Дело № ...а-1502/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 г. пос.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.
при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к Смирнову С.А. о взыскании транспортного налога, земельного налога, налогов на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Смирнова С.А. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за <...> года по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за <...> года пени в общей сумме 27 053,76 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Смирнов С.А. является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, поскольку имел в собственности: автомобиль легковой марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ... год выпуска <данные изъяты>; гараж с условным номер объекта № ... площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: ...; земельный участок с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: .... Также Смирнов С.А. с <...> года по <...> года являлся индивидуальным предпринимателем, однако в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в полном объеме не уплатил. В настоящее время за Смирновым С.А. числится задолженность в виде неуплаченных сумм транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц за <...> года пени по земельному, транспортному налогам и по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 27053,76 руб. Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Смирнова С.А. указанной недоимки и пени. <...> года мировым судьей судебного участка № ... Медведевского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании со Смирнова С.А. в пользу Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл задолженности по налогам и пени в общем размере <данные изъяты> руб. <...> года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от <...> года, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл не явился, извещен надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Смирнов С.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, а также возражения на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл отказать, указывая на пропуск установленного ст.48 НК РФ срока для подачи настоящего административного искового заявления, а также не направление ему административного искового заявления с приложенными к административному иску документами.
Изучив доводы административного искового заявления, материалы дела, материалы административного дела № ..., суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. ч. 1, 2). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам относятся земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Порядок обложения земельного налога и налога на имущество физических лиц установлены соответственно главами 31 «Земельный налог» и 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.
Статьей 397 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по земельному налогу. Согласно указанной статье налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 409 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц. Согласно указанной статье налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как видно из материалов дела Смирнов С.А. является налогоплательщиком Российской Федерации по транспортному и земельному налогам, а также налогу на имущество физических лиц, поскольку имел в собственности: мотоцикл марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ..., год выпуска <...> года; гараж с условным номер объекта № ... площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: ... земельный участок с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: .... Также Смирнов С.А. с <...> года по <...> года являлся индивидуальным предпринимателем.
Федеральным Законом от 03 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» полномочия по администрированию страховых взносов возложены также на налоговые органы.
Статьей 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 430 НК РФ плательщики, которые начали (прекратили) осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности (по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).
Согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В силу ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В силу положений п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается в том числе пеней.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Исходя из правового толкования п.1 ст.75 НК РФ, пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам и служат компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Согласно п.п. 2-6 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. С физических лиц принудительное взыскание пеней производится в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что за Смирновым С.А. числится задолженность по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, а также задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Налоговым органом Смирнову С.А. направлялись налоговые уведомления: № ... от <...> года об уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб., земельного налога в размере <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб. со сроком уплаты до <...> года и № ... от <...> года об уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб., земельного налога в размере <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб. со сроком уплаты до <...> года, однако данная обязанность административным ответчиком не была исполнена.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в соответствии со ст.75 НКРФ административному ответчику начислены пени.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес административного ответчика были направлены: требование № ... по состоянию на <...> года об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и пеней в общем размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года; требование № ... по состоянию на <...> года об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и пеней в общем размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года; требование № ... по состоянию на <...> года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в общем размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года; требование № ... по состоянию на <...> года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени, в общем размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года; требование № ... по состоянию на <...> года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени в общем размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года
Судом установлено, что административный ответчик Смирнов С.А. свою обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за <...> года по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за <...> года пени не исполнил, обратного суду не представлено.
По данным оперативного учета Смирнов С.А. имеет задолженность по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за <...> года по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты страховой премии за <...> года., пени в общей сумме 27053,76 руб., из которых сумма транспортного налога составила <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу - <данные изъяты> руб., сумма земельного налога - <данные изъяты> руб., пени по земельному налогу - <данные изъяты> руб., сумма налога на имущество физических лиц - <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество физических лиц - <данные изъяты> руб., сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты страховой премии – <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб.; сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование – <данные изъяты> руб., пени- <данные изъяты> руб.
Расчет задолженности, представленный административным истцом, судом проверен, является правильным, возражений против представленного расчета административным ответчиком не представлено.
Таким образом, требование о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за <...> года по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты страховой премии за <...> года является обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу приведенной нормы закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Из содержания требования № ... по состоянию на <...> года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени следует, что за Смирновым С.А. по состоянию на <...> года числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за <...> года и пени в общей сумме <данные изъяты> руб.
Срок для исполнения данного требования налогового органа установлен до <...> года, в связи с чем, учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования превысила 3000 руб., с административным исковым заявлением о взыскании со Смирнова С.А. задолженности по транспортному налогу, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени, налоговый орган должен был обратиться в течение шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее <...> года
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл обратилась к мировому судье с заявление о вынесением судебного приказа о взыскании задолженности со Смирнова С.А. по налогам, взносам и пени лишь <...> года, т.е. с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец не указывает, по каким причинам срок для обращения к мировому судье с указанным заявлением о вынесении судебного приказа был пропущен. Каких-либо иных уважительных причин, исключающих возможность обращения в суд в установленный законом срок, не представлено. Обстоятельств, позволяющих восстановить пропущенный процессуальный срок, судом не установлено. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления МИФНС России № 1 по РМЭ о взыскании со Смирнова С.А. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени в размере 27053,76 руб. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Марий Эл к Смирнову С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за <...> года по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за <...> года пени в общей сумме 27 053 рубля 76 копеек отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Е.В. Ильин
Мотивированное решение принято:
13 декабря 2019 г.