№2-1855/2021 мотивированное решение
УИД 76RS0010-01-2021-003003-89 изготовлено 09.12.2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский райсуд Ярославской области в составе
Председательствующего Захаровой С.И.
При секретаре Крепышевой А.Н.
С участием помощника прокурора Ваганова Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту Дорожного хозяйства Ярославской области об обязании устранить дефекты дорожного покрытия, суд
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, просил обязать в срок до 30 сентября 2022 года на автодороге межмуниципального значения «Ростов-Иваново-Воржа» на протяжении км 0+000 по км. 0+200 устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, превышающих предельно допустимые значения; на участке автодороги с км 0+200 по 0+600 устранить занижение обочины на 9 см слева и на 15 см справа; на участке автодороги с км 0+200 м по км 2+200 м устранить дефекты в виде сплошного разрушения асфальтобетонного дорожного покрытия; на участке автодороги с км 0+900 м по км. 2+200 м нанести горизонтальную дорожную разметку.
В судебном заседании помощник прокурора Ваганов Н.А. заявленные требования поддержал по доводам иска.
Представитель Департамента дорожного хозяйства Ярославской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, направил отзыв, в котором сообщил, что работы, указанные в иске, относятся к работам по содержанию автодороги. Департамент работы по содержанию автомобильных дорог не производит, собственником автодороги не является, осуществляет лишь функции главного администратора доходов областного бюджета и функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий в сфере дорожной деятельности. Непосредственное содержание автомобильных дорог осуществляют подрядные дорожные предприятия, с которыми государственный заказчик – ГКУ ЯО «Ярдорслужба» заключает государственный контракт. 27.05.2020 года между ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и АО «ЯРДОРМОСТ» заключен государственный контракт, по которому обязанность по поддержанию технического состояния дороги лежит на АО «ЯРДОРМОСТ».
Далее указал, что по информации ГКУ ЯО «Ярдорслужба» виду ограниченных объемов работ контракта на содержание и переходом на зимнее содержание, устранить выявленные недостатки в виде занижения обочин на данной дороге не представилось возможным. Данные работы носят сезонный характер. Работы будут продолжены при наступлении благоприятных погодных условий.
Устранить дефекты покрытия проезжей части в виде сплошного разрушения асфальтобетонного дорожного покрытия на автомобильной дороге «Ростов-Иваново-Воржа» в срок, указанный истцом для исполнения требований не представляется возможным в связи с тем, что ГКУ ЯО «Ярдорслужба» будет необходимо соблюдение процедур и сроков, предусмотренных ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть необходимо будет проведение аукционов для заключения государственного контракта на выполнение работ.
Финансирование дорожной деятельности осуществляется за счет средств дорожного фонда Ярославской области, объем бюджетных ассигнований которого утвержден законом Ярославской области об областном бюджете. Бюджет дорожного фонда Ярославской области на 2022 год утвержден. Реализация данного объекта в рамках ведомственной целевой программы «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года не предусмотрена.
C учетом недостаточного финансирования и наличия большого количества судебных решений по аналогичным делам, а также невозможностью выполнения работ в период зимнего содержания, для устранения дефектов потребуется не менее 3 лет.
Представитель третьего лица ГКУ «Ярославская областная дорожная служба» так же не принимал участия в судебном заседании, просил рассматривать дело в его отсутствие, направил в суд отзыв на иск, в котором указал, что автодорога «Ростов-Иваново-Воржа» находится в собственности Ярославской области, ее протяженность 2,2 км., в рамках контракта на содержание на автодороге в августе 2021 года выполнены работы по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия с км 0+000 по км 0+900. Горизонтальная дорожная разметка нанесена с км 0+000 км по км 1+800. Ввиду ограниченных объемов работ контракта на содержание и переходом на зимнее содержание, устранить выявленные недостатки в виде занижения обочин на данной автодороге не представляется возможным. Данные работы носят сезонный характер. Работы будут продолжены при наступлении благоприятных погодных условий. Устранит дефекты покрытия в виде сплошного разрушения в рамках средств содержания не представляется возможным, требует проведение ремонтных работ. Проведение ремонтных работ не предусмотрено целевой программой, за рамки которой ГКУ не праве выйти. Просили установить срок для выполнения работ не менее 3 лет.
Представители третьих лиц АО «ЯРДОРМОСТ» и ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району от явки в суд уклонились.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами организации безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В силу п.п. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 196-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно требованиям ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.
В силу п.1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п, департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
В соответствии с п.п. 2.2 - 2.4 Положения в полномочия департамента входит осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ определено, что его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 №83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Ростов-Иваново» - Воржа» является автодорогой межмуниципального значения и находится в собственности Ярославской области.
Таким образом, обязанность по содержанию данной автодороги лежит на Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.
В ходе проверки межрайонной прокуратуры совместно с должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району 28.09.2021 установлено, что на данной автодороге:
в нарушение требований Технического регламента таможенного союза ТР ТС №014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» на асфальтобетонном покрытии проезжей части автодороги с км 0+000 м по км 0+200 м имеются дефекты в виде многочисленных выбоин, превышающих предельно допустимые значения;
в нарушении требований Технического регламента таможенного союза ТР ТС № 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 на участке автодороги с км 0+200 м по 0+600 м имеется занижение обочины на 9 см слева и на 15 см справа;
в нарушении требований п. 13.2 Технического регламента таможенного союза ТР ТС № 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», п. 3.19 ГОСТ 32825-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений», покрытие проезжей части с км 0+200 м по км 2+200 м имеет дефекты в виде сплошного разрушения асфальтобетонного дорожного покрытия;
в нарушение п. 6.2.1 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» на участке автодороги с км 0+900 м по км. 2+200 м отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2,. 5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13, и др., предусмотренная п. 6.2 ГОСТ Р52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и утвержденным проектом организации дорожного движения, чем нарушены требования с п. 13.5 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза Р ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 и п. 6.2 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что департамент дорожного хозяйства Ярославской области, как орган уполномоченный осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них, ненадлежащим образом реализует свои полномочия в отношении автомобильной дороги межмуниципального значения «Ростов-Иваново» - Воржа».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора основаны на законе, надлежащим образом подтверждены документально, доказательств выполнения работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия с км 0+000 по км 0+900, нанесения горизонтальной дорожной разметки с км 0+000 км по км 1+800 ответчиком не представлено.
Принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ обсуждал с прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Сторона ответчика настаивала на том, что решение может быть исполнено в срок не менее 3 лет, прокурор возражал против такого срока настаивая на исполнении решения до 30.09.2022 года, мотивируя свои доводы объемом работ, разумностью, напоминая, что речь идет о безопасности на дороге.
Суд, проанализировав позиции сторон, пришел к выводу о том, что решение должно быть исполнено в срок до30.09.2022 года Указанный срок, по мнению суда, разумен с учетом предполагаемой длительности и сложности работ, которые необходимо выполнить. Суд принял во внимание довод ответчика о невозможности выполнения работ в зимний период времени, считает необходимым предоставить ответчику достаточное количество времени для того, чтобы работы были выполнены качественно. Судом так же принято во внимание, что все работы относятся к текущему содержанию. В случае возникновения исключительных обстоятельств ответчик может обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного прокурора в полном объеме.
Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области в срок до 30.09.2022 года на автодороге межмуниципального значения «Ростов-Иваново» - Воржа»:
на протяжении км 0+000 по км 0+200 устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, превышающих предельно допустимые значения;
на участке автодороги с км 0+200 по 0+600 устранить занижение обочины на 9 см слева и на 15 см справа;
на участке автодороги с км 0+200 м по км 2+200 м устранить дефекты в виде сплошного разрушения асфальтобетонного дорожного покрытия;
на участке автодороги с км 0+900 м по км 2+200 м нанести горизонтальную дорожную разметку.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд Ярославской области в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Захарова