Дело №2-4058/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09.10.2014 г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
судьи Галактионова Д.В.
с участием прокурора Кулинич Н.Ю.
при секретаре Изотове Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Шахты об обязании ликвидировать многочисленные свалочные очаги в районе пруда ХХ лет РККА бассейна реки Тузлов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Шахты обратился в Шахтинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Шахты об обязании ликвидировать многочисленные свалочные очаги в районе пруда ХХ лет РККА бассейна реки Тузлов. В обоснование иска ссылается на то, что Прокуратурой г.Шахты, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе указанной проверки установлено, что на территории муниципального образования город Шахты на протяжении длительного периода времени имеются места несанкционированного складирования мусора и твердых бытовых отходов.
Так, в районе пруда XX лет РККА бассейна реки Тузлов (по дороге из центра г. Шахты в п. Артем, поворот влево, далее прямо около 70 м.) имеются многочисленные свалочные очаги, на территории, относящейся к категории - земли поселений.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в селе прочих относится вопросов, относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Кроме того, обязанность по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предусмотрена Уставом муниципального образования «Город Шахты» (п. 24 ст.6 Устава).
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» предусматривает требования к объектам размещения отходов.
В силу положений п. 7 ст. 12 названного Федерального закона, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
В пункте 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки).
Также следует принять во внимание, что несанкционированная свалка отходов, расположенная в г. Шахты, в районе пруда XX лет РККА бассейна реки Тузлов, находится в водоохранной зоне.
Многочисленные свалочные очаги, расположенные по вышеуказанному «фесу в г. Шахты фактически находятся в водоохранной зоне и в период наступившего весеннего половодья представляет собой объект эпидемического и алогического риска, создают угрозу распространения заболеваний.
В силу требований п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Не исполнение со стороны Администрации г. Шахты вышеуказанных требований действующего законодательства нарушает гарантированное ст. 11 Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит:
Признать незаконным бездействие Администрации г. Шахты, выразившееся в непринятии мер по ликвидации многочисленных свалочных очагов отходов производства и потребления в районе пруда XX лет РККА бассейна реки Тузлов, находящихся на землях городского округа.
Обязать Администрацию муниципального образования - город Шахты ликвидировать указанные свалочные очаги путем очистки территории и произвести вывоз бытового мусора и твердых бытовых отходов на санкционированную свалку - полигон ТБО в районе пос. ш. им. Красина г. Шахты.
Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования уточнил, просил обязать Администрацию г. Шахты в срок до сентября 2015 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов потребления в районе пруда XX лет РККА бассейна реки Тузлов, находящихся на землях городского округа.
Обязать Администрацию г. Шахты ликвидировать указанную несанкционированную свалку путем очистки территории и произвести вывоз бытового мусора и твердых бытовых отходов на санкционированную свалку - полигон ТБО в районе пос. ш. им. Красина в г. Шахты.
Представитель ответчика администрации г.Шахты по доверенности Коваль С.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты Гончарова Р.Ф. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования не признала.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан,
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 8 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселений.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в селе прочих относится вопросов, относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» предусматривает требования к объектам размещения отходов.
В силу положений п. 7 ст. 12 названного Федерального закона, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой г. Шахты в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе указанной проверки установлено, что на территории муниципального образования город Шахты на протяжении длительного периода времени имеются места несанкционированного складирования мусора и твердых бытовых отходов.
Так, в районе пруда XX лет РККА бассейна реки Тузлов (по дороге из центра г. Шахты в п. Артем, поворот влево, далее прямо около 70 м.) имеются многочисленные свалочные очаги, на территории, относящейся к категории - земли поселений.
Согласно п. 24 ст. 6 «Устава муниципального образования г. Шахты» к вопросам местного значения города относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, таким образом, требования прокуратуры г. Шахты подлежат удовлетворению.
Частью 1 ст. 196 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании всех собранных по делу доказательств, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ XX ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░. ░. ░░. ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░ 11.10.2014░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.