Дело № 2-851/2022
УИД: 91RS0018-01-2021-004424-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года г.Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Н.,
при секретаре Станиславенко Д.О.,
рот участии прокурора Макарова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя <адрес> межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2», третье лицо: Администрация <адрес> Республики Крым, об устранении требований нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта (учреждения), о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Исполняющий обязанности заместителя <адрес> межрайонного прокурора Республики Крым обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» об устранении требований нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта (учреждения), о понуждении совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что <адрес> межрайонной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № поведена контрольная проверка исполнения законодательства на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования, организаций оздоровления и отдыха детей, в частности в МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2». В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта. ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» об устранении нарушений требований законодательства об антирористической защищенности образовательных учреждений. При проведении контрольной проверки <адрес> межрайонной прокуратурой МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» было установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. Таким образом, выявленные сакской межрайонной прокуратурой в ходе проверки нарушения требований антитеррористической защищенности в образовательном учреждении не устранены, что по мнению истца, причиняет существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском, прокурор просит ответчика устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения, а именно: обязать МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» принять меры по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ №Прдр№/-№, а именно:
-оборудовать здание МБОУ системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
-привести в соответствии с требованиями Постановления № журналы инструктажей МБОУ о порядке действий при обнаружении на объекте посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического путем указания наименований проведенных инструктажей;
-провести мероприятия, исключающие нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от МБОУ;
-провести мероприятия информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам МБОУ;
-разместить на наглядных пособиях в здании МБОУ, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте, а также планах эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
-оснастить здание МБОУ, в том числе его прилегающую территорию, системой наружного оповещения;
-оснастить здание МБОУ охранной сигнализацией;
-обеспечить здание МБОУ охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
-оборудовать здание МБОУ на первом этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией;
-оборудовать основные входы в здание МБОУ контрольно-пропускными пунктами или постами охраны;
-обеспечить здание МБОУ ограждением согласно постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.4.2ю2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В судебном заседании прокурор ФИО3 поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям. Также пояснил, что в ходе проверки, контрольной проверки были установлены нарушения антитеррористического законодательства, что влечёт за собой нарушение законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
Представитель ответчика МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 пояснила, что по сути исковых требований не возражает, о чем подала суду заявление о признании исковых требований.
Представитель третьего лица- Администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, учитывая мнение прокурора, представителя третьего лица, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьёй 41 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья.
Согласно статей 43, 36 Конституции Российской Федерации, Республики Крым, статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации каждому гарантируется право на образование.
Гражданам Российской Федерации реализация права на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование(п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно ч.1, 2 ст.7 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Положениями п.2 ч.6 ст.28 указанного Закона регулируется образовательная организация, согласно указанной статьи, обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 Закона).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования (ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» относится к городу <адрес> Республики Крым, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, местонахождение: <адрес>, основной вид деятельности – образование основное общее.
Согласно Уставу МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2», утверждённому постановлением Администрации <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав), муниципальное бюджетное образовательное учреждение является бюджетным образовательным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования <адрес> Республики Крым, которое является учредителем школы и собственником его имущества.
Из Устава МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» следует, что его основной целью деятельности является создание условий для реализации гарантированного гражданам права на получение на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха учащихся, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности учащихся.
Согласно ч.6 ст.9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем.
В соответствии с положениями статьей 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Согласно Устава муниципального образования <адрес> Республики Крым, представительным органом муниципального образования <адрес> Республики Крым является <адрес> городской совет Республики Крым, к компетенции которого отнесено утверждение бюджета муниципального образования, определение порядка по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исполнение требований законодательства по обеспечению надлежащего функционирования бюджетного образовательного учреждения является обязанностью, причём независимо является ли местный бюджет дотационным, в связи с чем, суд отклоняет доводы ответчика, что поскольку районный бюджет является дотационным, то в удовлетворении иска необходимо отказать.
Как усматривается из положений Устава муниципального образования <адрес> Республики Крым, администрация <адрес> Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.
Кроме того, согласно Устава к полномочиям администрации <адрес> Республики Крым отнесены:
- в области планирования, бюджета, финансов и учёта: обеспечение составления проекта бюджета района (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); внесение на утверждение Сакского городского совета проект бюджета города (проект бюджета и среднесрочный финансовый план) с необходимыми документами и материалами; обеспечение исполнения бюджета города и составление бюджетной отчётности, представляет отчёт об исполнении бюджета города на утверждение Сакского городского совета;
- в сфере образования и здравоохранения: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти Республики Крым; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории города.
Противодействие терроризму, относится к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (п.4 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Кроме того, п.п. «е» п.21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические, которые предусматривают разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищённости объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащённости субъектов противодействия терроризму.
Согласно пп.2 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациях» в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных организаций включено: наличие периметрального ограждения и освещения территории; обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля); оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц; наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала; определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
Требования к антитеррористической защищённости образовательных организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В соответствии с п.п.«в» п.10 указанного Постановления в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей: место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определённых условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Согласно п.п.23, 24 Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения. В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
Утверждённые постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Республики Крым», устанавливают специальные требования к антитеррористической защищенности образовательных организаций на территории Республики Крым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В силу с п.5 указанных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно п.17 указанных Требований антитеррористическая защищённость объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Запрет неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий); организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Согласно п.24 Требований, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий), отнесённых к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
при этом, в силу п.25 Требований, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сакской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части охраны жизни и здоровья обучающихся МБОУ Сакская средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2», в ходе которой выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта.
В указанной ходе проверки прокуратуры установлены нарушение требований указанного выше законодательства, в том числе: не приведены в соответствии с требованиями Постановления № журналы инструктажей МБОУ о порядке действий при обнаружении на объекте посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического путем указания наименований проведенных инструктажей; не проведены мероприятия, исключающие нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от МБОУ; не проведены мероприятия информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам МБОУ; не размещены на наглядных пособиях в здании МБОУ, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте, а также планах эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оснащены здание МБОУ, в том числе его прилегающую территорию, системой наружного оповещения; не оснащено здание МБОУ охранной сигнализацией; не обеспечено здание МБОУ охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано здание МБОУ на первом этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией; не оборудованы основные входы в здание МБОУ контрольно-пропускными пунктами или постами охраны; не обеспечено здание МБОУ ограждением согласно постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.4.2ю2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
Согласно представленной к материалам дела копии ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» о результатах рассмотрения представления, администрация учреждения указывает, что выявленные недостатки в ходе проверки устранены.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> межрайонной прокуратурой Республики Крым было принято решение о проведении проверки МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2». в ходе проведенной проверки было установлено, что МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» не исполнены рекомендации, обеспечивающие антитеррористическую защищенность объекта.
Указанное, не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Ответчиком, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих доводы иска не представлено, в то же время основания и доводы иска нашли своё подтверждение в судебном заседании, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
В судебном заседании прокурор не просил об установлении ответчику срока, а представитель ответчика не высказывал свои суждения относительно необходимого им срока для устранения выявленных прокуратурой нарушений требований антитеррористического законодательства.
Суд считает, что ответчику достаточным будет шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку данный срок является реальным для принятия ответчиком необходимых мер по исполнению решения суда, при этом суд обращает внимание, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит оснований для освобождения обязанных лиц от финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности в образовательных и дошкольных учреждениях и не ставит сроки выполнения таких мероприятий от финансовых возможностей соответствующих лиц.
В соответствии с ч.2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, признаются плательщиками государственной пошлины, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
В подпункте 8 пункта 1 данной статьи определено, что если истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.103 ГПК РФ.
Согласно абзацам второму и третьему подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, организациями в размере 6 000 рублей.
Из приведенных правовых положений следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из материалов дела, требования неимущественного характера о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, использующих и посещающих МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2».
Таким образом, при обращении в суд общей юрисдикции с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга физических лиц в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
Вместе с тем в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при этом, согласно положениям статьи 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации, МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» не является лицом, освобождённым от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в том же размере - 300 рублей.
При таких обстоятельствах с ответчика МБОУ «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.103, 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление исполняющего обязанности заместителя <адрес> межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2», третье лицо: Администрация <адрес> Республики Крым, об устранении требований нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта (учреждения), о понуждении совершить определенные действия– удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» устранить нарушения требований -оборудовать здание МБОУ системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
-привести в соответствии с требованиями Постановления № журналы инструктажей МБОУ о порядке действий при обнаружении на объекте посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического путем указания наименований проведенных инструктажей;
-провести мероприятия, исключающие нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от МБОУ;
-провести мероприятия информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам МБОУ;
-разместить на наглядных пособиях в здании МБОУ, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте, а также планах эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
-оснастить здание МБОУ, в том числе его прилегающую территорию, системой наружного оповещения;
-оснастить здание МБОУ охранной сигнализацией;
-обеспечить здание МБОУ охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
-оборудовать здание МБОУ на первом этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией;
-оборудовать основные входы в здание МБОУ контрольно-пропускными пунктами или постами охраны;
-обеспечить здание МБОУ ограждением согласно постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.4.2ю2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя школа № имени Героя Советского союза ФИО2» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путём подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н.Гончаров
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.Н.Гончаров