11RS0016-01-2022-000067-85 Дело № 2-178/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 г. с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Глобу Т.И.,
при секретаре судебного заседания Лукониной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забоевой Т. П. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Забоева Т.П. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права собственности на земельный участок общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в силу приобретательской давности. В обоснование требований указано, что истец с 2004 года является фактическим приобретателем указанного земельного участка, принадлежащего Галактионову М.Г., с которым был заключен договор купли-продажи, который в свою очередь вместе с план-схемой земельного участка был утрачен в результате пожара. Истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком как своим собственным. С 2005 года истец является членом СДТ Ирга, оплачивает членские и целевые взносы.
В отзыве на исковое заявление администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми указала, что не согласна с требованиями истца, поскольку Галактионов М.Г. не вправе был распоряжаться земельным участком, предоставленным ему на праве пожизненного наследуемого владения, кроме того, он отказался от указанного права, о чем с заявлением обратился с заявлением <дата> в администрацию района. <дата> постановлением руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» прекращено право пожизненного наследуемого владения Галактионова М.Г. в отношении спорного земельного участка, в связи с чем с указной даты спорный земельный участок является муниципальной собственностью, в отношении которой не может применяться приобретательская давность. Договоров купли-продажи земельного участка между истцом и ответчиком не заключалось.
Истец Забоева Т.П. в судебном требования поддерживала по доводам иска, пояснила, что земельный участок был приобретен у Галактионова в 2004 году, когда он уезжал из Республики Коми и все продавал. Стоимость участка составила 9 000 рублей. Договор был составлен в произвольной форме. Для регистрации все документы были переданы юристу, но у него сгорела квартира и все документы были уничтожены, о чем имеется справка, ему были переданы договор, план земельного участка и членская книжка. Позже связывались с Галактионовым, чтобы оформить документы заново, но он приехать в Сыктывкар не смог. Забоева О.С. приобрести этот участок не могла, т.к. не была знакома с Галактионовым. Поскольку после приобретения земельный участок Забоевой Т.П. не был нужен, то им пользовались родители Забоевой О.С., выращивали урожай, поставили на участке строения. В настоящее время земельный участок содержит Забоева Т.П., Забоева О.С. там не появляется.
Представитель ответчика Изъюрова Н.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что земельный участок у Галактионова находился на праве наследуемого владении. В 2013 году он отказался от этого права, до этого времени оплачивал налоги за него. Согласно списков СНТ «Ирга», Галактионов числился как член общества. Продавать данный земельный участок он не имел законных оснований. Поскольку Галактионов отказался от своего права, земельный участок находится в собственности Администрации, более никто на него не претендовал.
Третье лицо Забоева О.С., надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, направила своего представителя Чеусова К.Д., который пояснил, что со слов его доверителя, она приобрела этот участок в 2002 году, были вложены денежные средства в разработку участка, в его облагораживание, различные строения, оплачивались членские взносы, о чем имеется справка от председателя СНТ. В администрацию мы не обращались, поскольку не знали, что Галактионов отказался от него.
Третье лицо СДТ «Ирга» СК «Марты-Ю» извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направили.
Суд, определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
По смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
О применении положений ст. 234 Гражданского кодекса РФ можно говорить в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник неизвестен либо собственник отказался от своих прав на имущество, либо утратил интерес к использованию имущества.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 15 и 16 постановления № от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Согласно постановлению администрации <адрес> от <дата> № § 10 земли площадью 41.30 га переданы в пожизненное наследуемое владение членам садоводческого товарищества «Ирга» согласно прилагаемому списку.
Согласно списку членов садоводческого товарищества «Ирга» при АООТ «Сыктывдинский ЛДК» Галактионову М.Г. выделен земельный участок №, общей площадью 1000 кв. м., № (п.п. 109 в списке).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 11:04:5913001:259:, земельный участок имеет общую площадь 1000 кв.м., расположен по адресу: <адрес>. Правообладателем земельного участка является Галактионов М.Г. на праве пожизненного наследуемого владения.
На основании заявления Галактионова М.Г. от <дата> постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> № прекращено право пожизненного наследуемого владения земельным участком в составе земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1000 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №.В соответствии ч. 1 ст. 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству в силу ст. 267 ГК РФ.
Учитывая вышеизложенное, договоры купли-продажи, заключенные Галактионовым М.Г. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № являются недействительными и ничтожными с момента их заключения, в связи с чем доводы истца и представителя третьего лица в указанной части, о переходе права собственности являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с <дата> выбыл из владения Галактионова М.Г.
В силу прямого указания закона, а именно положений п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, а также п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании ст. 11 Федерального закона РФ от <дата> № 52-ФЗ «О введении в действие части первой гражданского кодекса Российской Федерации» действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до <дата> и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
На основании пунктов 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату и бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в перечне оснований, по которым гражданин вправе приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, такое основание, как приобретательная давность, не предусмотрено.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного при наличии государственной либо муниципальной собственности на землю невозможно владение земельным участком «как своим собственным», в связи с чем пользование земельным участком нельзя признать добросовестным, в то время, как такой признак является обязательным условием применения приобретательной давности.
Сам по себе факт длительного пользования таким земельным участком не может повлечь за собой применение приобретательной давности в целях приобретения права собственности на земельный участок.
Вместе с тем следует отметить, что согласно пояснений представителя ответчика, опровергнуты доводы истца о добросовестном, открытом и непрерывном владении земельным участком как своим собственным, поскольку указанным имуществом пользовались родители Забоевой О.С., выращивали урожай, поставили на участке строения, Забоевой Т.П. указанный земельный участок был не нужен.
Фактически требование Забоевой Т.П. признать за ней право собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности сводится к требованию о безвозмездной передаче спорного земельного участка как объекта гражданских прав, что недопустимо.
Таким образом, исходя из установленного подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа разграничение государственной собственности на землю и отнесения земли не находящейся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований к государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ), право частной собственности на спорный земельный участок не может быть признано по правилам гражданского законодательства о приобретательной давности, поскольку это не предусмотрено Земельным кодексом РФ в качестве основания для возникновения прав на землю.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что исковые требования Забоевой Т.П. не подлежат удовлетворению, поскольку не основаны на законе и не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Забоевой Т. П. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок, оставить без удовлетворения.
Отказать Забоевой Т. П. в признании права собственности в силу приобретательной давности на земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения суда в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Т.И. Глобу