дело №2-2518/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2015 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,
При секретаре Маримоновой Л.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестуна Р.А. к Силаеву Д.С. о признании права собственности на комнату в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Пестун Р.А., уточнив требования, обратился в суд с иском к Силаеву Д.С. о признании права собственности на комнату в порядке наследования, указав в обоснование требований, что его бабушке ФИО1 по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена комната площадью 14,6 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умерла. При жизни ею было составлено завещание, по которому указанная комната была завещана истцу, однако из-за расхождения в площадях комнаты в документах на нее, указанное имущество не было включено нотариусом в наследственную массу. При этом, истец фактически принял открывшееся наследство, т.к. продолжает пользоваться комнатой
Просит суд признать за ним право собственности в порядке наследования на комнату площадью 14,8 кв.м в квартире по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам, дополнительно пояснив, что умершая бабушка истца ФИО1 фактически проживала в одной из двух комнат в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ комната площадью 14,6 кв.м была передана ФИО1 в собственность в порядке приватизации. Несмотря на наличие договора приватизации, истец не может представить нотариусу необходимые документы для получения свидетельства о праве собственности в порядке наследования по завещанию на комнату, принадлежавшую наследодателю, поскольку, согласно справки ОАО «Жилищник» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована и фактически проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в комнате общей площадью 15 кв.м в двухкомнатной <адрес>. В соответствии с платежными документами коммунальные платежи ФИО1 так же за все время проживания оплачивались за комнату площадью 15 кв.м. Однако согласно договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и справки № П от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была передана на праве собственности комната площадью 14,6 кв.м. (по данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ - 13,9 кв.м), а комната площадью 15 кв.м (по данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ - 14.8. кв.м) передана по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 Однако, фактически ФИО3 приватизировал, а в дальнейшем продал Силаеву Д.С., занимаемую им комнату поданным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ площадью 14,6 кв.м., по данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ - 13,9 кв.м.).
Ответчик Силаев Д.С., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в поступившем в адрес письменном отзыве на исковое заявление не возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел у ФИО3 комнату площадью 14,9 кв.м в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Ему известно, что во второй комнате в указанной квартире проживала ФИО1 – бабушка истца, которая умерла в сентябре 2014 года. Фактически ФИО1 проживала в комнате площадью 15 кв.м, в связи с чем не возражает против удовлетворения заявленных требований и признания за Пестуном Р.А. права собственности на комнату площадью 14,8 кв.м в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, порядке наследования.
Представитель третьего лица – нотариуса ФИО5 – ФИО4 не возражала против удовлетворения требований, поскольку единственным препятствием в оформлении наследственного имущества является расхождение в площадях комнаты в документах.
На основании ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что на основании договора на безвозмездную передачу комнаты (изолированного жилого помещения) в коммунальной квартире, являющейся предметом договора найма жилого помещения, в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена комната площадью 14,6 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире общей площадью 49,7 кв.м, в том числе жилой – 29,6 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д. 9).
Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № П от ДД.ММ.ГГГГ комната площадью 14,6 кв.м в <адрес> на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована за ФИО1, комната площадью 15,0 кв.м – на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 завещала все принадлежащее ей имущество Пестуну Р.А. (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла (л.д. 10).
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца и письменными материалами дела.
В соответствии с частью 4 ст.35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Согласно ч.4 ст.1154 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Таким образом, фактическое принятие наследства свидетельствуется такими действиями наследника, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а выражает волю приобрести его. По общему правилу, фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Как разъяснено в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 20.10.2003 N 22-ВОЗ-5, к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.п.34, 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Принятие наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Таким образом, действующее законодательство закрепляет правовую презумпцию принадлежности имущества наследодателя принявшему его наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, получения свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации права собственности.
Судом установлено, что после смерти ФИО1 истец в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о принятии наследства к нотариусу ФИО5, на основании которого заведено наследственное дело № к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (л.д. 12).
Как установлено судом и следует из копии завещания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), единственным наследником всего имущества ФИО1, какое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим, в том числе и комнаты, находящейся в <адрес>, является истец Пестун Р.А. По данным алфавитной книги учета Первой Смоленской Государственной нотариальной конторы Смоленской области настоящее завещание не отменялось и не изменялось.
При этом, как следует из пояснений представителя истца, Пестуну Р.А. нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, поскольку им не представлены доказательства возникновения у ФИО1 права собственности на спорную комнату.
Из имеющегося в материалах дела поэтажного плана <адрес> по данным на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира имеет общую площадью 49,7 кв.м, в том числе жилую – 29,6 кв.м, и состоит из двух комнат площадью 14,6 кв.м и 15,0 кв.м (л.д. 18).
Комната площадью 15,0 кв.м в указанной квартире на основании договора на безвозмездную передачу комнаты (изолированного жилого помещения) в коммунальной квартире, являющейся предметом договора найма жилого помещения, в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена ФИО3
При этом, как следует из копии указанного договора приватизации, находящегося в материалах регистрационного дела в Управлении Росреестра по Смоленской области, в него внесены исправления в части указания жилой площади комнаты, передаваемой в собственность ФИО3, с 15,0 кв.м на 13,9 кв.м, и с указанием общей площади комнаты – 14,9 кв.м. Перечисленные исправления заверены в установленном порядке.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 продал, а Силаев Д.С. приобрел изолированное жилое помещение в коммунальной квартире находящееся по адресу: <адрес>, общей площадью 14,9 кв.м, в том числе 13,9 кв.м жилой площади.
По сведениям Управления Росреестра по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № право собственности на комнату площадью 14,9 кв.м в <адрес> зарегистрировано за Силаевым Д.С. (л.д. 13).
Из справки ОАО «Жилищник» б/н от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в комнате площадью 15,0 кв.м в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Согласно данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имеет общую площадью 48,7 кв.м, в том числе жилой – 28,7 кв.м, и состоит из двух комнат площадью 13,9 кв.м и 14,8 кв.м (л.д. 19).
Таким образом, в судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что фактически ФИО1 проживала в <адрес> в комнате площадью 15,0 кв.м (по данным БТИ на ДД.ММ.ГГГГ), а согласно уточненным данным БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – площадью 14,8 кв.м, и которая на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ была передана ей в собственность с указанием площади, равной 14,6 кв.м.
После смерти ФИО1 ее наследник по завещанию Пестун Р.А. вступил во владение наследственным имуществом, поскольку продолжает пользоваться спорной комнатой, обратился в установленный срок к нотариусу и получил свидетельства о праве на наследство по завещанию на денежный вклад, а также недополученную пенсию наследодателя, что в силу закрепленного ч.2 ст.1152 ГК РФ принципа универсального правопреемства при наследовании свидетельствует о принятии истцом всего причитающегося ему по данному основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу изложенных обстоятельств, суд приходит к убеждению о наличии достаточных оснований для включения комнаты площадью 14,8 кв.м (по данным технической инвентаризации на 2015 год) в <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, с признанием за истцом права собственности на данное имущество в порядке наследования.
С учетом изложенного, суд находит требования Пестуна Р.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пестуна Р.А. удовлетворить.
Признать за Пестуном Р.А. право собственности в порядке наследования на комнату площадью 14,8 кв.м в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Н.А. Ландаренкова