дело № 2-1993/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ31 марта 2015 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Устиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Амоновой С. А. об оспаривании отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Амонова С.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Пушкинского муниципального района в постановке ее семьи на учет в целях предоставления земельного участка и обязании поставить многодетную семью заявителя на учет в целях предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указала, что ее семья состоит из пяти человек, в том числе трех несовершеннолетних детей, и является многодетной. <дата> Амонова С.А. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о постановке ее семьи на учет в целях предоставления земельного участка. К заявлению приложила все необходимые документы. Решением комиссии от <дата> Амоновой С.А. было отказано в постановке на учет на получение земельного участка. В обоснование отказано указано, что член многодетной семьи Амонов А.А. не имеет места жительства на территории Московской области. Указанный отказ, по мнению заявителя, является незаконным, поскольку в подтверждение факта постоянного проживания Амонова А.А. на территории Московской области более пяти лет заявителем была приложена копия временной регистрации последнего, в связи с чем заявитель обратилась с указанным заявлением в суд.
С учетом заявленных Амоновой С.А. требований судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Амонов А.А.
Амонова С.А. в судебном заседании заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации Пушкинского муниципального района по доверенности Благий Л.Н. в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, поддержала решение комиссии.
Заинтересованное лицо Амонов А.А. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Земельным кодексом РФ, Законом Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с подп. «г» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержке многодетных семей» правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга надлежит обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков.
В ходе рассмотрения дела по существу, судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Из представленного в материалы дела свидетельства о браке (л.д. 43) следует, что Амоновы С.А., А.А. состоят в браке с <дата> года.
Семья Амоновой С.А. является многодетной, что подтверждается представленной в материалы дела копией удостоверения многодетной матери, выданного заявителю <дата> (л.д. 44). На иждивении заявителя находятся трое детей: Амонова З.А., <дата> года рождения (л.д. 45), Амонова А.А., <дата> года рождения (л.д. 46), Амонов Р.А., <дата> года рождения (л.д. 47). Семья заявителя, за исключением супруга, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 40, 49-50). Из представленных в материалы дела документов, следует, что Амонов А.А. имеет место жительства на территории <адрес> более 5 лет. Несовершеннолетние дети заявителя также имеют место жительства на территории <адрес>.
<дата> Амонова С.А. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о постановке ее семьи на учет с целью предоставления земельного участка (л.д. 39).
Решением комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № (л.д. 51) Амоновой с.А. было отказано в постановке на учет на получение земельного участка, по тем основаниям, что член многодетной семьи Амонов А.А. не имеет на территории <адрес> места жительства.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, имеющие трёх и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Случаи и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства определены Законом Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее - Закон Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (ч. 2).
Частью 3 этой же статьи Закона Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ предусмотрено, что право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 данного Закона:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Частью 5 ст. 6 Закона Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ установлено, что основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в ч. 3 ст. 3 данного Закона, или предоставления недостоверных сведений.
Отказывая Амоновой А.А. в удовлетворении заявления, комиссия исходила из того, что буквальное толкование п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ следует вывод, что право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи при условии, что родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области непрерывно в течение 5 лет, предшествовавших подаче заявления о постановке на учет. При этом проживание может иметь место по разным адресам, но все они - в пределах Московской области.
Данный вывод основан на неверном толковании норм Закона Московской области и не основан на документах, представленных заявителем при обращении в администрацию.
Норма п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ указывает лишь необходимый срок проживания перечисленных в ней лиц на территории Московской области.
Согласно абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 той же ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Комиссия не учла представленные заявителем свидетельство о заключении брака супругов, из которого следует, что брак зарегистрирован в 2007 года Пушкинским ЗАГС.
Кроме того, соответствующих сведений о временной регистрации Амонова А.А. на территории Московской области от заявителя не истребовал.
Согласно представленному ответу УФМС по запросу суда (л.д. 55-57) Амонов А.А. был временно зарегистрирован на территории Пушкинского района Московской области с 2009 года.
Из представленной в материалы дела справки УУАП ОП г. Пушкино Панибратец И.Г. (л.д. 58) следует, что Амонов А.А. с 2009 года по настоящее время фактически проживает по адресу: <адрес>.
Кроме того, факт проживания Амонова А.А. на территории Московской области подтверждается также следующими доказательствами: свидетельством о постановке на учет в налоговом органе в качестве физического лица (л.д. 22), из которого следует, что Амонов А.А. был постановлен на учет <дата> МРИФНС № 3 по Московской области, находящемуся в г. Пушкино Московской области; медицинскими справками о прохождении врачебной комиссии (л.д. 27-28), из которой следует, что Амонов А.А. прошел врачебную комиссию <дата> и 11.03.2009г. в лечебном учреждении, расположенном в <адрес>; водительской карточкой (л.д. 29).
Таким образом, заявителем представлены доказательства того, что фактически она и члены ее семьи проживали на территории Московской области в течение более чем 5 лет перед подачей заявления в администрацию Пушкинского муниципального района.
Пунктами 4-6 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ предусмотрено, что основанием для постановки на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка является: 4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Из представленных заявителем в ходе рассмотрения дела уведомлений (л.д. 62-65) следует, что за заявителем и членами ее семьи права на объекты недвижимости, перечисленные в указанной выше норме права, не зарегистрированы.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что на момент обращения Амоновой С.А. с заявлением о предоставлении ее семье земельного участка все условия, обозначенные в Законе Московской области от <дата> № «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», заявителем были соблюдены.
При таких обстоятельствах решение комиссии от <дата> об отказе Амоновой С.А. в постановке ее многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка является незаконным и подлежит отмене.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Статьей 6 Закона Московской области от 01.06.2011г. № 73/2011-ОЗ установлено, что ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления.
Поскольку волеизъявление Амоновой С.А. на предоставление ее многодетной семье земельного участка было определено подачей заявления <дата> и данное право было нарушено, в силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает обязывает администрацию Пушкинского муниципального района поставить многодетную семью заявительницы на учет в целях предоставления земельного участка.
Настоящее решение подлежит направлению в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области для исполнения.
В силу ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Амоновой С. А. об оспаривании отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков, от <дата> № об отказе в постановке многодетной семьи Амоновой С. А. на учет в целях предоставления земельного участка.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района поставить на учет многодетную семью Амоновой С. А. на учет в целях предоставления земельного участка с момента подачи Амоновой С.А. заявления.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья: