласно которому доплата за труд в ночное время рассчитывается исходя из «часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время», а также действующему «Разъяснению о порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время», утвержденному Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому часовые тарифные ставки для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время исчисляются - «работникам, труд которых оплачивается по месячным ставкам (окладам), путем деления месячной ставки (оклада) на количество рабочих часов по календарю в данном месяце».
Ошибочно указанные в коллективном договоре вещевого склада войсковой части 58661 (далее - Коллективный договор) нормы (пункт 3.4.5 раздела 3.4) о доплате за работу в ночное время в размере «35 процентов должностного оклада» не применимы к спорным правоотношениям, так как они не соответствуют Трудовому кодексу Российской Федерации, Приказу МО РФ № 255 и, соответственно, иск истца не подлежит удовлетворению.
Следует заметить, что в трудовом договоре с истцом, указанный выше порядок определения размера доплаты работы в ночное время не предусмотрен.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при работе в ночное время работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 11 ТК РФ работодатели обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ и пунктом 6 Единых рекомендаций на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) системы оплаты труда, включая оплату труда в ночное время, устанавливаются - «соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», к которым в соответствии со статьей 5 ТК РФ относятся и приказы Министра обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 ТК РФ - работодатель вправе заключать коллективный договор.
В соответствии со статьей 41 ТК РФ - с учетом финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иным нормативными правовыми актами, соглашениями.
Начальник Базы, заключивший Коллективный договор, не наделен полномочиями самостоятельно определять финансово-экономическое положение Работодателя - Министерства обороны Российской Федерации.
Начальник Базы при заключении Коллективного договора в соответствии со статьей 41 ТК РФ и пунктом 4 Приказа МО РФ №255 обязан был учесть финансово-экономическое положение Работодателя, которое определено Министром обороны Российской Федерации, путем установления порядка расчета доплаты за работу в ночное время в пункте 27 Положения о системе оплаты, утвержденного Приказом МО РФ № 255.
В соответствии с пунктом 4 Приказа МО РФ №255 начальник Базы обязан:
1.) организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим приказом;
2.) обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу воинских частей и организаций в соответствии с настоящим приказом;
3.) осуществлять расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом № Договора на обслуживание №, УФО осуществляет «планирование, в том числе составление расчета фонда оплаты труда Базы, и истребование бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных средств», а также «начисление и своевременное обеспечение личного состава установленными выплатами».
Начальником Базы совместно с УФО был утвержден расчет фонда оплаты труда гражданского персонала вещевого склада на ДД.ММ.ГГГГ, в котором на оплату труда в ночное время предусматривалось <данные изъяты> Плановый показатель указанной суммы, который рассчитывался с учетом порядка, определяемого пунктом 27 Положения о системе оплаты, утвержденного Приказом МО РФ №.
Расчет фонда доплаты за работу ночью на ДД.ММ.ГГГГ, производился из расчета 7 <данные изъяты> на каждого работника - в год.
При расчете планового показателя на ДД.ММ.ГГГГ доплаты за работу в ночное время учитывалась, например, работа работника склада А. , который за <данные изъяты> часа работы в ночное время получил <данные изъяты> (за ДД.ММ.ГГГГ). Остальные <данные изъяты> работник, фактические расходы на доплату за работу в ночное время которых учитывалась при расчете планового показателя на ДД.ММ.ГГГГ, получали, например: от, максимально, <данные изъяты>. (Ш. , до, минимально, <данные изъяты>. (К.). Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с требованиями ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 97 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени): для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).
Частью 1 ст. 101 Трудового кодекса РФ определено, что ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
В силу требований ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте; об испытании; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи; об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника. По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ст. 57 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при работе в ночное время работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 11 ТК РФ работодатели обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Судом установлено, что согласно выписки из положения <данные изъяты>
Начальник ЦМТО имеет право осуществлять права работодателя в трудовых отношениях с лицами гражданского персонала ЦМТО, а также делегировать указанные полномочия начальникам структурных подразделений ЦМТО путем выдачи доверенности.
Функции работодателя - Министерства обороны Российской Федерации, для истца осуществляет начальник Базы на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - приказ МО РФ №) и доверенности.
Войсковая часть 58661 не осуществляет выплату заработной платы работникам. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и, заключенным между войсковой частью 58661 и УФО договором на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор на обслуживание №), функции финансового обеспечения, включая оплату работы работников, осуществляет УФО.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 58661 и Ягофаровым Р.З. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым он принят на работу в качестве начальника отдела хранения (вещевого имущества и технических средств).
Трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГг. заключен на неопределенный срок.
Пунктом 4 трудового договора ему установлен ненормированный рабочий день.
В соответствии с требованиями ст. 119 ГК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом № трудового договора Ягофарову Р.З. установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 7 календарных дней.
ДД.ММ.ГГГГ. дополнительным соглашением № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ работодатель и работник пришли к соглашению на основании указания Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № изменить пп.№ настоящего трудового договора «Условия оплаты труда», в связи, с увеличением должностных окладов установить с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад 11222 рубля в месяц.
Пунктом 27 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее - Положение о системе оплаты, утвержденное Приказом МО РФ №) в размере 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
В коллективном договоре вещевого склада войсковой части 58661 (далее - Коллективный договор) в пункте № раздела № о доплате за работу в ночное время установлены в размере 35 процентов должностного оклада.
В соответствии со статьей 41 ТК РФ - с учетом финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иным нормативными правовыми актами, соглашениями.
Начальник Базы, заключивший Коллективный договор, не наделен полномочиями самостоятельно определять финансово-экономическое положение Работодателя - Министерства обороны Российской Федерации.
Начальник Базы при заключении Коллективного договора в соответствии со статьей 41 ТК РФ и пунктом 4 Приказа МО РФ № обязан был учесть финансово-экономическое положение Работодателя, которое определено Министром обороны Российской Федерации, путем установления порядка расчета доплаты за работу в ночное время в пункте 27 Положения о системе оплаты, утвержденного Приказом МО РФ №.
В соответствии с пунктом 4 Приказа МО РФ № начальник Базы обязан:
1.) организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим приказом;
2.) обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу воинских частей и организаций в соответствии с настоящим приказом;
3.) осуществлять расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора на обслуживание № УФО осуществляет «планирование, в том числе составление расчета фонда оплаты труда Базы, и истребование бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных средств», а также «начисление и своевременное обеспечение личного состава установленными выплатами».
Начальником Базы совместно с УФО был утвержден Расчет фонда оплаты труда гражданского персонала вещевого склада на ДД.ММ.ГГГГ, в котором на оплату труда в ночное время предусматривалось <данные изъяты> – Плановый показатель указанной суммы, который рассчитывался с учетом порядка, определяемого пунктом 27 Положения о системе оплаты, утвержденного Приказом МО РФ №.
Суд считает, что положения пункта № раздела № коллективного договора о доплате за работу в ночное время в размере 35 процентов должностного оклада, не соответствуют Трудовому кодексу Российской Федерации, Приказу МО РФ №.
Также в Приложении № Коллективного договора должность истца – начальник отдела хранения перечислена в перечне должностей с ненормированным рабочим днем.
Приказом Базы № от ДД.ММ.ГГГГ Ягофаров Р.З. привлечен к работе в ночное время для обеспечения <данные изъяты> <данные изъяты>
Ягофарову Р.З. по указанному приказу были произведены выплаты. В ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области проведена проверка Базы комплексного хранения (войсковая часть 58661).
По результатам проверки вынесено Предписание от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> о возложении на начальника Базы обязанности по устранению нарушений трудового законодательства, в части выплаты в полном объеме работникам склада (по хранению материальных и технических средств вещевой службы) Базы (комплексного хранения)(войсковая часть 58661) за работу в ночное время в соответствии с п. № Коллективного договора согласно приказам начальника Базы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам разбирательства командиром войсковой части 58661 были изданы приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми начальнику Базы приказано отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом начальника Базы № от ДД.ММ.ГГГГ был отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ № как незаконно изданный. При этом выплаченные Ягофарову Р.З. денежные средства в размере 116 руб. 90 кои. по отмененному приказу не были удержаны.
Решением Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Государственного инспектора Государственной трудовой инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № наложении на М. административного наказания в виде предупреждения за нарушения трудового законодательства, выразившиеся в неправильном расчете оплаты работы в ночное время отменено, и производство по административному делу прекращено.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 N 998-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации" ненормированный рабочий день представляет собой особый режим работы, который устанавливается не для всех работников, а только для тех, должности которых включены в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, содержащийся в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения представительного органа работников (часть первая статьи 101 Трудового кодекса Российской Федерации). Работник, заключая трудовой договор о работе по соответствующей должности, соглашается на работу в таких условиях. Установление ненормированного рабочего дня сопровождается предоставлением работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней (часть первая статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец Ягофаров Р.З. заключая трудовой договор о работе по должности <данные изъяты>, согласился на работу в условиях ненормированного рабочего дня, что сопровождается предоставлением работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты> календарных дней. Поэтому требования истца о взыскании заработной платы за работу в ночные часы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Требования истца о взыскании компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда производны от основного требования о взыскании заработной платы. Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании заработной платы, поэтому требования истца о взыскании компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ).
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме, поэтому требования истца о взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 58661, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.07.2020 ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░