Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6833/2019 ~ М-6106/2019 от 07.11.2019

Дело № 2-6833/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2019 года г.о. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Козловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Щуровой ФИО11 к Министерству социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения об установлении факта постоянного проживания, о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

УСТАНОВИЛ:

Щурова Н.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО12, уточнив заявленные требования, обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения об установлении факта постоянного проживания, о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, 23.09.2014года рождения.

Она вместе с ними зарегистрирована и проживает по месту жительств по адресу: <адрес>. Фактически ее супруг ФИО4 проживает вместе с ними одной семьей в указанной квартире, при этом, имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>.

17.09.2019 она обратилась в Щелковское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Уведомление Министерства социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения от 27.09.2019 ей было отказано в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения со ссылкой на то, что не подтвержден факт совместного проживания ее мужа с ней и детьми на территории Московской области ввиду отсутствия у ее супруга постоянной регистрации по месту жительства в Московской области.

По мнению истца, отказ ответчика в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения является незаконным, поскольку она вместе с детьми и мужем ФИО4 постоянно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>

Она и ее дети зарегистрированы в названном жилом помещении по месту жительства с 05.09.2018, ее дети посещают дошкольные учреждения Щелковского района Московской области, прикреплены к медицинским учреждениям и равно как и супруг, получают медицинскую помощь в г.Щелково Московской Эти обстоятельства свидетельствуют о факте постоянного совместного проживания семьи Щуровых по указанному адресу на территории Московской области.

По приведенным основаниям с учетом уточненных исковых требований Щурова Н.Н. просит суд: установить факт постоянного проживания (места жительства) своего супруга ФИО4на территории Московской области, признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения от 27.09.2019 об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи; возложить на ответчика обязанность устранить нарушения прав ФИО6, соответственно присвоив ее семье статус многодетной семьи, и выдать соответствующее удостоверение.

В судебное заседание истец не явилась, извещена, через приемную суда поступило заявление об удовлетворении исковых требований, рассмотрении дела в отсутствие истца с согласием на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения в судебное заседание не явился, извещен. Возражений по иску не представил. Судом постановлено (протокольно) о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, с учетом письменного согласия истца.

Исследовав материалы дела, оценив представлены доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Щурова Н.Н.и ФИО13. с ДД.ММ.ГГГГ. состоят в зарегистрированном браке, и являются родителями троих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 20-22, 25).

Из материалов дела следует, что по месту жительства Щурова Н.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес> совместно с тремя детьми(л.д. 18-19).

Ее супруг ФИО4 зарегистрирован по месту жительства: <адрес> (л.д. 19).

17.09.2019 Щурова Н.Н. обратилась в Щелковское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Уведомлением Министерства социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения от 27.09.2019 истцу было отказано в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения со ссылкой на то, что не подтвержден факт совместного проживания ее мужа с ней и детьми на территории Московской области ввиду отсутствия у ее супруга постоянной регистрации по месту жительства в Московской области.

Дети истца посещают дошкольные учреждения Щелковского района Московской области, прикреплены к медицинским учреждениям и равно как и супруг, получают медицинскую помощь в <адрес> Московской, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты, справками и уведомлениями (л.д. 10, 26-29).

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.

Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее также - закон Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ).

Статьей 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции закона Московской области от 3 октября 2017 г. N 160/2-17-ОЗ, действующей в настоящее время, многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

В соответствии с частью 4 статьи 21 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 N 1029/45 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи"действовавшим на момент возникновения спорных отношений, был утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи).

Пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи предусмотрено, что удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).

Удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель).

Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области.

Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, а семья Щуровой Н.Н. (она, муж ФИО4и трое их несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО2и ФИО9), как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживают на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> суд приходит к выводу о наличии оснований для установления факта совместного постоянного проживания ФИО4 со своей супругой и с их несовершеннолетними детьми по названному адресу на территории Московской области и недопустимость ответчику делать в своем отказе ссылку на необходимость регистрации по месту жительства в названном субъекте Российской Федерации самому ФИО4, в связи с чем отказ ответчика нельзя признать законным, данные требования закона ответчиком при принятии оспариваемого решения приняты по внимание не были, в силу сказанного судом на ответчика подлежит возложению обязанность присвоить семье истца статус многодетной с выдачей удостоверения многодетной семьи.

Ответчиком в нарушение ст.ст.12, 56 ГПК РФ не представлено доказательств в опровержение доводов заявителя в поддержку своего письменного отказа.

Принимая во внимание изложенное и установленные судом обстоятельства, вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Щуровой ФИО14 – удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания (места жительства) ФИО15 на территории Московской области.

Признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения от 27.09.2019 об отказе в удовлетворении заявления Щуровой ФИО16 о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи и обязать Министерство социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения устранить нарушения прав Щуровой ФИО17 присвоив семье Щуровой ФИО18 статус многодетной семьи и выдать соответствующее удостоверение.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

судья               Н. Г. Разумовская

2-6833/2019 ~ М-6106/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Щурова Наталия Николаевна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Разумовская Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
07.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2019Передача материалов судье
11.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Подготовка дела (собеседование)
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее