Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-143/2018 ~ М-180/2018 от 31.05.2018

Гражданское дело № 2-143/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2018 г. г. Реутов

Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Татаринова А.В. при секретаре Калайчеве С.А. с участием представителя истца Мурашка А.С., ответчика Ревина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по иску филиала № 3 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» к бывшему военнослужащему войсковой части капитану запаса Ревину В.А. о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

начальник филиала № 3 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» (далее – Филиал № 3) обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что актом от 31 августа 2015 года /СВ/2015/2 контрольных мероприятий по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Филиала № 3 (далее – Акт) выявлены факты неправомерности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим войсковой части , в том числе ответчику за период с ноября 2012 года по июнь 2013 года в сумме 120000 руб. Отметил, что в указанный период времени ответчик с рапортами и иными документами о выплате компенсации к должностным лицам воинской части и финансовый орган не обращался, права на получение компенсации не имел, а полученными денежными средствами распорядился по своему усмотрению.

Полагая выплаченную Ревину денежную сумму неосновательным обогащением, начальник финансового органа просил взыскать с ответчика 120000 руб. в пользу Филиала № 3.

Начальник Филиала № 3, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Представитель истца Мурашка в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Ревин, участвующий в судебном заседании по средствам видеоконференц-связи, иск финансового органа не признал и пояснил, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществлялась в соответствии с порядком и в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 и Приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235, которыми до сентября 2015 года не предусматривалось предоставление военнослужащими сведений об обращении в территориальный орган жилищного обеспечения. Указал, что при обращении к командиру воинской части для выплаты спорной компенсации, он представлял все необходимые документы и имел право на ее получение.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 3 ст. 15 названного Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

При этом абз. 2 п. 2 названного Положения, который предусматривает выплату компенсации не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, введен Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, основаниями к производству выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в спорный период являлись необеспеченность и невозможность обеспечения военнослужащего жилым помещением по месту его службы, а также заявление военнослужащего с просьбой о производстве таковой с приложением необходимых для этого документов.

Перечень документов, необходимый для выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в спорный период устанавливался приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235 (ред. от 17.10.2008) «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года », действовавшим до 17 октября 2016 года.

Так, согласно п. 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утвержденной названным приказом Министра обороны Российской Федерации, выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.

Таким образом, названными нормативными правовыми актами, действующими в период возникновения спорных правоотношений, предусматривался исчерпывающий перечень документов, необходимый для решения вопроса о выплате военнослужащему денежной компенсации.

Как следует из материалов гражданского дела, войсковая часть (ранее и ) состоит на финансовом обеспечении в Филиале № 3 согласно перечню воинских частей, состоящих на таковом в силу приказа руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» от 29 мая 2015 года «О зачислении, исключении с финансового обеспечения воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации».

Ответчик с сентября 2012 года по июль 2016 года проходил военную службу в войсковой части (ранее и ) на офицерских должностях.

Актом выявлены факты неправомерности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим войсковой части , в том числе Ревину за период с ноября 2012 года по июнь 2013 года в сумме 120 000 руб. При этом обращено внимание на то, что в указанный период времени ответчик с рапортами и иными документами о выплате компенсации к должностным лицам воинской части и финансовый орган не обращался, права на получение компенсации не имел, поскольку не состоял на учете нуждающихся в служебном жилом помещении по учетам жилищного органа.

Представителем Филиала № 3 в судебном заседании обращено внимание на то, что в момент производства спорных выплат в Филиале № 3 имелись документы, подтверждающие наличие обязательства по выплате ответчику компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, однако в последствие данные документы были похищены.

Из справки расчета ущерба, причиненного Ревиным, усматривается, что ответчику вменяется необоснованное получение денежных средств в качестве компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ноября 2012 года по июнь 2013 года в сумме 120000 руб. (из расчета 15000 руб. в месяц).

Согласно представленной командиром войсковой части копии договора найма (поднайма) жилого помещения от 1 января 2012 года, Ревин осуществлял наем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Ежемесячная плата за осуществление найма жилого помещения составляла 24 000 руб. При этом, из показаний ответчика следует, что он и в последующем осуществлял наем указанного жилья, о чем представлял соответствующий договор в воинскую часть.

Копиями рапортов Ревина за период с мая 2011 года по июнь 2013 года подтверждается, что он просил выплатить ему компенсацию за наем жилья, в соответствии с вышеуказанным договором, при этом к рапорту им прилагались документы согласно перечню, установленному п. 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235. Одновременно, из резолюций на данном рапорте видно, что должностные лица ходатайствовали по существу рапорта ответчика, а командир воинской части отдавал указания о подготовке приказов о выплате компенсации.

Кроме этого, суд отмечает, что в спорный период от ответчика не требовалось предоставления сведений о признании его нуждающимся в служебном жилом помещении.

Копиями выписок из приказов командира войсковой части от 3 декабря 2012 года , от 18 февраля 2013 года , от 2 апреля 2013 года , от 30 апреля 2013 года , а также командира войсковой части от 4 июня 2013 года и от 2 июля 2013 года подтверждается, что названное должностное лицо отдавало приказы о выплате Ревину денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с ноября 2012 года по июнь 2013 года в сумме 120 000 руб. (из расчета 15 000 руб. в месяц), которая является спорной по настоящему делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что денежная компенсация выплачивалась ответчику в связи с его волеизъявлением, отраженным в рапорте с приложенными к нему документами, на основании приказов командира воинской части, что соответствовало требованиям действующего в тот период времени законодательства.

Согласно ст. 39, 41 и 44 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части.

Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям статьи 41 настоящего Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.

Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий прямой начальник.

Анализируя приведенные положения Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что только командир, издавая приказ, отвечает за его соответствие нормам действующего законодательства.

Учитывая изложенное, а также то, что исследованные в ходе судебного заседания приказы этим должностным лицом не отменены, Ревин не может нести ответственность за соответствие изданных командиром воинской части приказов нормам действующего законодательства, а также их последствия.

Делая такой вывод, суд учитывает, что постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 15 марта 2016 года заместителем руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Люберецкому гарнизону сделан вывод об отсутствии умышленных действий, направленных на хищение бюджетных денежных средств, со стороны военнослужащих войсковой части 19893, в том числе Ревина, в связи с чем было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении этих военнослужащих по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 159 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием состава преступления.

Таким образом, судом установлено, что командиром воинской части в пределах его компетенции в оспариваемый период принимались решения, оформленные соответствующими приказами. Финансовым органом обоснованность данных приказов не оспаривалась, а, напротив, на их основании принимались решения по выплате Ревину денежных средств в качестве компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. При этом совершение ответчиком каких-либо умышленных действий, направленных на причинение государству материального ущерба и незаконное расходование денежных средств, из материалов дела не усматривается. Не следует из имеющихся материалов и того, что на ответчика в рассматриваемый период была возложена обязанность по предоставлению сведений о включении его в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, предъявляя иск о взыскании неосновательного обогащения, истец обязан был представить в суд доказательства, подтверждающие получение Ревиным спорных денежных средств без установленных законом или иными правовыми актами оснований.

Между тем, истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, таких доказательств суду представлено не было.

Напротив, в приложении к Акту (п. 15 таблицы «Сведения о неправомерных выплатах денежной компенсации ха поднаем жилых помещений военнослужащим войсковых частей и за период с января 2011 года по август 2014 года) указано, что с июня 2013 года Ревин был обеспечен служебным жилым помещением, что свидетельствует о его нуждаемости в таковом в спорный период. Кроме этого, из исследованных в судебном заседании документов усматривается, что Ревин получал денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с мая 2011 года, обоснованность выплаты которой воинскими должностными лицами не оспаривается.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного иска.

Руководствуясь ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ,

р е ш и л :

в удовлетворении иска филиала № 3 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» к Ревину В.А. о взыскании денежных средств отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу А.В. Татаринов

2-143/2018 ~ М-180/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филиал №3 ФКУ "УФО по г. Москве и Московской области"
Ответчики
Ревин Виталий Александрович
Другие
командир в/ч 19889
Мурашка Александр Сергеевич
Суд
Реутовский гарнизонный военный суд (Московская область)
Судья
Татаринов Александр Владимирович
Дело на странице суда
rgvs--mo.sudrf.ru
31.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2018Передача материалов судье
01.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2018Подготовка дела (собеседование)
19.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2018Судебное заседание
17.07.2018Судебное заседание
18.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2018Дело оформлено
21.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее