№2-6552/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года г.Щёлково
Щёлковский городской суд Московской области, в составе:
председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,
при секретаре Калленберг А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колмыченко ФИО6 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании направить проект договора аренды земельного участка,
Установил:
Колмыченко А.Ю. обратился в Щелковский городской суд Московской области с настоящим иском. В обоснование заявленных требований указал, что 22.03.2013г. он обратился в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка № площадью 1490кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>. Земельный участок был сформирован под заявленные цели, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, участок поставлен на государственный кадастровый учет. На земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом общей площадью 432,5кв.м.
На повторное заявление от 31.05.2016г. о предоставлении данного земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов от администрации получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на отсутствие сведений о государственной регистрации права на объект недвижимости на данном участке, разъяснен порядок заключения договора аренды земельного участка, установленный ст.39.18 ЗК РФ.
Поскольку предварительное согласование места размещения объекта произведено до 01.03.2015 года, просит суд признать отказ Администрации Щелковского муниципального района Московской области №№ от 29.06.2016г. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № незаконным; обязать ответчика направить проект договора аренды указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца по доверенности (в деле) Сафронов П.В. заявленные требования поддержал, указал, что процедура предоставления данного земельного участка в аренду длится с 2012г., на данном земельном участке истцом был возведен жилой дом.
Представитель ответчика Администрации Щелковского муниципального района Московской области по доверенности Мясова С.А. с иском не согласилась по доводам отзыва (л.д.24-27). Указала, что предоставление истцу спорного земельного участка без проведения аукциона невозможно.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
До 01.03.2015г. земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства предоставлялись гражданам в соответствии со ст.30.1 ЗКУ РФ без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно ст.29 ЗК РФ (действующей до указанного времени) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п.4 ст.30 ЗК РФ участки могут быть предоставлены без проведения торгов в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка, которое включает в себя выполнение в отношении участка кадастровых работ и осуществление кадастрового учета такого земельного участка, определение вида его разрешенного использования; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов;
публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов;
3) проведение торгов или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
С 01.03.2015г. ст.30.1 ЗК РФ утратила силу, в Земельный кодекс РФ внесены существенные изменения.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений и возможности осуществления процедуры предоставления земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, в редакции, действующей с 01.03.2015 года, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. А именно, в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ; земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления; земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п.5 настоящей статьи; земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 ЗК РФ.
Порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен ст.39.11 ЗК РФ.
В судебном заседании установлено, что в 2013 году на обращение Колмыченко А.Ю. в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка №, расположенного в <адрес>, ответчиком было предложено сформировать указанный земельный участок (л.д.16).
Постановлением Администрацию Щелковского муниципального района Московской области от 07.10.2014г. № утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.14).
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1490 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, в настоящее время является сформированным, границы его определены 06.02.2015г., что следует из данных кадастрового паспорта указанного земельного участка (л.д.6-9).
Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.10).
Как усматривается из материалов дела, на указанном земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, в 2012 году возведен жилой дом общей площадью 432,5кв.м. в отсутствие разрешения на строительство.
На обращение Колмыченко А.Ю. в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка без проведения торгов в форме аукциона от 31.05.2016г. (с указанием о наличии на участке жилого дома) получен отказ №№ от 29.06.2016г. со ссылкой, что ввиду отсутствия сведений о государственной регистрации права на объект недвижимости на данном земельном участке, заключение договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка без торгов возможно исключительно с соблюдением требований действующего законодательства, предусмотренных ст.39.18 ЗК РФ (л.д.11-12).
Судом установлено, что предусмотренная п.4 ст.30 ЗК РФ последовательность действий при предоставлении участка без торгов, не соблюдена. После формирования спорного участка исполнительным органом решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов не принималось, публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов не производилась.
Соответственно, обязательное условие для передачи земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), которое предусматривает предварительную и заблаговременную публикацию сообщения о передаче такого земельного участка в случае, если имеется только одна заявка, не наступило, что исключает возможность подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
Одновременно судом учитывается, что земельные участки, расположенные в черте населенного пункта и предназначенные для личного подсобного хозяйства, в силу ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" могут использоваться для строительства жилого дома, иных зданий, строений и сооружений, а потому их предоставление должно осуществляться по нормам земельного законодательства, устанавливающим порядок предоставления участков для целей строительства, то есть по общему правилу по результатам проведения торгов.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Ссылка истца в обоснование заявленных требований на ч.1 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ является несостоятельной, поскольку по состоянию на 01 марта 2015 года в отношении испрашиваемого земельного участка решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принято не было, поэтому земельный участок не может быть предоставлен истцу в соответствии со ст.31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015 года.
Применительно к настоящему спору, судом установлено, что несмотря на расположенный на спорном участке жилой дом 2012 года постройки, участок был сформирован как свободный от строений. Кроме того, постановление об утверждении схемы расположения земельного участка не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое осуществлялось в силу ст.31 ЗК РФ, и безусловно не свидетельствует о предоставлении в будущем данного земельного участка конкретно истцу.
С учетом вышеизложенного, суд находит отказ Администрации Щелковского муниципального района Московской области в предоставлении Колмыченко А.Ю. спорного земельного участка правомерным, а его исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Одновременно суд отмечает, что оставление заявления истца без удовлетворения не порождает для него каких-либо правовых последствий, препятствующих оформлению прав на земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Колмыченко ФИО7 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа от 29.06.2016 года №№ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 1490 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, обязании направить проект договора аренды земельного участка - отказать.
На решение суда в апелляционном порядке может быть подана жалоба в Московский областной суд, через Щёлковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В.Савина