Дело № 2 –1171\2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.05.2014 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Федотова О.Ю.
при секретаре Мекаевой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусабировой М. Н. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском, указывая, что является <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей как инвалиду земельного участка, с кадастровым номером №, площадью -S1-., расположенного по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми. Считает отказ ответчика незаконным, нарушающим его права. Истец проживает в 2-х комнатной квартире, общей площадью -S2-., кроме нее в квартире проживают <данные изъяты>, всего 5 человек. Другого недвижимого имущества и земельных участков истец не имеет.
Истец просит возложить на ответчика обязанность предоставить истцу в аренду сроком на 10 лет земельный участок, с кадастровым номером №, площадью -S1-., расположенного по <адрес>.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Департамента земельных отношений Администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, извещалась, представила отзыв на исковое заявление. В отзыве указала, что с иском не согласны. Возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Истец в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на учете не состоит. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Просила рассмотреть дело без ее участия.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации ст. 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечить государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 года № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих, в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Суд, изучив материалы дела, установил, что Мусабирова М. Н., <данные изъяты> (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Мусабирова М.Н. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей как инвалиду земельного участка, с кадастровым номером №, площадью -S1-., расположенного по <адрес> (л.д. 4).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент земельных отношений отказал Мусабировой М.Н., в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован, и поскольку Мусабировой М.Н. не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (л.д. 5).
Мусабирова М.Н. зарегистрирована и проживает в квартире по <адрес>, совместно с истцом в данной квартире проживают ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д. 8) Данная квартира на праве собственности истцу не принадлежит (л.д. 9). Приходящаяся на истцу площадь, занимаемого жилого помещения составляет: -S2- : 5 = -S3-. на человека (менее 12 метров).
В соответствии со справкой Росреестра по Пермскому краю, следует, что Мусабирова М.Н. недвижимости на праве собственности не имеет (л.д. 10).
В силу ст. 29, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Таким образом, бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать прав граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1. статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Решением Пермской Городской Думы № 315 от 28.10.2008 г. утверждено положение «О предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми», в п. 5.1 которого установлены предельные сроки аренды земельных участков. При предоставлении земельных участков на новый срок – первоначальный срок аренды для индивидуального жилищного строительства – 10 лет.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», торги не проводятся.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие в детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления необходимо было осуществлять организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного хозяйства и дачного хозяйства.
Решением Пермской городской думы от 30.05.2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на получение в первоначальном порядке земельных участков в пользование.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
С учетом изложенного суд считает, что исковые требования Мусабировой М.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку истец является <данные изъяты>, нуждается в улучшении жилищных условий и в соответствии с законом, имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Отказ в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что в настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального строительства осуществляется исключительно на торгах, является незаконным.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятия решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов; проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, в случае если имеется только одна заявка.
Таким образом, для реализации права на получение в собственность или на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
К кругу субъектов уполномоченных осуществлять предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, относит исполнительные органы государственной власти и субъектов РФ и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение землеустроительных мероприятий по формированию земельного участка.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, необходимо возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Мусабировой М. Н. земельный участок площадью -S1- расположенный по <адрес>, в первоначальном порядке, в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона, конкурсов, торгов.
Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Мусабировой М. Н. земельный участок площадью -S1- расположенный по <адрес>, в первоначальном порядке, в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона, конкурсов, торгов.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Ю. Федотов