Дело № 2 –942\2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23.03.2014 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Федотова О.Ю.
при секретаре Муравьевой М.В.
с участием представителя заявителя Турцевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коколевой Е. А. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратилась в суд, указывая, что является собственником 1\2 доли в праве на дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права.
Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № по указанному адресу, общей площадью 1008 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального личного строительства и личного подсобного хозяйства.
Право на 1\2 долю дома перешло в порядке наследования от <данные изъяты>. Домовладение было передано по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО1 своим детям: ФИО2, ФИО3.
ФИО3 оформил право на 1\2 долю земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по неизвестным причинам не оформила своего права на оставшуюся долю земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ДЗО администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность 1\2 доли земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ от ДЗО был получен отказ в предоставлении 1\2 доли земельного участка в праве на земельный участок, с указанием причины невозможности выполнения ее просьбы ввиду отсутствия в кадастре объектов недвижимости сведений о границах данного земельного участка, вследствие чего невозможно получить разделы КП.3 и КП.4 кадастрового паспорта.
Вторая 1\2 доля в праве на земельный участок оформлена в собственность ФИО4, как ранее возникшее право. В связи с чем внести сведения в государственный кадастровый с кадастровым номером № возможно исключительно при личном обращении обоих собственников, в данном случае- ФИО4 и ДЗО.
ФИО4 не желает совместно с ДЗО обращаться в кадастровую палату с заявлением об уточнении сведений о местоположении земельного участка с кадастровым номером № несмотря на то, что не имеет возражений к уточненным границам, более того, согласовала их.
Следовательно, выполнить требование ДЗО об уточнении местоположения границ земельного участка для получения разделов КП.3 и КП.4 кадастрового паспорта не представляется возможным.
Заявитель просит признать решение ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; обязать ДЗО предоставить 1\2 долю в праве на земельный участок с с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, общей площадью 1008 кв.м. по указанному адресу, общей площадью 1008 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального личного строительства и личного подсобного хозяйства.
Заявитель в судебное заседание не явилась, извещалась, представитель заявителя на заявлении настаивала.
Представитель Департамента земельных отношений Администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, извещалась, представила отзыв на заявление.
Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу п. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно п. 2.5 Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения", утвержденного
Постановлением Администрации г. Перми от 13.09.2012 N 75-П, нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление муниципальной услуги:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок";
Закон Пермского края от 12 мая 2006 г. N 2986-669 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственникам индивидуальных гаражных боксов в гаражно-строительных кооперативах";
Закон Пермского края от 7 октября 2011 г. N 837-ПК "Об установлении порядка определения цены и порядка оплаты земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках";
решение Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми";
решение Пермской городской Думы от 28 октября 2008 г. N 315 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми";
решение Пермской городской Думы от 28 октября 2008 г. N 316 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности";
Постановление администрации города Перми от 26 октября 2007 г. N 450 "Об утверждении типовых форм договоров безвозмездного срочного пользования, аренды, купли-продажи земельных участков".
Суд, изучив материалы дела, установил, что заявитель является собственником 1\2 доли в праве на дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права.
Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № по указанному адресу, общей площадью 1008 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального личного строительства и личного подсобного хозяйства.
Право на 1\2 долю дома перешло к заявителю в порядке наследования от <данные изъяты>.
Ранее домовладение было передано по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ бабушкой заявителя - ФИО1 своим детям: ФИО2, ФИО3.
ФИО3 оформил право на 1\2 долю земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10) на основании постановления администрации <адрес> № а от ДД.ММ.ГГГГ Как видно из копии указанного постановления предоставление земельных участков было осуществлено по спискам, которые прилагались к постановлению (постановление хранится в МБУ «Архив <адрес>).
После ФИО3 1\2 доля в праве на земельный участок оформлена в собственность ФИО4, как ранее возникшее право.
Из заявления заявителя следует, что ФИО5 (мать заявителя) по неизвестным причинам не оформила своего права на оставшуюся долю земельного участка.
Однако сведений, что в соответствии со списками к Постановлению администрации <адрес> № а от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок не предоставлялся в собственность и ФИО5 нет. Такие сведения могли быть получены Департаментом земельных отношений администрации г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в ДЗО администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность 1\2 доли земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ от ДЗО был получен отказ в предоставлении 1\2 доли земельного участка в праве на земельный участок, с указанием причины невозможности выполнения ее просьбы ввиду отсутствия в кадастре объектов недвижимости сведений о границах данного земельного участка, вследствие чего невозможно получить разделы КП.3 и КП.4 кадастрового паспорта.
Между тем в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденных Приказом МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ № 475 от 13.09.2011 г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», не указано, что при подаче необходимо наличие в кадастровом паспорте разделов КП.3 и КП.4. более того, указанным перечнем предусмотрена возможность предоставлении только выписки о земельном участке. Требований в данном Перечне о предоставлении кадастрового паспорта с разделами КП.3 и КП.4 нет.
Административный регламент предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» также не содержит требований о предоставлении кадастрового паспорта с разделами КП.3 и КП.4 на основании приказа МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории», а с учетом того, что Департаментом земельных отношений не проверено обстоятельства возможного предоставления земельного участка в собственность ФИО5 (матери заявителя) совместно с ФИО3 на основании постановления администрации <адрес> № а от ДД.ММ.ГГГГ суд считает отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителю по доводам изложенным в отказе незаконным.
Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе предоставить Коколевой Е. А. 1\2 долю в праве на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, общей площадью 1008 кв.м. по указанному адресу, общей площадью 1008 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального личного строительства и личного подсобного хозяйства незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Коколевой Е. А. о предоставлении 1\2 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, общей площадью 1008 кв.м. по указанному адресу, общей площадью 1008 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального личного строительства и личного подсобного хозяйства.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Ю. Федотов