Дело № 2-1736/2017 года
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Харибиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновьев Кирилл Александрович к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выплате компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, признании права на предоставление меры социальной поддержки, обязании предоставить меру социальной поддержки,
установил:
Зиновьев Кирилл Александрович обратился в суд к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выплате компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, признании права на предоставление меры социальной поддержки, обязании предоставить меру социальной поддержки, с ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что он проходит военную службу по контракту в в/ч 3179 и является ФИО1 боевых действий. Он и члены его семьи: его супруга ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и двое несовершеннолетних детей: сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО12 Ева, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно зарегистрированы по месту прохождения военной службы, а именно: по адресу нахождения войсковой части: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, ш. Энтузиастов, владение 2/2. С ДД.ММ.ГГГГ ему и членам его семьи, на основании договора пользования служебным жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между войсковой частью и им, предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. С момента заключения договора и по настоящее время он и члены его семьи постоянно проживают в данной квартире, однако, они не могут постоянно зарегистрироваться по данному адресу, поскольку он не является собственником квартиры и проживает в ней, не на основании договора социального найма, а на основании договора пользования служебным жилым помещением. В тоже время он несет ответственность за сохранность и оплату коммунальных услуг в занимаемом им и членами его семьи служебном жилом помещении. Поскольку он является ФИО1 боевых действий, то он имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». С ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области и Балашихинским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области ему было отказано в продлении предоставления данной льготы по причине отсутствия постоянной регистрации его и членов его семьи по адресу фактического проживания. ДД.ММ.ГГГГ им получено письменное уведомление с вышеуказанным отказом. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящий момент, он вынужден производить оплату коммунальных платежей за пользование квартирой без учета закрепленных за ним действующим законодательством льгот.
Истец Зиновьев Кирилл Александрович просит суд признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении мер социальной поддержки ему, с учетом членов его семьи: супруги ФИО3; сына ФИО4 и дочери ФИО5, как ветерану боевых действий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания; признать за ним право, с учетом членов его семьи супруги ФИО3; сына ФИО4 и дочери ФИО5 право на получение льгот по оплате жилой площади, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика Министерство социального развития Московской области предоставить ему меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Зиновьев Кирилл Александрович явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерству социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) по доверенности ФИО10 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и пояснила, что Зиновьев Кирилл Александрович и члены его семьи зарегистрированы по одному месту жительства, а проживают по иному адресу. Оснований предоставления мер социальной поддержки Зиновьев Кирилл Александрович по фактическому месту жительства не имеется, поскольку меры социальной поддержки представляются по месту жительства, то есть по месту постоянной регистрации, представила письменный отзыв на исковое заявление (Л.д. 46-47).
3-е лицо ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Выслушав истца, представителя ответчика, 3-е лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»
(далее – Федеральный закон, ФЗ «О ветеранах», ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг
по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие
в операциях при выполнении правительственных боевых заданий
по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона
и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах», данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан
и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным
в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий).
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий
из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона,
в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу ст. 27 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ветераны имеют право
на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении
ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации,
как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах».
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту,
и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме, определены Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок предоставления компенсации расходов, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года № 1235/52).
Согласно п.п. 2, 3, 6 указанного выше Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов
по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации. Компенсация назначается с месяца возникновения права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, но не более чем за три предшествующих года.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
(далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации
его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 (зарегистрирован в Минюсте России 02 апреля 2013 года № 27963) утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 106 названного выше Административного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №П (приложение № к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Зиновьев Кирилл Александрович проходит военную службу по контракту в войсковой части 3179, что подтверждается контрактом о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). Зиновьев Кирилл Александрович состоит в браке с ФИО3, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным отделом регистрации брака-Дворец бракосочетания г. Новосибирска управления по делам ЗАГС Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Имеет двух несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО12 Еву, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10-11).
Истец Зиновьев Кирилл Александрович имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ФИО1», что подтверждено удостоверением серии ВВ № (л.д. 14).
Как следует из отметок в паспортах, Зиновьев Кирилл Александрович и ФИО3, а также несовершеннолетние дети: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО12 Ева, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 7-8, 12-13, 38-42).
ДД.ММ.ГГГГ Зиновьев Кирилл Александрович (наниматель) и ФКУ «4-й Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД РФ» (в/ч 3179) (наймодатель) заключили договор пользования служебным жилым помещением №, согласно которому правообладатель обязуется предоставить гражданину в пользование жилое помещение, подлежащее оформлению в оперативное управление правообладателя, расположенное по адресу: <адрес>, для использования в целях проживания: Зиновьев Кирилл Александрович, жена ФИО3 и сын ФИО4 (л.д. 15-17). К указанному договору ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт приема-передачи и технического состояния помещения (л.д. 18-19).
Зиновьев Кирилл Александрович и ФИО3 проживают в указанном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги, что подтверждено выпиской из домовой книги (л.д. 24), справкой об отсутствии задолженности (л.д. 23).
При таких обстоятельствах, Зиновьев Кирилл Александрович имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и на оплату указанного выше жилого помещения.
Истец обращался к ответчику за предоставлением ему указанной меры социальной поддержки, на что дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в предоставлении мер социальной поддержки отказано в связи с тем, что фактическое местонахождение, отображенное в договоре найма специализированного жилого помещения, не совпадает с местом регистрации в паспорте (л.д. 21).
Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Зиновьев Кирилл Александрович той меры социальной поддержки,
за получением которой он обратился в Министерство социального развития Московской области.
Регистрация Зиновьев Кирилл Александрович, ФИО3 и несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, обусловлена прохождением истцом военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в предоставлении Зиновьев Кирилл Александрович испрашиваемой им меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона, а заявленное истцом требование о признании его таковым является обоснованным, и подлежит удовлетворению.
Нарушенное право Зиновьев Кирилл Александрович возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Соловьева, д. 4, кв. 465.
В соответствии с п. 6 Порядка предоставления компенсации расходов
компенсация назначается с 02.02.2016 года.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, иск Зиновьев Кирилл Александрович к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания обоснован, и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зиновьев Кирилл Александрович удовлетворить.
Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства социального развития Московской области об отказе в предоставлении льгот Зиновьев Кирилл Александрович, с учетом членов семьи: супруги-ФИО3, сына-ФИО4 и дочери-ФИО5, как ветерану боевых действий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания.
Признать за Зиновьев Кирилл Александрович, с учетом членов семьи: супруги-ФИО3, сына-ФИО4 и дочери-ФИО5, право
на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1
ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах»
по месту проживания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области предоставить Зиновьев Кирилл Александрович меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО1», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Быстрякова
Подлинник решения находиться в материалах дела № 2-1736/2017
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья:
Секретарь: