дело № 2-2306/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» мая 2012 года
г. Пушкино Московской области
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.А.,
при секретаре Красновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Э.И. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Э.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок. В обоснование иска указала, что она является собственником земельного участка площадью .... кв.м с кадастровым № <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 1996 года, право собственности зарегистрировано. Также в пользовании у истицы находится земельный участок площадью .... кв.м, выделенный ей в аренду под индивидуальное жилищное строительство, земельный участок имеет кадастровый №, получен кадастровый паспорт. Договор аренды № заключен на основании Постановления Главы администрации п.Черкизово Пушкинского района Московской области от дата № между истицей и администрацией Пушкинского муниципального района. Договор прошел государственную регистрацию, однако согласно выписке из ЕГРП арендодателем является Российская Федерация, а не администрация Пушкинского муниципального района Московской области. При обращении в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о приобретении в собственность вышеуказанного земельного участка истица получила отказ. Истица на основании действующего законодательства просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
В судебном заседании представитель истицы Кузнецовой Э.И. по доверенности (л.д.17) Илюхина С.Н. поддержала исковые требования, просила требования Кузнецовой Э.И. удовлетворить.
Представители ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица – администрации городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности - Мальцева Т.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие, имеющие значение для дела обстоятельства.
Постановлением главы администрации пос.Черкизово Пушкинского района Московской области № от дата Кузнецовой Э.И. был передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью .... кв.м <адрес>, для индивидуального жилищного строительства с правом последующего выкупа (л.д.7).
дата между администрацией Пушкинского района Московской области, в лице главы администрации пос.Черкизово Иванова А.И. (арендодатель) и Кузнецовой Э.И. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №, произведена государственная регистрация указанного договора дата(л.д.8-10).
В собственности Кузнецовой Э.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата имеется земельный участок площадью .... кв.м с кадастровым №, и ? доля в праве на жилой дом, расположенные <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.14,15).
Согласно выписке из ЕГРП от дата правообладателем спорного земельного участка площадью .... кв.м является Российская Федерация (л.д.16).
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст.16,17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N 122-ФЗ от дата «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст.16 ФЗ-122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП одновременно с регистрацией договора аренды с Кузнецовой Э.И. (л.д.8-10,16). Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано на основании Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Российская Федерация не могла приобрести права и обязанности, в порядке ст. 125 ГК РФ через муниципальное образование г.Пушкино.
На основании изложенного, в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» 1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
5. Изданные Правительством Российской Федерации до дата акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Таким образом, право собственности Российской Федерации не может возникнуть на основании Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
2. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации препятствует истице Кузнецовой Э.И. приобрести в собственность спорный земельный участок.
Согласно пункту 52 (абзац 4) совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от дата "О некоторых вопросам, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При указанных обстоятельствах, требования Кузнецовой Э.И. о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим подлежит удовлетворению с исключением сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кузнецовой Э.И. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью .... кв.м с кадастровым №, расположенный <адрес>.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – дата.
СУДЬЯ: