Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-121/2019 (2-3753/2018;) ~ М-3581/2018 от 15.10.2018

Дело № 2-121/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2019 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Марины Андреевны к Администрации города Пскова о предоставлении вне очереди по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь,

УСТАНОВИЛ:

Соловьева М.А. обратилась в суд с иском, уточненном в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации г. Пскова о предоставлении во внеочередном порядке в черте муниципального образования «Город Псков», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В обоснование иска указано, что истец, являясь ***, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, с марта 2009 года является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности и проживает в квартире по адресу: г. Псков, ул. ***, д. ***, кв. ***. Другая 1/2 доля в праве собственности на указанную квартиру принадлежит также проживающему в ней О. А.Б.

14 декабря 2011 года заключением № 75 межведомственной комиссии жилое помещение № *** дома № *** по ул. *** признано непригодным для проживания в существующем состоянии и требующим капитального ремонта.

21 ноября 2013 года в связи с тем, что несущие способности основных конструкций здания исчерпаны в процессе эксплуатации, межведомственная комиссия приняла заключение № 30 об аварийности жилого дома № *** по ул. *** и подлежащим его сносу.

Постановлением Администрации города Пскова от 30.01.2018 г. № 130 Соловьева М.А. составом семьи 1 человек принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде с учетным номером 3338 в соответствующей очереди.

Однако на основании акта обследования жилого помещения от 22.06.2018 года, которым установлено фактическое непроживание истца в квартире № *** дома *** по ул. *** в городе Пскове постановлением Администрации города Пскова № 1135 от 20.07.2018 года Соловьевой М.А. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Соловьева М.А. полагает, что данным отказом нарушены её жилищные права как лица, страдающего тяжелой формой заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ним, так как понятие места жительства устанавливает не просто связь между гражданином и определенным жилым помещением, в котором он фактически находится, а также должно быть основано на конкретном юридическом акте, в данном случае на свидетельстве о праве собственности.

Поэтому она просит обязать Администрацию г. Пскова предоставить во внеочередном порядке в черте муниципального образования «Город Псков», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Истец Соловьева М.А. требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске дополнении к нему.

Представитель ответчика Администрации г. Пскова Никитина Е.М. с иском не согласилась. Согласно позиции высказанной в ходе судебного разбирательства правом предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда обладают граждане признанные малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ заявление о принятии на учет нуждающихся подается в орган местного самоуправления по месту жительства, что свидетельствует о необходимости наличия факта проживания на территории города Пскова.

Представитель третьего лица Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

Выслушав истца Соловьеву М.А., представителя ответчика Администрации города Пскова Никитину Е.М., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ (ст. 40) закреплено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно действующему законодательству, регулирующему жилищные правоотношения, жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ст. 49 ЖК РФ).

Из материалов дела установлено, что Соловьева М.А. на основании договора купли-продажи доли от *** года (л.д. 27-28) является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Псков, ул. ***, д. ***, кв. *** (л.д. 31).

Согласно паспорту РФ по указанному адресу истец зарегистрирована с 07.10.2011 (л.д. 22-25).

Как следует из копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 25.02.2019 года иных жилых помещений в собственности для проживания Соловьева М.А. не имеет.

В соответствии с ответом на запрос ГБУЗ Псковской области «Противотуберкулезный диспансер» от 28.11.2018 года № 4 (л.д. 57) Соловьева М.А. с 04.04.2017 года получает лечение по поводу ***. 02 апреля 2018 года истцу впервые установлена ***, что следует из справки (л.д. 32-33).

Суд также учитывает, что согласно заключениям межведомственной комиссии № 75 от 14 декабря 2011 года (л.д. 6-9) и № 30 от 21 ноября 2013 года (л.д. 10-13) дом № *** по ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с тем, что несущие способности основных конструкций здания исчерпаны в процессе эксплуатации, а расположенное в нем жилое помещение № *** - непригодным для проживания в существующем состоянии и требующем капитального ремонта.

Несмотря на указанные обстоятельства постановлением Администрации города Пскова № 1135 от 20.07.2018 года Соловьевой М.А. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 42).

Основанием для отказа послужил установленный актом обследования жилищных условий факт непроживания истца по месту жительства (регистрации) (л.д. 44).

Конституцией РФ (ст. 18) установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Обозначенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации за счет субъектов Российской Федерации.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 2 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, относятся граждане, отвечающие условиям, изложенным в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

При этом для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ)

В силу положений, изложенных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В настоящее время перечень соответствующих заболеваний утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, в соответствии которым *** отнесен к числу таких заболеваний.

Оценивая доводы сторон, суд учитывает, что в соответствии с частям 3, 7 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Псковской области от 10.07.2006 № 566-оз «О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» принятие на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления, определяемым представительным органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашением о взаимодействии.

Таким образом, федеральным законом и законом Псковской области установлено право граждан на обращение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в орган местного самоуправления по месту жительства, в связи с чем юридически значимым обстоятельством для дела является установление факта проживания Соловьевой М.А. на территории города Пскова.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статей 2, 3 закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку материалами дела установлено, что Соловьева М.А. является собственником доли в праве собственности на квартиру, расположенную в г. Пскове, зарегистрирована в ней по месту жительства, но не проживает в ней по независящим от неё обстоятельствам, а вследствие признания квартиры непригодной для проживания в существующем состоянии и требующей капитального ремонта, а дом, в котором расположена квартира аварийным и подлежащим сносу, суд, исходя из вышеназванных норм, полагает факт проживания Соловьевой М.А. на территории города Пскова также установленным.

Приходя к такому выводу суд, принимает во внимание, что с 04.04.2017 года Соловьева М.А. получает лечение в ГБУЗ Псковской области «Противотуберкулезный диспансер», расположенном по адресу: г. Псков, ул. Красноармейская, д. 16 с предположительным сроком лечения 24 месяца, т.е. до мая 2019 года.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» диспансерное наблюдение за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2 Порядка диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее – Порядок) диспансерное наблюдение за больными туберкулезом осуществляется в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) по месту жительства, работы, службы, учебы, содержания больного в следственном изоляторе или исправительном учреждении.

В соответствии с п. 6 Порядка диспансерное наблюдение за больными туберкулезом осуществляется непрерывно независимо от согласия больного или его законных представителей на этапах амбулаторного, стационарного и санаторного лечения в целях обеспечения эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

При изменении места жительства больной туберкулезом обязан сняться с диспансерного учета в лечебно-профилактическом специализированном противотуберкулезном учреждении и в течение 10 дней после изменения места жительства встать на диспансерный учет в лечебно-профилактическом специализированном противотуберкулезном учреждении по новому месту жительства (пункт 8 Порядка).

Следовательно, в случае непроживания Соловьевой М.А. на территории города Пскова получение непрерывного лечения в лечебно-профилактическом специализированном противотуберкулезном учреждение города Пскова в течение длительного времени было бы для неё затруднительным.

Учитывая изложенное, а также то, что постановлением Администрации города Пскова от 25.05.2018 № 781 Соловьева М.А. признана малоимущей, что следует из письма Управления по учёту и распределению жилой площади Администрации г. Пскова от 30.05.2018 № 1073 (л.д. 19), суд приходит к выводу, что истец в силу закона имеет право на внеочередное обеспечение отдельным жилым помещением.

Поскольку в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н включено имеющееся у Соловьевой М.А. заболевание, исковые требования о предоставлении вне очереди по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь обоснованы и подлежат в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соловьевой Марины Андреевны удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Пскова обязанность предоставить Соловьевой Марине Андреевне вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, не ниже установленной на территории г. Пскова, в соответствии с нормой предоставления, на состав семьи один человек.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2018 года.

Судья С.М. Тесёлкина

2-121/2019 (2-3753/2018;) ~ М-3581/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соловьева Марина Андреевна
Ответчики
Управление по учету и распределению жилой площади Администрации ПО
Другие
Администрация Псковской области
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Теселкина Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
15.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2018Передача материалов судье
17.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.11.2018Предварительное судебное заседание
28.11.2018Судебное заседание
13.12.2018Судебное заседание
28.01.2019Судебное заседание
07.02.2019Судебное заседание
27.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2019Дело оформлено
08.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее